Культурно-исторический тип «новых людей» имел в русской литературе продолжительную традицию. Образы «новых людей» возникли как противовес «лишним людям», поэтому нередко были полемически заострены, направлены против предшествующей литературной традиции. Главными качествами «новых людей» оказывалась вовлеченность в общественно-полезную практику, способность к саморазвитию, умение вести диалог с другими людьми, стремление организовывать вокруг себя других людей.
Образы «лишних людей» в русской литературе, как правило, были связаны с критическим пафосом, с отрицанием определённых аспектов современной действительности. Образы «новых людей» были нацелены на создание позитивной программы переустройства общества, соотнесены с представлениями о «прогрессе». Если «лишние люди» так или иначе соотносились с современностью (или даже с прошлым), то «новые люди» оказывались связаны с будущим.
В образах «новых людей» писатели нередко выражали собственные авторские концепции социального преобразования общества, популярные теории. Литературовед В.В. Блохина отмечала, что, создавая облик «нового человека», писатели часто прибегали к собственным представлениям о том, «каким должен быть революционер» с его правилами и убеждениями, делами и целями [Блохина 1980: 28].
Размышления о «старом» и «новом», о «прошлом» и «будущем», о необходимости кардинальных преобразований устройства страны и русского общества, о людях, которые смогут осуществить такие изменения, составляли основное содержание культурно-исторического периода конца XIX — начала XX вв., и в эти дискуссии была глубоко втянута русская литература начиная в 1860-х гг. (прежде всего, в произведениях революционно-демократической и народнической ориентации). По сути это был общий культурно-исторический контекст литературы, критики и философии данного времени.
А.П. Чехов был писателем, чутко ощущавшим своё время и понимавшим, что русскому обществу необходимы кардинальные изменения, поэтому размышления о будущем, о «новом мире», о «новых людях» занимали важное место в его произведениях. Но одновременно Чехов прекрасно понимал, любые принципиальные изменения в жизни общества не произойдут быстро, поскольку они сопряжены с преобразованием человека, которое не может осуществиться за небольшой промежуток времени, при помощи нескольких решительных реформ (например, через революцию).
В этом плане писатель понимал время и русское общество гораздо глубже, чем большинство его современников, выступавших за быстрые революционные преобразования. Однако такой подход затруднял понимание его творчества современными читателями и критиками, порождал своеобразный «конфликт интерпретаций», который предопределил последующее восприятие его произведений — как в русской культуре, так и в культуре других народов.
С одной стороны, образы «новых людей» в творчестве А.П. Чехова действительно были тесно связаны с традициями русской литературы 1860—1870-х гг., неоднократно остро поднимавшей вопрос об участии человека в преобразовании общества; при этом «новые люди» также были соотнесены с культурно-историческим контекстом рубежа эпох.
С другой стороны, А.П. Чехов создал собственный вариант культурно-исторического типа «новых людей», существенно отличавшийся от того, который предлагала русская классическая литература XIX в.
Основные особенности чеховского подхода к воспроизведению образов «новых людей» можно сформулировать следующим образом:
1. Отношение писателя и его героев с временем (так «старым», так и «новым») создавало особое проблемное поле, в центре которого оказывался человек, являющийся носителем и созидателем «нового мира».
2. «Новые люди» и «новый мир» раскрываются через сопоставление со «старыми» (традиционными») людьми, в том числе — с персонажами русской классической литературы XIX в. Такое сопоставление часто определяет ценностно-смысловую структуру чеховских произведений.
3. «Новые люди» в произведениях Чехова — в отличие от появлявшихся ранее в русской литературе героев этого типа — связываются не с планами социальных преобразований, а с возможностью их развития, самосовершенствования, движения в направлении будущего. Разные герои останавливаются на разных этапах такого движения, однако путь, как правило, не завершён и финалы произведений открыты для дальнейших размышлений читателя.
4. «Новые люди» в произведениях Чехова были погружены в проблемное пространство культуры рубежа веков и глубоко раскрывали закономерности своего времени. В своём понимании «нового» Чехов в значительной мере опережал современников; «новым» для него было не участие в конкретных преобразованиях (хотя это и не исключалось), а наличие духовного потенциала, нацеленность на развитие, умение понимать других людей.
5. Культурно-исторический тип «новых людей» представлен в произведениях Чехова в вариантах «интеллектуального человека», «человека идеи», «человека дела», «человека мечты», «человека поступка», «человека творчества». Границы между инвариантами культурно-исторического типа «нового человека» могут быть достаточно подвижными: в одном персонаже нередко проявляются особенности, характерные для разных вариантов типа «новых людей». Культурно-исторический тип «нового человека» не является завершённым: его черты и — в том или ином варианте — можно обнаружить в других чеховских героях (в произведениях, которые не рассматривались нами в данном аспекте).
6. «Новые люди» в художественной системе Чехова существуют в рамках определённого «этического пространства» и проверяются на предмет соответствия их деятельности этическим нормам.
7. «Новизна» героя-персонажа, степень его самореализации на пути к «новому миру» в представлениях писателя (и одновременно читателя) — в значительной мере этическое качество человека, зависящее от его отношений с другими людьми. Поэтому «новые люди» Чехова по определению не могут быть безупречными, «идеальными»: они стремятся идти своей дорогой, и на этом пути они нередко ошибаются, совершают неправильные поступки.
8. Размышления о «новых людях» переносятся в сознание читателя / зрителя, которое играет особую роль в развитии представлений об этом культурно-историческом типе. Такой подход к созданию образа разворачивал его в будущее, создавал возможность появления многообразных интерпретаций художественных произведений Чехова режиссёрами, критиками и читателями / зрителями.
9. Культурно-исторический тип «новых людей» в творчестве Чехова представлен через систему противопоставлений: «настоящее / прошлое — будущее», «целенаправленная деятельность — бездействие», «активность — пассивность», «способность к саморазвитию — самоуспокоенность», «умение вступать в диалог, понимание другого человека — закрытость, замкнутость, самодостаточность».
10. Культурно-исторический тип «новых людей» создавался в рамках определённой художественной формы, в частности, выражался при помощи использования системы разнообразных деталей, через определённые светозвуковые характеристики.
В контексте русской культуры конца XIX — начала XX в. постановка в творчестве А.П. Чехова проблемы «новых людей», размышления об их потенциальной роли в создании «нового мира» способствовали углублению и расширению представлений современников о будущем страны и в значительной мере определяли интерпретации произведений писателя в последующие периоды.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |