В монографии освещается актуальная проблема исследования художественного текста и творчества А.П. Чехова — метапоэтика (или код авторской самоинтерпретации) драматического текста. Основное внимание уделяется анализу энциклопедизма метапоэтики А.П. Чехова в лингвистическом аспекте. В работе впервые на основе энциклопедического описания представлены структура и содержание топосов метапоэтики драматического текста А.П. Чехова — ТЕАТР, ДРАМА, ПЬЕСА. Анализируются «Энциклопедия жизни» А.П. Чехова, тексты-«антидрамы». Выделяются авторские концепты метапоэтики драматического текста А.П. Чехова, представляющие опорные понятия авторской творческой системы.
Адресована студентам, магистрантам, преподавателям филологических факультетов, учителям русского языка и литературы, а также всем, кто интересуется вопросами русского языка, драматургического текста и театра.
Содержание
Часть А
Глава I. Теоретические основы изучения метапоэтики драматического текста А.П. Чехова
- 1.1. Термин «метапоэтика» в современном гуманитарном знании
- 1.2. Содержание и взаимодополнительность терминов метатекст — метапоэтический текст — метапоэтический дискурс
- 1.3. Дискурсивные практики метапоэтики драматического текста А.П. Чехова
- 1.4. Метапоэтика А.П. Чехова в эпистемологическом пространстве эпохи
- 1.5. Тексты-«антидрамы» как особый элемент метапоэтики А.П. Чехова
- 1.6. Понятие «творчество» в метапоэтике А.П. Чехова
Глава II. Энциклопедизм метапоэтики А.П. Чехова
- 2.1. Понятие «энциклопедия» в современном знании и метапоэтике А.П. Чехова
- 2.2. «Энциклопедия жизни» А.П. Чехова
- 2.3. Язык как лингвоэнциклопедическое понятие в метапоэтике А.П. Чехова
- 2.4. Принципы энциклопедического описания метапоэтики драматического текста А.П. Чехова
Часть Б
Глава III. Топос ТЕАТР и его структура в метапоэтике драматического текста А.П. Чехова
- Вступление
- 3.1. Определение театра
- 3.2. Теория театра
- 3.3. Театр и постановка пьес
- 3.4. Театр и его обустройство (хозяйство)
- 3.5. Театр и служение ему
- 3.6. Театральная публика
- 3.7. Театр и театральная жизнь
- 3.8. Театр в жизни обывателя: наслаждение, развлечение
- 3.9. Театр в реальном пространстве
- 3.10. Театр и пресса
- 3.11. Театр и деньги
- 3.12. Театр в пространственном мышлении А.П. Чехова
- 3.13. Театр-идея: А.П. Чехов-режиссер
- 3.14. Народный театр
- 3.15. Театральные события и их приятие — неприятие А.П. Чеховым
Глава IV. Топос ДРАМА и его структура в метапоэтике драматического текста А.П. Чехова
- Вступление
- 4.1. Драма и драматург
- 4.2. Создание драмы
- 4.3. Современная драматургия
- 4.4. Драма и театр
- 4.5. Драматические общества
- 4.6. Виды драмы
Глава V. Топос ПЬЕСА и его структура в метапоэтике драматического текста А.П. Чехова
- Вступление
- 5.1. Пьеса и позиция А.П. Чехова-автора
- 5.2. Пьесы А.П. Чехова
- 5.2.1. Пьеса и ее создание
- 5.2.2. Пьеса и отказ от ее написания
- 5.2.3. Пьеса и ее театральное воплощение
- 5.2.4. Пьеса и ее оценка А.П. Чеховым
- 5.2.5. Пьеса и ее режиссерское видение А.П. Чеховым
- 5.2.6. Пьеса и ее публикация
- 5.2.7. Пьеса и мнения о ней
- 5.2.8. Пьеса и деньги
- 5.3. Пьесы других драматургов
- 5.3.1. Пьеса и предполагаемый сюжет
- 5.3.2. Написание пьесы
- 5.3.3. Пьеса и ее театральное воплощение
- 5.3.4. Пьеса и ее публикация
- 5.3.5. Пьеса и мнения о ней
- 5.4. Пьеса: литературное и театральное пространство
- 5.5. Пьеса и артисты
- 5.6. Пьеса и реальная жизнь
- 5.7. Пьеса и пресса