Вернуться к В.Ф. Стенина. Мифология болезни в прозе А.П. Чехова

Глава I. «Больное» пространство и время: биографический код

Письма А. Чехова по праву можно считать литературными шедеврами: они созданы на грани документального и художественного жанра. В посланиях писатель использует те же литературные приемы, что и в своих рассказах: структура, темы, мотивы, а также стиль чеховских писем и художественных произведений во многом сопоставимы1. Литературная игра становится определяющей как в эпистолярии, так и в рассказах писателя: «письма — игра с адресатом, рассказы — игра с читателем»2. Эпистолярий писателя, где с одной стороны, обосновывается использование того или иного явления, приема или темы, с другой — проводятся литературные эксперименты, обнаруживающиеся и в его рассказах, логично рассматривать как продолжение чеховской художественной прозы. Поэтому письма, существующие на грани документального и художественного жанра и объединяющие в одном тексте реальную жизнь и литературное творчество, становятся своеобразным ключом к прочтению рассказов писателя. В эпистолярной прозе писателя в силу ее документальности в полной мере проявляется оценочность и предельная субъективность, что позволяет глубже проникнуть в сложный мир Чехова. Таким образом, представляется логичным начать исследование «болезни» с чеховской эпистолярной прозы, раскрывающей специфику мифологии болезни в его рассказах.

Примечания

1. Художественность чеховских писем не раз становилась предметом исследования. О соотношении эпистолярной прозы и рассказов писателя см.: Захарова В.Е. Сравнение в письмах Чехова как изобразительное средство // Творческий метод Чехова: Межвузовский сборник научных трудов. Ростов н/Д., 1979; Кванин С. О письмах Чехова // Чехов: pro et contra. СПб., 2002; Малахова А.М. Поэтика эпистолярного жанра // В творческой лаборатории Чехова. М., 1974.

2. Козицына А. Финал в эпистолярной прозе А.П. Чехова // Культура и текст — 2005: Сборник научных трудов: В 3 т. Т. 2. СПб; Самара; Барнаула, 2005. С. 221.