Венгерская общественность в 1979—1980 гг. широко отметила 120-летие со дня рождения и 75-летие со дня смерти Чехова. Во всех театрах Будапешта шли его пьесы; тогда на венгерской сцене впервые поставили «Безотцовщину» под названием «Платонов»; режиссером этой удачной постановки был Иштван Хорваи, который до этого уже поставил четыре большие пьесы Чехова. В драматическом театре, носящем имя классика венгерского театра Йожефа Катоны, талантливый молодой режиссер Габор Жамбеки, также впервые на венгерской сцене, поставил «Лешего». Обе постановки стали знаменательным событием венгерской театральной жизни, и до сих пор пользуются большим успехом.
С семидесятых годов Чехов становится одним из самых популярных авторов венгерской сцены; нет такого театра во всей стране, где не ставились бы его пьесы; кто-то из критиков однажды даже писал о «чеховском периоде» венгерского театра.
В 1979—1980 гг. во всех журналах и газетах отмечалась чеховская годовщина. «Советская литература» (на венгерском языке) посвятила Чехову 1-й номер журнала за 1980 г. В седьмом номере журнала «Большой мир» за 1979 г. венгерские литературоведы посвятили специфике чеховского художественного стиля. Эндре Тэрэк писал, что у Чехова «жизнь личности в большинстве случаев только грезы, подавленные стремления и бесплодные мечтания; недостаток — это сама жизнь, творчество его — это поэзия неосуществимых желаний»1.
В 1980 г. в доме Советской культуры и науки был организован торжественный вечер. Коротко, но одухотворенно выступил венгерский поэт Отто Майор. После его речи читались рассказы Чехова и отдельные отрывки из пьес. По телевидению продемонстрировали венгерский телеспектакль «Вишневый сад», где роль Раневской исполняла известная актриса Мари Тэрэчик.
В газетах за 1985 год было меньше юбилейных статей, чем в предыдущие годы. Это может объясняться и тем, что в журналах за 1984 год было напечатано уже немало содержательных статей2.
В газете «Мадьяр Хирлап» была напечатана статья 29 января 1985 г. под заглавием «Диагноз «расшатавшегося века»». «Специфическим двойным зрением, — писал автор о Чехове, — он чувствительно реагировал на «подводные течения», идущие под кажущейся неподвижностью. Он в зародыше замечал непримиримые противоречия, когда они еще не поднялись на явное противоборство друг с другом»3.
6-го декабря 1985 года состоялась новая премьера «Трех сестер» в театре им. «Катона Йожеф», в постановке молодого режиссера Тамаша Ашера. К концу 1985 г. вышла книга театроведа Миклоша Алмаши о Чехове: «Как же нам быть, Антон Павлович?»4 Эта книга — объективный анализ четырех последних драм Чехова и вместе с тем лирическое эссе, раскрывающее переживания современного человека. Чехов предстает в книге другом, сопровождающим нас в буднях и вселяющим в нас надежду.
Примечания
1. Török E. A hiány költészete (Поэтика недостатка) // Nagyvilág. 1979. № 7.
2. Rév M. Csehov. Ibid.; Söter I. Csehovról. (О Чехове) // Ibid. 1984. 11; Zágoni E. Kosztoláni Chehov élménye nyomában (По следам впечатлений Костолани о Чехове) // Irodalomtörténet (журнал «История литературы»). 1984. № 2; Rév M. Novella és dráma kölcsönhatása Csehov munkáiban (Взаимодействие новеллы и драмы в произведениях Чехова) // Filológiai közlöny (Филологический вестник). 1984. S. 25—51.
3. /v-i/. Százhuszonöt éve született Csehov. — Diagnózis a kizökkent időről (Чехов родился сто двадцать пять лет назад. — «Диагноз «расшатавшегося» века») // Magyar Hirlap. 1985. 29. 1; Peterdi N.L. «Doktor Csehov». Egy évforduló ly visszhangja (Доктор Чехов. Отзвук одной годовщины) // Népszabadság. 1985. Március 20.
4. Almàsi M. Mi lesz velünk Anton Pavlovics? (Как же нам быть, Антон Павлович?). Budapest, 1985.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |