Вернуться к Е.Н. Морозова. «Малая драматургия» последней трети XIX века: проблематика и поэтика (Н.А. Лейкин, А.П. Чехов)

Глава 3. «Малая драматургия» Н.А. Лейкина и А.П. Чехова: к проблеме творческого диалога

Творческий диалог Н.А. Лейкина и А.П. Чехова как научная проблема не получил в литературоведении обстоятельного и исчерпывающего освещения, хотя необходимые основания для подобного сближения давали сами писатели. Известны слова Н.А. Лейкина, приводимые мемуаристом: «Чехов на мне научился писать свои рассказы. Если бы не было Лейкина, не было бы Чехова» [180, с. 205]. В свою очередь на важность «осколочного» периода в творческой биографии указывал и А.П. Чехов, называя «Осколки» своей «купелью», а Н.А. Лейкина — литературным «крестным батькой» [165, т. 2, с. 164]. В то же время, справедливости ради, следует отметить, что мнение драматурга о редакторе юмористического журнала отличалось противоречивостью. По словам А.П. Чехова, Н.А. Лейкин был «добродушный и безвредный человек, но буржуа до мозга костей. Он если приходит куда или говорит что-нибудь, то непременно с задней мыслью. Каждое свое слово он говорит строго обдуманно и каждое Ваше слово, как бы оно ни было случайно сказано, мотает себе на ус в полной уверенности, что ему, Лейкину, это так нужно, иначе книги его не пойдут, враги восторжествуют, друзья покинут» [165, т. 3, с. 55].

Тем не менее, несмотря на сложность взаимоотношений писателей, «нельзя не видеть определенной преемственности между Лейкиным и Чеховым» [79, с. 9]. В известных нам работах влияние Н.А. Лейкина на творчество А.П. Чехова устанавливается на материале прозаических сценок. Мы считаем, что литературный диалог писателей, несомненно, имеет место и в их драматургическом наследии. По нашему мнению, он реализуется на уровне мотивной организации и образной системы «малой драматургии» и позволяет обнаружить сходства и различия художественных миров авторов.