Вернуться к В.П. Ходус. Метапоэтика драматического текста А.П. Чехова

3.11. Театр и деньги

В качестве участников дискурса выступают герои, автор, корреспонденты А.П. Чехова: А.С. Суворин, И.Л. Леонтьев, В.И. Немирович-Данченко, К.С. Станиславский и др. А.П. Чехов вполне реально смотрит на свою работу для театра, на театральное дело, которое связано с выплатой гонораров, покупкой — продажей театров в пространстве театральной жизни. В противопоставлении значений раскрывается отношение А.П. Чехова к оплате труда писателя, драматурга.

Жанр — эпистолярий.

ТЕАТР И ДЕНЬГИ

+

«театр не дает столько денег, сколько наша проза»

«он дал бы сто тысяч, только чтобы утопить всех, имеющих успех в театре»

«получить за свою пьесу гонорар»

«зарабатываю я на нем недурно»

Мнение А.П. Чехова

Мнение А.П. Чехова

Фрагменты дискурса

«Единственное, что я могу сделать в настоящее время для театра, — это получить за свою пьесу гонорар, ко всему же остальному я чувствую пресыщение» (А.С. Суворину, 6 февраля 1889 г.).

«Я бы лично бросил театр просто из расчета: драматургов 300, а беллетристов почти совсем нет. Да и, между нами говоря, театр не дает столько денег, сколько наша проза» (И.Л. Леонтьеву (Щеглову), 29 августа 1889 г.).

«Вы привязались к театру, а я ухожу от него, по-видимому, все дальше и дальше — и жалею, так как театр давал мне когда-то много хорошего (да и зарабатываю я на нем недурно; в эту зиму в провинции шли мои пьесы, как никогда, даже «Дядя Ваня» шел)» (А.С. Суворину, 13 (25) марта 1898 г.).

«Как бы ни было, приятель за рубль не продаст отца родного, не продаст и за пять рублей, но он дал бы сто тысяч, только чтобы утопить всех, имеющих успех в театре» (Вл.И. Немировичу-Данченко, 6 января 1899 г.).

Ключевые слова: не дает (денег); гонорар, зарабатывать.

(Не) давать — «6. Доставить, принести как результат».

Гонорар — «Денежное вознаграждение по договору, соглашению и т. п. за труд, выплачиваемое литераторам, художникам и т. п.».

Заработать1 — «Приобрести работой, получить за работу».

Тема денег и отношения к ним человека всегда очень тонкая и знаковая. При знакомстве с метапоэтическими высказываниями с темой оплаты, получения денег (тем более что все высказывания сведены в один блок) существует опасность «рассмотреть» в личности А.П. Чехова психологические линии «скупого рыцаря». И здесь важно не обойти вниманием тему отношения к деньгам в художественных текстах. «Наивные и бескорыстные, лишние люди А.П. Чехова ушли от суеты, «не размахивают руками и бросили в колодезь ключи от хозяйства» — эти ключи, из-за которых умирает не один скупой рыцарь жизни. Как Соломон из «Степи», спаливший в печке свои деньги и за это ославленный сумасшедшим, они свое равнодушие к реальности искупили своим страданием и своей нравственной чистотой. А.П. Чехов вложил им в души глубокое пренебрежение к выгоде и житейскому расчету» [Айхенвальд 1999: 234].

В понимании А.П. Чехова, то, что производится трудом, должно быть достойно оплачено. Деньги в его понимании — спосо метаметапоэтических б манипулирования в социуме.