Вернуться к В.В. Чалый. Лингвопрагматический аспект художественной прозы А.П. Чехова

Заключение

Анализ языка рассказов, повестей Антона Павловича Чехова позволяет сделать следующие выводы.

Прагматическая основа лингвистических пресуппозиций способствует выражению мнения Чехова о персонаже и его мировоззрении, становится способом раскрытия психологии героя.

Фразеологизмы с информативно-оценочной модальностью пресуппозиционно задействованы в развитии ассоциативной образности прозы А.П. Чехова. Крылатые слова как одно из пресуппозиционно-прагматических средств речевого выражения мысли наиболее часто употребляются писателем при юмористическом изображении внешности героя, а также с целью наглядно охарактеризовать обстоятельства, во многом объясняющие его поведение.

Понимание глубинного смысла произведения в связи с постижением пресуппозиционно-прагматической сущности конструкций с синтаксической аппликацией характеризует способность проникновения читателя в авторский замысел. В соответствии с этим эмоциональность аппликативных построений у Чехова влияет на понимание читателем общей логики событий, развивающихся в сюжете произведения, и предполагает наиболее полное выявление художественного образа, неявно выраженной в тексте авторской оценки поведения героев. Помимо этого, юмор, которым зачастую окрашено содержание конструкций с синтаксической аппликацией, передаёт авторское видение героя и характер сложившейся ситуации в рассказе. Вторая часть таких конструкций в прозе А.П. Чехова содержит дополнительные сведения о мотивах поведения персонажа и тем самым формулирует «правильное», адекватное авторскому, отношение к образу героя со стороны читателя.

Коннотативность в составе контекстной семантики рассказов и повестей Чехова выполняет функцию дополнительной характеристики речевой деятельности персонажа. Семантико-стилистическая парадигма служит знаковым отображением индивидуальной картины мира рассказов Чехова: эмоционально-оценочные свойства коннотативности в его произведениях позволяют наиболее чётко определить лексическое значение слова в каждом конкретном контекстном употреблении. Коннотация у А.П. Чехова выступает как «проводник» экспрессивно-изобразительных представлений об обозначенном в тексте субъекте речи или явлении, она участвует в реализации творческого замысла писателя. Коннотативность слов, вносящая дополнительный смысл в понимание конструкций с синтаксической аппликацией, усиливает общий экспрессивный фон речевого сообщения.

Есть основания полагать, что помимо известных коннотативных признаков языковых единиц (экспрессивность, эмоциональность, образность, оценочность) существуют ещё два — информативность и ассоциативность. Именно они во многом характеризуют коннотативный уровень контекстной семантики рассказов и повестей Чехова.

Рассмотрение «зашифрованных» в тексте коннотативных информативных связей, определяющих авторское видение персонажей, предметов и явлений, показывает, что имплицитный смысл способствует максимальному увеличению информативности художественного слова. Сообразно с этим, в большинстве случаев риторический вопрос, по замыслу А.П. Чехова, выполняет функцию заявителя дополнительной информации и усилителя выразительности литературного произведения.

Ассоциативный признак, выступающий как фактор коннотации в рассказах и повестях Чехова, служит определителем отношений между сравниваемыми образами людей, предметов. Благодаря этому, ассоциативность сравнений, фигурирующих в чеховской прозе, наиболее ярко прослеживается в трёх тематических группах, которые мы условно определили как факторы — зооморфный, социально-психологический и культуры.

Оценочная модальность в произведениях А.П. Чехова, зачастую выраженная опосредованно или имплицитно, позволяет уточнить и проанализировать точку зрения автора на обозначенную в тексте проблему и помогает читателю получить наиболее точное представление о созданном образе. Поэтому, по воле писателя, информация о герое, заключённая в аппликативном построении, может быть передана читателю с плавно меняющейся оценочной модальностью (обычно с положительной на отрицательную).

Образ автора проявляется в лексическом, стилистическом и семантическом аспектах языковых единиц, участвующих в создании подтекста рассказов и повестей Чехова. Так, прилагательные писатель употребляет часто с целью образования оценочно-экспрессивного фона высказывания. Они также служат средством передачи информации о жизненных обстоятельствах, предопределяющих многие поступки чеховских персонажей.

Зевгма как одна из фигур речи помогает читателю определить авторскую модальность: Чехов сополагает разные по значению слова для того, чтобы подчеркнуть своё ироничное отношение к поведению, образу мыслей героя.

Такой изобразительный прием, как логический вираж, подготавливает появление иронии автора, то есть обеспечивает выражение оценки Чеховым событий и героев, а также выступает в качестве средства акцентирования внимания читателя.

Писатель использует ассоциативно-образную основу сравнения с целью помочь читателю получить дополнительные сведения о внешности персонажа и его душевном состоянии. Сравнения в составе антропоморфизма, выступающего компонентом психологической структуры семантики предложения, способствуют выражению позиции автора.

Антропоморфичность у А.П. Чехова входит в языковую систему рассказов, сочетается с областью авторской модальности и даже принимает образ отдельного персонажа благодаря использованию глаголов действия. Являясь частью ментального пространства чеховских произведений, антропоморфичность становится элементом характеристики предметов и людей в сознании персонажа, а также закрепляет авторское мнение о поставленной в рассказе (повести) проблеме.

В результате взаимодействия антропоморфизмов с планом авторской модальности происходит образное, переосмысленное по замыслу Чехова изображение фактов и явлений из жизни героя. Языковые средства, выбранные для изображения пейзажа, выражают точку зрения автора на поведение персонажей, отражают их внутренний мир и тем самым подводят читателя к более точной интерпретации художественного текста.

Итак, выявленный нами перечень языковых явлений, с помощью которых Чехов проявляет своё отношение к героям и событиям, включает в себя пресуппозиции, коннотации, конструкции с синтаксической аппликацией, авторскую (оценочную) модальность, зевгму, логический вираж, ассоциативно-образные сравнения и антропоморфизмы. Этот перечень может быть продолжен.

В дальнейшем прагматический уровень творчества Антона Павловича Чехова может быть исследован: 1) в рамках проблемы авторского воздействия на читателя, особенностей интерпретации и восприятия литературного произведения; 2) с точки зрения теории речевых актов; 3) при изучении ряда стилистических фигур и синтаксических конструкций; 4) на примере языка писем и драматургии писателя.