Широко известно знаменитое высказывание А.П. Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Настолько популярным оно стало, что однажды в курсовой работе одного студента я прочитал: «Как правильно считал один продвинутый мужик — «в человеке должно быть в порядке и лицо, и галстук, и рубашка, и носки — вообще всё!» Так некоторые представители современной молодёжи «читают» и понимают А. Чехова. Нет, не вся молодежь такова, конечно, нет. Но мы имеем сегодня достаточный процент такого вот «интеллектуального материала».
Однако нам интересны не сам этот студент и не эта часть безграмотно-бездарной молодежи — а тот интерес к Чехову, который проявляет даже заведомо не читающие его субъекты. Антон Павлович формально не был философом, не читал лекции, не вступал в философские дискуссии и т. д. Но своим творчеством он с огромной художественной силой показал, что литература — это, не в последнюю очередь, и философия. Сейчас мы «под философским микроскопом» взглянем на вышеозначенное знаменитое изречение Чехова.
От природы человек — двойственное существо. С одной стороны, он — целиком материальное создание и состоит из скелета, кожи, крови, нервов и т. д. У человека есть ряд биологических систем: сердечно-сосудистая, дыхательная, кровеносная, нервная и т. д. У человека есть пять органов чувств: обоняние, осязание и т. д. Известно также, что если какая-то система не в порядке — человек болен и обращается к врачу. Если какая-то система отказывает — человек умирает.
Но у человека есть ещё одно начало — духовное. Наличие духа накладывает на человека отпечаток бессмертия, свидетельствует о том, что человек — творение Божественное. Он одарён не только материей, он одарён больше, чем материей, которая тленна, бренна. В Библии сказано «Ибо прах ты и в прах возвратишься». Сказано в соматическом смысле (som по-латыни «тело», медики говорят о соматических состояниях человека), т. е. наше тело не вечно. Оно стареет, становится дряблым, начинаются болезни, организм изнашивается — и человек умирает.
Однако в Библии сказано и другое: «Не хлебом единым жив человек». И добавлено — «но Словом Божьим». Двойственность человека предполагает единство материи и духа. Как материя не может быть без духа, так и дух стремится к материи. Человек повторяет в себе мироздание, его построение в смысле единства материи и духа. Только в мироздании проследить это более сложно, а в человеке — целиком наглядно. Вот и А.П. Чехов имел именно это единство в виду: «...и лицо, и одежда, и душа, и мысли», т. е. единство материи и духа — только тогда ты человек. Что же имеем в действительности?
В действительности имеем три варианта:
1. Превалирование тела над душой; данный человек заботится исключительно о теле. Сюда входят «качатели мышц» (обычно это мужчины), различные намазыватели (почти непрерывно) своего тела и его частей кремами, мазями, бальзамами, причём это не только представители женского пола... Они заботятся только о привлекательности тела, стройной фигуре, размере груди, мышц плечевого пояса, живота, спины и т. д. Их очень заботит красивая одежда, хорошо и вкусно поесть и попить, желательно в «классном ресторане», иметь «приличный прикид» и т. д. Все они согласны ради настоящей или мнимой красоты идти на многочисленные жертвы, соблюдать «страшные» или «щадящие» диеты, согласны день и ночь «качаться» в оздоровительных комплексах. Здесь забота только о теле. Иногда, правда, некоторые из них могут даже в храм зайти (а что, сейчас это модно), чтобы поставить свечку, показать «всем» — вот и они заботятся о Боге.
2. Другая крайность — пренебрежение к своему телу. В середине века существовали даже специальные группы людей, которые истязали свое тело. Они бичевали себя, мало и чем попало питались, не всегда умывались и т. д. Они считали, что главное не тело, а душа. Поэтому и заботиться о теле не надо, надо помнить только о душе.
3. Эта группа людей, к сожалению, не так многочисленна, как хотелось бы, но она есть. Данные люди считают, что тело — это вместилище души, поэтому надо заботиться как о теле, так и о душе. Всё здесь должно быть в гармонии. Есть и хорошая поговорка: «в здоровом теле — здоровый дух». Народ очень правильно сказал. И Чехов хорошо знал фольклор: «всё должно быть прекрасно: и лицо, и душа»... писатель включает сюда, как талантливый гуманист, ещё и третий компонент — социальный. Человек не может жить вне общества, поэтому всё должно быть прекрасно, чтобы люди радовались вам, вашим мыслям и вашей одежде. А.П. Чехов идет здесь по стопам ещё одной народной мудрости: «человека встречают по одёжке, а провожают по уму». Действительно, лучше уж не скажешь. Только Чехов выразил это по-своему, в художественном контексте, соединяя воедино форму и содержание.
