Вернуться к Наш Чехов. Альманах. Выпуск V

Т. Барская. МХАТ на ялтинской сцене

В октябре 2008 года исполняется 110 лет со дня основания Московского Художественного Академического театра и 108 лет, как этот коллектив впервые приехал в Ялту показать А.П. Чехову его пьесы «Дядя Ваня» и «Чайка». И еще одну памятную дату будут отмечать ялтинцы, если вспомнить публикацию в газете «Русская Ривьера» от 27 марта 1908 года о том, что постановлением городской думы 13 марта постройка нового городского театра по Екатерининской улице отдана С.С. Новикову на следующих условиях: театр, стоимостью не менее 30 000 рублей, должен быть совершенно готов через пол года со дня утверждения проекта строительным отделением губернского правления. Все здание переходит по окончании его и после приемки городским управлением в собственность города с правом для г. Новикова эксплуатировать его в течение десяти лет бесплатно.

С тех пор прошло ровно 100 лет. И к этой дате Ялтинский театр имени А.П. Чехова после долгих лет его реставрации отмечает свое возрождение.

По страницам дневника Международных фестивалей искусств «Дни Чехова в Ялте». Год 1986-й.

Центральными, самыми яркими и запоминающимися в проведении «Дней А.П. Чехова в Ялте» остались встречи зрителей с коллективом прославленного Московского Художественного академического театра. На сцене городского театра собрались целые созвездия прекрасных актеров, знакомых по фильмам, любимых зрителями, всегда ожидаемых, составляющих гордость и славу отечественного театрального искусства: Олег Ефремов, Иннокентий Смоктуновский, Людмила Вертинская, Юрий Богатырев, Олег Борисов, Ия Савина, Андрей Мягков, Ирина Мирошниченко. Встреча с ними была постоянным праздником, принесшим с собой радость прикосновения к человеческому гению, к святой памяти о человеке, в котором все было прекрасно. С того памятного апреля 1900 года, когда мхатовцы впервые приехали в Ялту к А.П. Чехову, прошло тогда, в 1986 году, 86 лет. И этот один из ответственных дней в жизни драматурга и в жизни театра становились теперь традиционным праздником встреч А.П. Чехова, артистов МХАТа и ялтинских зрителей.

Открывая концерт под названием «Ялтинские страницы», народный артист СССР, главный режиссер МХАТа Олег Ефремов напомнил зрителям о тех далеких днях, когда театр только зарождался, находился в поисках своего пути в искусстве. Когда мхатовцы впервые приехали в Ялту к А.П. Чехову, еще не были написаны «Три сестры» и «Вишневый сад». Заслуга этого театрального коллектива была в реабилитации «Чайки», провал которой в Александринском театре тяжко переживал драматург. Постановка «Дяди Вани» и «Чайки» на ялтинской сцене окрылили Антона Павловича Чехова. Он был счастлив, что его поняли. Его радовал этот своеобразный съезд единомышленников, где поднимались проблемы нового искусства. И чеховская весна 1986 года в Ялте свидетельствовала о необыкновенном магнетизме драматургии А.П. Чехова.

«Были эпохи древнегреческого искусства, Шекспира, — подчеркивал О. Ефремов, — сегодня наступила эпоха Чехова. Вокруг его имени складываются принципы современной драматургии, которые он заложил. Чехов стал почитаемым драматургом во всем мире. Он утвердил основополагающие пушкинские принципы нашего гуманизма. Это не проповеди и пророчества, а внимание, вера в человека, ощущение в каждой личности громадных потенциальных возможностей. Всякий раз, обращаясь к Чехову, открываешь для себя какие-то новые, неизведанные глубины.

Ялта дорога нам чеховской действительностью, воспоминаниями о прошлом, и надо непременно сохранять в ней частичку чеховской души, создавая культурно-творческую среду».

Затем началось первое отделение «Чеховских страниц», в программу которого вошел третий акт из «Дяди Вани» — наиболее напряженный, сконцентрировавший накал страстей и конфликтов, возникших в семействе Войницких. И давно знакомые герои вдруг предстают в своей яркой и точной интерпретации, несущей какую-то необъяснимую и неуловимую экспрессию. Елена Андреевна — А. Вертинская, — обвораживающая своей красотой, изяществом, ироничностью, действительно напоминала красивую и сильную птицу, по ошибке залетевшую в это застойное болото. Прекрасно актриса передавала ее тяготение к воле, к Астрову, в котором она чувствовала по-настоящему свободного человека. И Астров (О. Борисов) это понимает. Автор создавал образ умного, ироничного человека, свободного от каких бы то ни было иллюзий. От такого можно ждать реальных дел, которые реально улучшат наше существование. Диалог А. Вертинской с О. Борисовым был ярким, сочным, запоминающимся.

Выразительным, страстным выдался поединок дяди Вани (А. Мягкова) с Серебряковым (И. Смоктуновским). Накал противоречий, лед и пламень — вот что видел зритель за их конфликтом, совершенно непримиримым, уничтожающим друг друга. И мы чувствуем, как в мягковском дяде Ване все спуталось, пришло в смятение, переполнено противоречиями, которых он еще вчера не замечал, когда думал, что жить — это значит любить и верить. А теперь для него все рухнуло: и вера, и любовь, и надежда на будущее, которое у него так безжалостно украдено серебряковщиной. Тема времени, безвозвратно потерянного на служение пустой высокомерной демагогии, доводит дядю Ваню почти до безумия. Если Астров знает, что он хочет и во имя чего живет, то трагедия дяди Вани в том, что он этого не знает. Он всю жизнь был «домашним», тихим, безропотным тружеником. И вот пришло прозрение, хотя и поздно, но все-таки пришло. И этот бунт, протест, восстание против своей собственной безропотности переданы были в талантливом исполнении А. Мягкова.

И. Смоктуновский выступал здесь в качестве великолепного, тонкого партнера, составляя блестящий актерский дуэт, раскрывающий основу конфликта чеховской пьесы.

Во втором отделении концерта выступили с диалогом из «Чайки» И. Мирошниченко и Ю. Богатырев, представив один из кульминационных моментов спектакля. Близится закат славы процветающей актрисы. Она хватается за Тригорина, как за последнюю опору. Выразительно, эмоционально вела актриса сцену «обольщения». И уже только одна эта сцена напоминала горьковскую оценку «Чайки» как пьесы «еретически-гениальной». И очень сложной, очень спорной в трактовках различных театров. И поэтому считающейся трудной, не каждому театру доступной, действительно, неуловимой, как птица счастья.

С удовольствием были приняты зрителями вошедшие в программу инсценированные рассказы А.П. Чехова «Жилец», «Хирургия» в исполнении студентов школы — студии МХАТа. Так закрывалась последняя «Чеховская страница» фестиваля. Зрители не спешили покидать зал. Долго благодарили актеров за возможность еще раз приобщиться к чеховскому наследию.

Каждый приезд артистов МХАТа в Ялту был огромным событием в жизни города. В те апрельские дни, которые теперь стали чеховскими, артисты испытали большой творческий подъем. Этому способствовало всеобщее внимание к ним. Сердечный прием, оказываемый публикой. Это поистине были встречи единомышленников, объединенных любовью к Чехову.

Артисты МХАТа, 1987 г. в чеховском саду. Слева направо: Владлен Давыдов, Ирина Мирошниченко, Евгений Евстигнеев. Фото С. Рыжковой

Театр А.П. Чехова в начале XX века