Вернуться к В.П. Ходус. Метапоэтика драматического текста А.П. Чехова

3.12. Театр в пространственном мышлении А.П. Чехова

Участники дискурса — герои драматургических и прозаических произведений, автор, Н.И. Коробов. Речь идет о конкретном пространстве, чаще всего городе, где театр является центром, средоточием, наиболее видным местом во всех смыслах этого слова. Около театра встречаются, там происходят важные события, наличие театра говорит о статусе города. По состоянию театра можно судить о состоянии города, культуре его жителей.

Жанры — драматургия, рассказы.

ТЕАТР В ПРОСТРАНСТВЕННОМ МЫШЛЕНИИ А.П. ЧЕХОВА

+

«театр стоит на конце улицы»

«Главное в городе... театр»

«вчера на бульваре около театра»

«около театра»

«нужны школы... театр... сплоченность интеллигентных сил»

Мнение героев

Мнение героев

Фрагменты дискурса

«Федя. Главное в городе, чтоб чистота была... Ежели пыль — поливать, ежели грязь — чистить. Чтоб дома высокие были... театр, полиция... извозчики, которые... Сам жил в городах, понимаю» («На большой дороге»).

«Ирина. Иван Романыч, голубчик, родной мой, я страшно обеспокоена. Вы вчера были на бульваре, скажите, что произошло там?

Чебутыкин. Что произошло? Ничего. Пустяки. (Читает газету.) Все равно!

Кулыгин. Так рассказывают, будто Соленый и барон встретились вчера на бульваре около театра...

Тузенбах. Перестаньте! Ну, что право... (Машет рукой и уходит в дом.)

Кулыгин. Около театра... Соленый стал придираться к барону, а тот не стерпел, сказал что-то обидное...» («Три сестры»).

«Андрей. Опустеет город. Точно его колпаком накроют.

Пауза.

Что-то произошло вчера около театра; все говорят, а я не знаю.

Чебутыкин. Ничего. Глупости. Соленый стал придираться к барону, а тот вспылил и оскорбил его, и вышло так в конце концов, что Соленый обязан был вызвать его на дуэль. (Смотрит на часы.) Пора бы, кажется, уж...» («Три сестры»).

«Театр стоит на конце улицы, в трехстах шагах от острога. Он выкрашен в краску кирпичного цвета. Краска все замазала, кроме зияющих щелей, показывающих, что театр деревянный. Когда-то театр был амбаром, в котором складывались кули с мукой. Амбар был произведен в театры не за какие-либо заслуги, а за то, что он самый высокий сарай в городе» («Месть»).

«О чем, бывало, ни заговоришь с ним, он все сводит к одному: в городе душно и скучно жить, у общества нет высших интересов, оно ведет тусклую, бессмысленную жизнь, разнообразя ее насилием, грубым развратом и лицемерием; подлецы сыты и одеты, а честные питаются крохами; нужны школы, местная газета с честным направлением, театр, публичные чтения, сплоченность интеллигентных сил; нужно, чтоб общество сознало себя и ужаснулось» («Палата № 6»).

Ключевые слова и словосочетания: конец улицы, главное, нужны, интеллигентные силы.

Конец улицы — здесь: «неприглядное место».

Главное — «1. Самое важное, существенное среди других; основное».

Нужный — «Такой, без которого трудно, невозможно обойтись; необходимый».

Интеллигентный — «2. Свойственный, присущий интеллигенту, интеллигенции. 3. Образованный, культурный».

На этот раз участники дискурса — герои А.П. Чехова. Для А.П. Чехова важно провести идею о театре через сознание героев, огласить через обывательское мнение мнение просвещенных людей. Иногда А.П. Чехов прибегает к такому приему, как выражение прогрессивных идей героями заурядными. Они повторяют некоторые общие места или те идеи, которые носятся в воздухе. В данном случае идею сплоченности интеллигентных сил по отношению к общественному сознанию высказывает герой рассказа «Палата № 6» Иван Дмитриевич Громов. Эта мысль получает воплощение как раз через сознание героев, повторяющих те слова, которые у многих на устах. «Интеллигентный» употребляется по отношению к сплоченности людей — отголоски идей демократов, настроенных радикально. Раскрывается еще одна из ипостасей понятия интеллигенции.

Интересны высказывания, связанные с расположением театра в определенном пространстве.

Театр в центре означает, что все события этого города происходят вокруг театра: «...говорили, что, напротив, в С. очень хорошо, что в С. есть библиотека, театр, клуб, бывают балы, что, наконец, есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомства» («Ионыч»).

Амбар в качестве театра, стоящего на конце улицы, — характеристика и театра, и города: «Когда-то театр был амбаром, в котором складывались кули с мукой. Амбар был произведен в театры не за какие-либо заслуги, а за то, что он самый высокий сарай в городе» («Месть»).

Театр означивается и как элемент культурного пространства, и как знак, маркер уровня культуры.