Здесь необходимо подчеркнуть: А.П. Чехова заботили всё-таки прежде всего и душа, и мысли, ибо если вас заботят и душа, и мысли, тогда и лицо, и одежда найдут свое надлежащее место в вашей жизни. А вот если вас заботят только лицо и одежда, тогда вы и будете всю жизнь поступать, как этот современный студент, у которого будут красивые рубашки, носки непременно в тон — но не будет верного мировоззрения. Вернее, будет отсутствие мировоззрения, хотя такой человек настолько уверен (чаще — самоуверен), что он прав, всегда прав. А все остальные — «лохи», которые неизвестно для чего-то ходят по земле.
Почему человек может так низко опуститься, думая, искренне считая, что вот он как раз и есть совершенство мира сего? Причина этого хорошо выражена опять-таки в Библии: «...ибо где будет богатство ваше, там будет и сердце ваше».
Человек всегда стремится к материальным благам. И это естественно: надо есть, пить, спать, дышать, одеваться, иметь жилище и т. д. Надо много иметь, чтобы существовать в этом мире. И все непременно хотят «жить по-человечески». Вот только трактовка «жить по-человечески» приобрела размах очень превратного мировоззрения. Примитивного, скорее, животного.
Что надо животному? Чтобы существовать, животное только тем и занимается всю жизнь, что добывает себе пищу. И плюс ещё инстинкт размножения, чтобы не угас данный вид, а продолжался в потомстве. Всё! И больше животное ни о чём не думает. Только есть, пить, спать и размножаться. Для животного этого достаточно. А для человека? Правильно, для некоторых этого тоже вполне достаточно. Но заметьте, у этих «некоторых» задача не просто есть, пить, спать и размножаться — нет, они хотят ХОРОШО
поесть, поспать с хорошо обеспеченным партнёром. Здесь только и подходит слово «партнёр», на другое они и не претендуют. Эти хотят жить в шикарной вилле, носить одежду «от Версаче» и т. д.
Человеку всегда что-то хочется. И в понимание «жить по-человечески» вкладывается всё больший и больший материальный смысл. Если у вас сегодня зарплата, допустим, 1000 гривен, то вам хочется, «как у других порядочных людей», зарплату в 2000 гривен. Ну, дали вам 2000 гривен. Сначала — радость, прикидывание возможностей (новых!) и т. д. Потом, через месяц, вам уже мало 2000, хочется больше, «как у других порядочных людей». И вот вам назначили 4000 гривен. Сначала — радость, прикидывание возможностей (новых!), потом, через месяц — разочарование. Вам дали 8000 гривен. Сначала радость...
Этому нет и не будет конца. Что интересно — все единогласно понимают: чем больше человеку дано, тем больше он хочет иметь. «Денег не бывает слишком много». Или другое расхожее мнение: «счастье не в деньгах, а в их количестве». Все прекрасно осведомлены, что нет предела желаниям, всегда все стремятся иметь больше, ещё больше — и всегда больше, больше, больше...
Один студент однажды остроумно сказал: «вы знаете, деньги как-то не мешают счастью». На это я ему ответил: «Значит, получается, счастливая жизнь только у тех, кто имеет деньги?».
— Да, конечно. Как можно быть счастливым, если вы — нищий?
— Тогда, с другой стороны, счастливей всех должны быть только миллионеры? Вы уверены, что все они глубоко счастливы?
Этот вопрос привёл студента к размышлению, но не долгому:
— С деньгами, конечно, можно быть несчастным. Но вот счастливым без денег быть нельзя.
Подобный спор бесконечен и не имеет смысла. Потому что обе стороны имеют в виду при кажущихся разногласиях одну простую мысль: нельзя заботиться о своем теле, только о теле. Тело — да, надо заботиться, ибо оно — вместилище души. Но если заботиться только о теле, тогда некогда думать о душе. Вспомним, человек — двойственное существо, наделён и телом, и душой. В суматохе дня человеку некогда поднять голову, чтобы посмотреть на небо. Как-то знаменитого академика Амбарцумяна, известного астронома, спросили:
— А чем человек отличается от животного?
Нет, его спросили ещё конкретнее:
— Чем человек отличается от свиньи?
Академик думал недолго:
— Да, собственно, ничем. Только свинья упирается в своё корыто — и всё. А человек иногда от своего корыта поднимает взгляд наверх, на звёзды.
Так астроном определил назначение человека: смотреть на звёзды, вверх. Может быть, дорогой читатель, вы тоже иногда сможете поднять свой взор на небо, где светят человеку вечные звёзды... Читайте А.П. Чехова!
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |