Вернуться к В.Л. Семенов. Пермские страницы биографии и творчества А.П. Чехова

Глава IV. Юбилеи писателя, отмеченные в Пермском крае

Творческое наследие А.П. Чехова в его разнообразных формах продолжало жить и развиваться, оказывать разнообразное позитивное влияние на миллионы жителей Пермского края. Несмотря на отсутствие общественно-политических свобод, сдавленных и зажатых тоталитарным социалистическим режимом, демократическая направленность творчества Чехова использовалась коммунистической идеологией в общем потоке ее направленности борьбы за коммунизм. Популяризация и пропаганда литературного наследия великого русского писателя нашли концентрированное выражение в период чеховских юбилеев: 50-летие со дня смерти писателя, которое отмечалось в 1954 г., и столетие со дня его рождения — в 1960 г.

Если в обычное время — между юбилейными датами — с чеховским творчеством знакомились посредством чтения его произведений, изучения их в школах, посредством просмотра театральных постановок по его пьесам, то в периоды юбилеев это становилось объектом пристального внимания идеологических отделов местных партийных органов, и это конкретно выражалось в насыщенности и многократном сгущении специально планируемых «сверху» мероприятий по популяризации различных форм творчества писателя.

Характерной особенностью юбилейных мероприятий являлась их жесткая обязательность. Вал юбилейных мероприятий в силу их насыщенности приводил к естественному расширению их форм, к распространению их на все большие массы населения края. В периоды юбилейных кампаний по популяризации творчества Чехова в нашей области получили широкое распространение такие формы мероприятий по проведению чеховских юбилеев, как лекции и беседы о произведениях Чехова или о его творчестве в целом.

Решающее значение в этом отношении имела публикация больших подвальных статей о творчестве писателя, его жизни, задающих общую тональность к освещению его творчества и правильных партийных подходов к его интерпретации. В этом духе происходила постановка его произведений силами кружков художественной самодеятельности, публичные читки его рассказов в клубах и дворцах культуры, исполнение его пьес коллективами областного и городских театров, публикация рецензий на эти постановки на страницах областной и городской печати.

Все мероприятия в период социализма шли по вертикали, то есть задавались «сверху», и творчество при их исполнении возможно было только в пределах указаний «свыше», хотя, с другой стороны, разнообразие нового в указанных сверху пределах было не только желательно, но и признавалось прямо необходимым. Оно жестко требовалось и декретировалось.

Отмечать 50-летие со дня смерти писателя начали после указаний «сверху». Областная газета «Звезда» 9 июля 1954 года опубликовала указания, как следует проводить чеховский юбилей на Западном Урале. «7 июля в Москве, — писала газета, — в Союзе советских писателей СССР под председательством К.А. Федина состоялось заседание Всесоюзного комитета по проведению 50-летия со дня смерти А.П. Чехова»1.

На заседании утвержден порядок проведения чеховских дней, намечено открыть 14 июля в Москве на Садово-Кудринской улице дом-музей, где жил и работал А.П. Чехов в 1886—90 гг. «В пятидесятую годовщину со дня смерти А.П. Чехова будет проведен траурный митинг, — подчеркивалось в информационном письме, — у могилы писателя на Ново-Девичьем кладбище». В Колонном зале Дома Союзов состоится торжественное заседание, организованное Союзом Советских писателей СССР и Советского комитета защиты мира, устраивается общемосковский чеховский вечер для школьников старших классов и вечер в Зеленом Театре Центрального парка культуры и отдыха имени Горького. Информация ТАСС носила и авторитетный и обязательный характер для всех местных органов, включая партийные.

Во исполнение информации ТАСС, точно в шеренге выстроившееся на воинском полигоне отделение солдат, последовали соответствующие мероприятия, проведенные в странах народной демократии: Чехословакии, ГДР, Болгарии, Венгрии, Румынии, Китайской народной республики2. Таким образом, юбилейная кампания приняла международный характер.

Что касается юбилейных чеховских дней в городах и селах Пермского края, то они приобрели необычайную широту и хорошо организованный размах. В июле областная газета «Звезда» поместила подвальную статью В. Сидорина «Великий русский писатель». В ней давалась оценка творчества писателя с точки зрения современности. Она олицетворялась с чеховскими мечтами «о разумной и бодрой жизни, его идеи о ясном и чистом смысле человеческой деятельности нашли свое воплощение в наше советское время»3. В. Сидорин анализирует те произведения писателя, в которых он описывает невыносимо тяжелые, бесчеловечные условия жизни рабочих, крестьян, служащих, интеллигентов царской России, в которых они находились, и широкими, свободными мазками рисует их прекрасное будущее. Своим драматургическим творчеством А.П. Чехов открыл «новую страницу» в развитии русского театрального искусства. Его пьесы вошли в репертуар многих театров нашей страны, «стали любимыми произведениями советских людей». В этих пьесах знаменитый драматург создал такие художественные образы, так ярко и образно показал закат дворянства как социального класса, показал мерзкое лицо различных капиталистических дельцов, пробуждение новых социальных сил, которые создадут новое общество, где не будет тех «свинцовых мерзостей», которые пронизывают и пропитывают современную жизнь. В статье проводится мысль о том, что Чехов мечтал о той прекрасной жизни, основы которой были заложены в нашей стране социалистическим общественным строем. Через день «Звезда» поместила материал ТАСС к 50-летию со дня смерти А.П. Чехова «Мелихово». В публикации дается краткий очерк, связанный с одним из «наиболее плодотворных периодов» творчества писателя. Здесь имеется перечень тех произведений, которые были написаны в Мелихово, анализируются визиты тех деятелей отечественной культуры, которые были гостями мелиховской усадьбы, приводится перечень тех общественных дел, которые были совершены писателем в Мелихово.

Юбилейная кампания получила развитие благодаря публикации рубрики «Слово читателя». Со своими заметками о значении творчества А.П. Чехова выступили пенсионерка А. Костырева, закройщик Молотовской обувной фабрики А. Поморцев, слесарь-монтажник Молотовского управления «Союзшахтспецмонтажа» В. Семенищев4. Юбилейные мероприятия захватили города и районы области. «В городах и районах области ведется подготовка к 50-летаю со дня смерти великого русского писателя А.П. Чехова, — писала областная газета «Звезда». В Кишертском районном доме культуры будет демонстрироваться художественный фильм «Анна на шее». Перед началом сеансов выступит преподаватель русского языка и литературы Кишертской средней школы М.А. Дьякова. В Кишерти был проведен литературный вечер, посвященный жизни и творчеству А.П. Чехова. Коллектив художественной самодеятельности показал одноактную пьесу «Медведь», были прочитаны рассказы великого писателя.

«В библиотеках, клубах, избах-читальнях, детских домах Оханского района, — писала «Звезда», — организуются книжные выставки, фотомонтажи, проводятся лекции и беседы. В районном доме культуры на литературном вечере с лекцией о жизненном и творческом пути А.П. Чехова выступил заведующий кафедрой языка и литературы Оханского учительского института кандидат филологических наук Е.З. Литовченко»5.

«Общественность города Кунгура «широко отмечает 50-летие со дня смерти А.П. Чехова», — писала газета «Звезда»6. На предприятиях и учреждениях проходят доклады и беседы о жизни и литературной деятельности великого русского писателя. Сотрудник библиотеки клуба обувщиков Т. Кикина прочитала несколько докладов, посвященных творчеству А.П. Чехова для рабочих кожевенно-обувного комбината. В юбилейные дни расширился спрос на произведения А.П. Чехова.

Чеховский юбилей на сцене Пермского драматического театра был отмечен постановкой его пьесы «Чайка», его пьеса «Дядя Ваня» была поставлена в 1950 году. Корреспондент газеты «Звезда» А. Чепурина посвятила драматургии Чехова большую заметку «Наш Чехов», в которой предприняла попытку дать анализ чеховской драматургии с точки зрения настоящей советской действительности. «Советский театр раскрыл зрителю, — писала А. Чепурина, — всю глубину и правду Чехова. Как драматург Чехов возвращает русской сцене настоящую литературу и идейность, касаясь, казалось бы, самых повседневных житейских тем. Он вводит как жанр социальную драму, завершая период развития русской драматургии, который определился идеями разночинного... этапа освободительного движения, и подготавливает появление социальной драматургии великого пролетарского писателя М. Горького. Чехов — это, прежде всего, мысль, — подчеркивает А. Чепурина, — поиски высокого смысла и цели жизни»7. Корреспондент отмечает те мыслительные новации, которые делают чеховскую драматургию дорогой для советского зрителя. «Мы любим пьесы Чехова, — отмечает она, — его красивых и умных героев. Мы восхищаемся душевной красотой трех сестер, страстной верой Вершинина и вместе с автором грустно улыбаемся над их беспомощностью, бессилием противостоять пошлости жизни. Мы презираем опустившегося Андрея за то, что он безвольно отдал себя в хищные руки «шершавого животного» — мещанки Наташи, за то, что загубил в себе светлые мечты молодости.

Мы вместе с Чеховым, — продолжала Чепурина, — ненавидим бессердечного и тупого эгоиста Серебрякова, задушившего талант дяди Вани, убившего молодость Сони и счастье Елены Андреевны.

Нам близка неукротимая энергия созидания, непреклонная вера в красоту и силу человека у доктора Петрова. В поэтической симфонии чеховской «Чайки» мы слышим гимн творческому труду. Призыв к борьбе, к подвигу во имя высокой цели — служения народу.

Мы смеемся над нелепой никчемностью Гаева и Раневской, — утверждает А. Чепурина, — и с радостью встречаем звонкие голоса Пети Трофимова и Ани, приветствующие завтрашнюю прекрасную жизнь. Это сам автор — мудрый и вечно молодой Чехов обращается со словами привета к сегодняшнему дню своей родины: «Здравствуй, новая жизнь»8.

Постановка пьесы А.П. Чехова «Чайка» на сцене Пермского драматического театра вызвала критический отзыв областной газеты «Звезда». Авторы рецензии А. Чепурина и Г. Беляев рассматривают неудачу постановки «Чайки» как результат нетребовательности — так они и назвали свой отзыв о неудачной, по их мнению, постановке чеховской пьесы9.

Советские люди должны неизмеримо глубже и острее понимать мудрую правду Чехова, его замечательную пьесу о жизненном подвиге и долге художника перед народом, о целях искусства в подлинном счастье в жизни каждого человека. Действие пьесы происходит в старинной усадьбе на берегу чудесного, колдовского озера. Гибнет так страстно мечтавший о новых формах в искусстве молодой литератор Константин Треплев — сын актрисы Аркадиной. В пьесе чувствует приближение творческого краха маститый писатель Тригорин. Обывательницей стала Аркадина, несомненно, даровитая натура. И только одна хрупкая девушка — начинающая актриса Нина Заречная — одерживает победу в суровых испытаниях жизни.

Рецензенты считают, что А.П. Чехов доказывает в пьесе мысль о том, что настоящее счастье получает лишь тот, кто имеет перед собой ясные цели, кто смело и открыто смотрит в лицо трудностям, кто горячо верует в свое призвание и ради чего способен на высокий подвиг10. Призвание истинного художника Чехов видел в служении народу.

Постановка «Чайки» требует от театра высокой культуры, творческой зрелости, умения глубоко вскрыть в сценической жизни героев большие социальные конфликты. Именно последнего в постановке Молотовского драматического театра в должной мере не получилось. Театр не сумел раскрыть в своем спектакле глубину философской мысли автора и передать все своеобразие чеховской драматургии.

Главный упрек в этом отношении рецензенты адресуют режиссеру Е. Прасолову, который не смог до конца логически последовательно развернуть в действии главную тему спектакля, подчинить решение всех образов единому идейно-художественному замыслу. Для того чтобы подтвердить это положение, А. Чапурина и Г. Беляев рассматривает особенности игры исполнителей основных ролей пьесы, в каждой из них они находят определенные достижения и недостатки. По мнению рецензентов, артистка Л. Мосолова талантливо сыграла роль Нины Заречной. Однако в юбилейном спектакле Л. Мосолова передает лишь результат действия, а не вскрывает сложные внутренние причины. Мысли Нины Заречной не рождаются здесь в глубоких раздумьях, и в этом рецензенты видят творческий просчет режиссера спектакля. В исполнении роли Треплева артистом А. Корчажниковым рецензенты видят, что история неразделенной любви заглушает главную мысль образа — крушение таланта, оторвавшегося от жизни. Тема судьбы художника раскрывается в пьесе в образе писателя Тригорина. В исполнении артиста К. Македонского Тригорин — безвольный интеллигент, который вынужден «влачить свой талант», и от нечего делать потянулся к любви молодой девушки. Его монолог — мысли о долге и месте писателя в обществе — звучит лишь как жалоба на свою судьбу.

Артист М. Шаримов, исполняющий роль Тригорина, прост, обаятелен, мужественен, с ним «легко говорить», но и Шаримов не достиг той силы убедительности, с которой должен прозвучать суровый, беспощадный суд художника над самим собой11.

Артистка Г. Васильева, исполнительница роли актрисы Аркадиной, превратилась в ремесленника, которого устраивает дешевый успех и личное благополучие. В совершенно иной манере исполняет роль Тригориной артистка М. Януш. Стремясь подчеркнуть отрицательные черты героини, она рисует образ чересчур яркими красками и упрощает его.

Рецензенты указывают на причины просчетов в постановке «Чайки». Их они видят в том, что коллектив театра невнимательно прочитал авторский текст и не ощутил в полной мере поэтическую ткань пьесы.

У артистки Л. Барташевой, исполняющей роль Маши, этот образ овеян грустью о бесцельно прожитой жизни и одновременно пронизан надеждой на счастье. По мнению А. Чепуриной и Г. Беляева, такое исполнение вызывает сочувствие к судьбе «маленького человека». Подводя итоги юбилейного спектакля, отмечая его многочисленные недочеты и противоречия, рецензенты подчеркивают, что серьезный большой разговор театра со зрителем не состоялся. Хорошие нужные мысли, которые, несомненно, были у режиссера, остались незавершенными. Думая о том, почему получился «тусклым и невыразительным» спектакль, рецензенты пришли к выводу о том, что одной из причин этого явилась неправильная расстановка сценических сил театра. В частности, неумелое распределение артистических сил театра между чеховской «Чайкой» и «Баней» Маяковского.

Пятидесятилетний юбилей со дня смерти А.П. Чехова проходил в условиях конца кровавого сталинского режима и начала хрущевской «оттепели». Небывалый в истории России мороз, вызванный сталинским террором, так подморозил страну, что потребовалось несколько лет для того, чтобы она перешла к менее кровавой диктатуре. Решающий шаг к прекращению сталинских безобразий был сделан на XX съезде КПСС.

К числу тех существенных мероприятий, которые были приняты на съезде и разработаны после него и касались относительной демократизации тоталитарного режима, можно отнести и изменение празднования юбилеев деятелей искусства и литературы. Они стали отмечаться не по датам смертей, а по датам рождения. Такая постановка вопроса имела положительное значение. Отпадала возможная мысль о том, что когда, например, отмечают пятидесятилетний юбилей со дня смерти А.П. Чехова, то эта дата смерти сама по себе является положительной, народ должен радоваться и отмечать день смерти, что, конечно, не совпадало с содержанием чеховского (да и всех других) юбилея, который был посвящен жизни и творчеству великого писателя России.

Столетний юбилей со дня рождения А.П. Чехова отмечался особо торжественно в условиях хрущевской «оттепели» и небывалой для пропитых десятилетий свободы в рамках социалистического режима. В качестве почина, положившего начало столетнему юбилею со дня рождения А.П. Чехова, на Западном Урале в областной газете «Звезда» выступил кандидат филологических наук, доцент Пермского педагогического института В. Самойлов. Он попытался раскрыть содержание понятия чеховского «гуманизма». Прежде всего, В. Самойлов предпринял попытку «раскрыть» мировое значение творчества А.П. Чехова. Его он видел в неугасимой любви к людям, в ненависти к их угнетателям, в гуманном, участливом отношении к маленькому человеку-труженику. Писатель мечтал о будущем обществе, где каждый будет работать, а труд станет освобожденным и радостным — все это, воплощенное в безупречно прекрасную форму, сделало произведения Чехова, с одной стороны, вечным, а с другой, — создало им всемирную известность. Пермский ученый в анализе чеховского творчества исходил из тех общественных условий, в которых протекала социальная жизнь российского общества второй половины XIX века. Крепостная Россия, освободившаяся от феодальных пут 19 февраля 1861 года, была буквально отдана на разграбление капиталу. Чехову пришлось бороться с этим социальным злом, которое он назвал «пошлостью». Средством борьбы с ним он избрал смех. Однако не тот «развлекательный» смех «Стрекозы», «Будильника», «Осколков», которому он в начале 80-х гг. отдал определенную дань, а смех обличительный, направленный против тех явлений социальной действительности России 80—90-х гг. XIX столетия, которые представлялись ему основательным тормозом в развитии общественной жизни страны по направлению к ее прекрасному будущему.

«Юмор и сатира Чехова были направлены, — подчеркивал В. Самойлов, — против самодержавно-чиновничьей России, во многом сохранявшей рабьи, крепостнические черты. Он стал изображать отрицательные явления жизни в художественно преувеличенном, заостренном виде, показывая как бы конечную, уродливую и абсурдную стадию их возможного развития, противную здравому смыслу и совести простого человека»12.

В. Самойлов приводит многочисленные примеры из чеховских рассказов, в которых автор выражал протестующие интонации своего творчества в социально смешном виде («Хамелеон», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий» и др.).

По свидетельству В. Самойлова, Чехов не определил свою общественно-политическую позицию, свое общественно-политическое лицо. Его демократические и исторические тенденции осуждения существующих в России социальных порядков исходили от здоровой демократической оппозиционности интеллигента-разночинца, который видит на каждом шагу насилие, прикрывающееся лицемерными фразами о благе народа. Надвигающаяся новая волна революционного движения предъявляла к Чехову требование общественного самоопределения, которое нужно было писателю для того, чтобы знать, в каком направлении видеть будущее страны, чтобы социально фундировано и основательно звать к нему.

Подчеркивая связь Чехова с революционными демократами России, их влияние на него, выражающееся в возникновении и обострении гражданского чувства в осознании писателем ответственности перед народом, В. Самойлов, тем не менее, не подводит искусственно мировоззрение А.П. Чехова к революционному демократизму, а подчеркивая его дружбу с М. Горьким, отмечает, что демократизм писателя был окрашен «просветительскими тенденциями»13. Пермский ученый определяет общественную позицию А.П. Чехова в начале XX века как «лирического предвестника надвигающейся революции»14. К ней, по мнению Чехова, ведут «разные пути».

После публикации статьи В. Самойлова в областной газете «Звезда» последовала серия статей в городских и районных газетах, отражавших те конкретные мероприятия, которые проводились в честь чеховского юбилея.

Газета «Соликамский рабочий» поместила подвальную статью, посвященную чеховскому юбилею. Она называлась «Гордость русской литературы»15.

В этом же номере газета поместила информацию о тех пропагандистских мероприятиях, которые проводились в школах города, в библиотеках и на предприятиях. В городской школе № 1 уже с ноября 1959 года стали готовиться к 100-летию со дня рождения А.П. Чехова и проводить чеховские вечера. Учителя рассказывали о жизни писателя, о его большом трудолюбии. Учащиеся седьмых классов показали инсценировки по рассказам Чехова «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Сапожник и нечистая сила». Были проведены викторины по произведениям писателя. Обращает на себя внимание широкий охват юбилейными мероприятиями. Он выражался в том, что во всех классах школы учителя беседовали с учащимися о жизни и творчестве писателя, познакомили их с выставкой, устроенной в кабинете литературы. В школьной библиотеке была организована выставка произведений А.П. Чехова, вывешены рекомендательные списки по изучению творчества писателя. Масштабы юбилейных мероприятий вышли за пределы школы: учителя и учащиеся проводили доклады и показывали инсценировки в организациях и клубах города Соликамска. Юбилейная тематика была внедрена в учебный процесс. В седьмых и восьмых классах были проведены диктанты по тексту повести Чехова «Каштанка».

26 января 1960 года в школе № 3 состоялся вечер для 5—7-х классов, посвященный Чехову-драматургу. С докладом о жизни и творчестве писателя выступила ученица 7-го класса Люда Сакерина. О детях в произведениях Чехова рассказала семиклассница Лариса Жижи-лева. Ученики 7-го класса прочли отрывки из рассказов «Ванька Жуков», «Спать хочется», «Детвора», с инсценировкой рассказа «Не в духе» выступили Т. Соболев, В. Федорчук, Л. Карпова, Л. Клодт и Т. Коняхин. Трое последних показали сценки из рассказов «Ведьма», «Лошадиная фамилия», «Каштанка». Вечер закончился просмотром диафильмов по рассказам А.П. Чехова16.

В школе № 16 были проведены утренники по классам, а для учащихся 5—7-х классов — вечера. Ребята этих классов приготовили фотомонтаж, посвященный Чехову, С. Вершинин подготовил иллюстрации к рассказам «Каштанка» и «Ванька Жуков». Члены кружка живописи сделали рисунки к чеховским рассказам.

Ученики Соликамской школы № 6 провели вечера для родителей. Силами учащихся были проведены инсценировки по рассказам «Канитель», «Злоумышленник», «Лошадиная фамилия». В школе проводились читки чеховских рассказов, беседы, оформлен фотомонтаж и книжная выставка. С большим желанием готовились учащиеся школы им. Дзержинского к чеховскому юбилею. Ученики 8-го класса подготовили инсценировку рассказа «Хирургия», а ученики 6—7-х классов подготовили инсценировку по рассказу Чехова «Сельские эскулапы».

Работники городской библиотеки № 1 города Соликамска И.Л. Саянина и З.А. Заводчикова провели в обществе слепых «громкие» читки рассказов Чехова «Унтер Пришибеев», «Хамелеон», «Кто виноват», «Дачники» и др. С литературной композицией «Чехов-новеллист» под руководством преподавателя литературы К.И. Липиной выступили учащиеся педучилища. На вечере была проведена литературная викторина «Знаете ли вы произведения А.П. Чехова?», в которой приняло участие более 30 человек.

Активно готовились к юбилею Чехова Соликамские бумажники. В цехах бумкомбината проводились читки рассказов писателя, беседы о его произведениях, организовывались выставки литературы. В клубе бумажников 1 февраля 1960 года состоялся литературный вечер, посвященный 100-летию со дня рождения великого русского писателя. После доклада о жизни и творчестве А.П. Чехова участники кружков художественной самодеятельности показали инсценировки произведений писателя, исполнили его любимые музыкальные произведения17.

Газета «Колхозный труд» 23 января 1960 года поместила заметку «Накануне юбилея Чехова», в которой представила те мероприятия по достойной встрече чеховского юбилея, которые были проведены в Еловском районе. Накануне юбилея заведующая читальным залом районной библиотеки Л.С. Устинова проводила для читателей обзор книг о жизни и творчестве писателя. Для этих целей было использовано местное радиовещание18.

О мероприятиях к 100-летнему юбилею со дня рождения А.П. Чехова, проведенных в Добрянском районе, рассказала на страницах районной газеты «За коммунизм» библиотекарь И. Болотова. В районном доме культуры был проведен вечер, посвященный жизни и творчеству А.П. Чехова. Детская библиотека совместно с домом политпросвещения подготовила утренник для детей, который был назван «День Чехова». В литературном зале детской библиотеки были проведены громкие читки по рассказам Чехова, были оформлены альбом и книжная выставка, посвященные творчеству писателя19.

О большом и разнообразном перечне мероприятий в честь чеховского юбилея проинформировала общественность г. Кунгура газета «Искра». В библиотеке кожкомбината была оформлена выставка произведений А.П. Чехова, клуб кожкомбината организовал юбилейный чеховский вечер. Уже в ноябре 1959 года приступили к подготовке мероприятий по достойной встрече чеховского юбилея в Кунгурском лесотехникуме. Этот вопрос был обсужден на заседании комиссии по общеобразовательным предметам. Был проведен чеховский вечер, программа которого предусматривала проведение конкурса на лучшее чтение чеховских рассказов, конкурс рисунков, а также спектакль художественной самодеятельности20.

С разнообразной программой встречи 100-летнего юбилея со дня рождения А.П. Чехова выступила городская библиотека им. Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Деятельная подготовка по достойной встрече чеховского юбилея была развернута в г. Губахе. В ней были задействованы средние школы города, клубы и библиотеки21.

Интересно прошли юбилейные мероприятия в Чернушинском районе. В Зверевской сельской библиотеке был проведен вечер, посвященный Чехову. После доклада о жизни и творчестве писателя, который сделала А.С. Мазунина, колхозники с интересом просмотрели инсценировку рассказа А.П. Чехова «Злоумышленник»22.

К 100-летию со дня рождения А.П. Чехова в городском историко-краеведческом музее г. Березники открылась выставка в честь столетия со дня рождения А.П. Чехова. Большая часть выставки была посвящена пребыванию писателя в нашем крае. Сотрудники музея познакомили посетителей музея с людьми, встречавшимися с А.П. Чеховым во время его визита во Всеволодо-Вильву в 1902 г.23

Лысьвенская газета «Искра» посвятила чеховскому юбилею рубрику «Великий гуманист», в которой содержалось несколько статей. В корреспонденции А. Осколкова «За что мы любим А.П. Чехова» отмечается, что мы любим писателя за высокие человеческие идеалы, включающие в себя «борьбу за освобождение личности, утверждение духовной силы и красоты человека, гордую и непоколебимую веру в неизбежное торжество светлого и доброго»24. Такими прекрасными людьми, несущими в мир добро, являются возненавидевший мир мещанского благополучия учитель словесности Никитин; влюбленный в Россию и талантливых русских людей Ярцев; тихая, но убежденная, что правда в мире «будет», Липа, вырвавшаяся из старого мира навстречу новой жизни; Аня из пьесы «Вишневый сад» и Надя из рассказа «Невеста».

Чрезвычайно велика у Чехова была потребность служить своему народу. Он поехал на остров Сахалин для того, чтобы лицом к лицу сойтись «с самой ужасной правдой из жизни ссыльных и рассказать о ней всем, заявить о недопустимости попрания личности человека».

Необычайно велика была любовь Чехова к родной русской природе. Он любил строить, разводить сады, украшать землю, — писал А. Осколков. — Он чувствовал поэзию труда, с большой любовью наблюдал, как в его саду в Мелихове растут посаженные им плодовые деревья и декоративные кустарники. Представление о прекрасном, — пишет А. Осколков, — сливалось у Чехова с представлениями о правде, о творческом труде. Труд для Чехова — это вечный источник красоты. Он всеми силами души стремился, чтобы не Серебряковы задавали тон жизни, а Астровы, дяди Вани и Сони могли украшать землю творческим свободным трудом.

Чехов дорог А. Осколкову своей скромностью. Он подчеркивает его заявление о том, что ему страстно хочется спрятаться куда-нибудь лет на пять и занять себя кропотливым, серьезным трудом. Мне надо учиться, учить все с самого начала...25

Наконец, большое значение корреспондент «Искры» придает чеховскому кодексу морали, включающему в себя уважение человеческой личности, снисходительность, мягкость, вежливость, уступчивость в поведении, опасение, даже боязнь «как огня» лжи, неправды, болтливости. Воспитанные люди из уважения к чужим ушам чаще молчат. Они воспитывают в себе эстетику, т. е. науку о прекрасном. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу.

Здесь же помещен «отрывок» из очерка Корнея Чуковского «Антон Чехов». Известный писатель обращает внимание читателей на такие черты Чехова, как его необычное гостеприимство, его неисчерпаемое веселье и остроумие. «Всех изумляла тогда, — писал К. Чуковский, — именно эта свобода и легкость, с которой бьющая в нем через край могучая энергия творчества воплощалась в несметное множество бесконечно разнообразных рассказов». Всех поражала его необыкновенная творческая энергия, благодаря которой он выпускал десятки шедевров российской новеллистики, которые своими художественными достоинствами сделали бы честь таланту мирового уровня. Критики долго глядели, — подчеркивает Корней Чуковский, — на чеховские рассказы с «высокомерным презрением». Но то, что они считали безделками, «оказалось нержавеющей сталью»26.

О том, как проходили юбилейные чеховские дни в Лысьве, мы узнаем из корреспонденции заведующей читальным залом 1-й городской библиотеки А. Нелюбиной. Работник библиотеки подчеркивает, что чеховский юбилей библиотека отмечает читками, обзорами литературы, беседами, то есть традиционными мероприятиями, характерными и для других районов и городов области. Результатом проведения этих мероприятий явилось увеличение спроса на произведения великого писателя. На абонементе выдана вся критическая и художественная литература по Чехову. Проводимые в ней мероприятия библиотека стала тиражировать на предприятиях города. 13 января библиотека провела в красном уголке артели «Быткомбината» диспут, девизом которого стали слова великого писателя: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». На диспуте выступили несколько товарищей, которые поделились своими мыслями о красоте, о дружбе, о товариществе, о любви.

В артелях «Быткомбината» и «10 лет Октября» были проведены «громкие читки» чеховских рассказов. В читальном зале библиотеки была оформлена выставка на тему: «А.П. Чехов — выдающийся русский писатель». Она состояла из двух разделов: 1) Произведения А.П. Чехова; 2) Критическая литература о них.

Подборкой материалов на тему «Поборник правды и справедливости» отметила 100-летний юбилей со дня рождения А.П. Чехова Сивинская газета «Колхозная правда». Теоретический анализ творчества А.П. Чехова, его значение для того времени, когда он жил, и для современности даны в статье кандидата филологических наук Н. Петровой. Автор статьи раскрывает основные направления чеховского творчества, показывая, что в одних рассказах писатель осуждал глупых, пошлых, чванливых, трусливых и подлых людей, в других — высмеивал угодничество, лесть, подхалимство, страх перед важными лицами, в третьих — по типологии Н. Петровой — в рассказах А.П. Чехова мы видим самодовольных и пошлых людей, которые ничего не делают и живут за счет обмана, накапливают деньги, прирастают душой к собственности, теряют человеческое достоинство. По свидетельству Н. Петровой, великая сила таланта писателя состояла в том, что он никогда ничего не выдумывал, а писал о том, что действительно было в жизни27.

Н. Петрова считает, что произведения А.П. Чехова учат нас быть безупречными в делах и поступках, быть духовно красивыми людьми. Они облагораживающе действуют на современного читателя, сохраняя свое огромное познавательное значение.

Районная Сивинская библиотека и средняя школа встречали чеховский юбилей торжественным литературным вечером, на котором с докладом «Жизнь и деятельность А.П. Чехова» выступила Н.С. Теплоухова. Главным номером художественной части вечера явились инсценировки широко известных рассказов А.П. Чехова: «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «Медведь». В постановках участвовали ученики 7—9 классов Сивинской средней школы.

С помощью библиотеки была оформлена литературная выставка художественных произведений выдающегося писателя, а также статей, монографий о его творчестве. Кроме выставки, оформлена витрина иллюстраций к его рассказам и пьесам.

Широко праздновала столетие со дня рождения А.П. Чехова Северо-Коммунарская средняя школа. Здесь были проведены те же мероприятия, что и в Сивинской средней школе. Оригинальность здесь выразилась в том, что в школе был организован конкурс на лучшее сочинение по произведениям А.П. Чехова. Лучшее сочинение зачитывалось на литературном вечере.

Статья Н. Петровой «Поборник правды и справедливости» в газете Чернушинского района «Коммунистический труд»28 была помещена в качестве теоретической передовицы, посвященной чеховскому юбилею. В корреспонденции Б. Яволева «Чеховские дни в районе» перечисляются традиционные мероприятия, связанные с юбилеем. Новым является то, что коллективы художественной самодеятельности подготовили несколько водевилей А.П. Чехова29.

Газета Пермского отделения Свердловской железной дороги «Путевка» посвятила чеховскому юбилею несколько оригинальных материалов. С основополагающей статьей «Антон Павлович Чехов — гордость русской литературы», задающей тон празднованию, выступил И. Голик30. В ней отмечалось, что «Чехов был одним из последних представителей критического реализма в русской литературе». Он правдиво и высокохудожественно отразил эпоху социального неравенства, грубого деспотизма и бесправия, в смрадной атмосфере которой гибли лучшие чувства и стремления людей. Это сделало его произведения любимыми не только на родине, но и далеко за ее пределами. В этом контексте И. Голик рассматривает то влияние, которое в смысле совершенства художественной формы оказал А.П. Чехов на немецкого писателя Томаса Манна.

Редакция «Путевки» попыталась разнообразить юбилейные материалы, не ограничиваясь традиционным набором, характерным для многих городских и районных газет. В этом плане обращают на себя внимание заметки старшего товарного кассира станции Смычка А. Неронова «Его произведения и в наши дни — острое оружие». Автор заметки подчеркивает, что произведениям А.П. Чехова присуща меткость и образность языка, и этим они нравятся ему.

Произведения А.П. Чехова, такие как «Человек в футляре», «Унтер Пришибеев», «Хамелеон», «не потеряли своего большого воспитательного значения и в наши дни». Есть еще, к сожалению, среди нас чеховский персонаж — человек в футляре, нет-нет да и мелькнет унтер Пришибеев. На произведениях Чехова, по свидетельству А. Неронова, «мы учились и будем учиться бороться со всем тем злом, которое в наше время именуется пережитками прошлого». Из практики многолетней работы агитатором пропагандист А. Неронов утверждал, как метко можно бить произведениями Чехова по всем вредным проявлениям прошлого.

Заведующая библиотекой Дома культуры железнодорожников Ф. Шевелева писала о том, что библиотека располагает «достаточным количеством экземпляров собрания сочинений А.П. Чехова, отдельными его произведениями для того, чтобы удовлетворить возросший читательский спрос на произведения юбиляра». Ф. Шевелева приводит многочисленные свидетельства читателей библиотеки о том, что на чеховских произведениях они учатся, его чтят, его любят, его перечитывают по несколько раз.

В статье «В человеке все становится прекрасным!» отмечается, что стремление видеть человека прекрасным было для Чехова целью всей его жизни. Однако эта цель в то время была для Чехова лишь большой и самой дорогой мечтой. Со всех сторон на писателя наступала, — писала газета «Путевка», — грязная, пошлая действительность; отовсюду надвигалось на него насилие, словно многоликий, тупой и беспощадный палач Никита — сторож из «Палаты № 6» — шел на него с поднятыми кулаками. Но чем сильнее был натиск тогдашней действительности, тем ожесточеннее, сознательнее, упорнее боролся с ней Чехов.

Газета писала о том, что мысли Чехова, образы, созданные им, были и остаются мерилом жизни людей многих поколений. В наши дни сбываются казавшиеся Чехову такими далекими мечты, когда наша Родина действительно становится садом, когда люди ее получили самую полную и широкую свободу, и с каждым днем у них становятся все более прекрасными «и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Автор передовицы в своем неумеренном рвении сопоставить современную советскую действительность с чеховской мечтой о прекрасном будущем человечества зашел слишком далеко. Он считал, что советские люди своим трудом, поведением, всей своей жизнью стремились стать образцовыми, по-чеховски прекрасными людьми земли. В действительности это было далеко не так, а как показала советская действительность конца 80-х г. XX века, общество нуждалось в радикальной перестройке и реформировании. В условиях полного отсутствия свободы слова это было единственно возможным способом славословия тупиковой модели развития общества, искусственного приклеивания к ней лучших литературных памятников прошлого. Для того чтобы не повторять буквально то, что писали о чеховском юбилее другие газеты, редколлегия «Путевки» поместила на своих страницах такие рубрики, как «Писатели о Чехове», «Сокровищница чеховских мыслей», «Вспомним произведения А.П. Чехова и их героев»31. Это придало юбилейным материалам «Путевки» известную свежесть и неординарность.

Газета «Чусовской рабочий» под рубрикой «У нас на гастролях» поместила статью В. Карпова «Неизгладимое впечатление». В ней отмечалось, что пьеса А.П. Чехова «Дядя Ваня» в постановке Лысьвенского драматического театра впервые идет в нашем городе32. Автор театральной рецензии отмечает положительные стороны постановки пьесы: «Коллектив творчески поработал над пьесой и правильно сумел донести до зрителя идейное содержание чеховского произведения». Позитивное впечатление на А. Карпова произвело декоративное оформление сцены, которое «с любовью выполнено художником Михалковым». Рецензент подчеркивает, что в центре внимания зрителя находились три персонажа: дочь профессора Серебрякова Соня, врач М.Л. Астров и брат первой жены профессора И.П. Войницкий (дядя Ваня). От остальных персонажей пьесы их отличает неудовлетворенность окружающей действительностью, стремление к светлой жизни.

Отношение к окружающей действительности у центральных персонажей чеховской пьесы разное. Если дядя Ваня никнет под гнетом окружающей действительности, то Астров и Соня убеждены, что «лучшее завтра придет». Убедительно звучат слова Сони в исполнении артистки Мосоловой о том, что «придет то время, когда все небо будет в алмазах», и что «он (дядя Ваня) должен в это верить». По свидетельству А. Карпова, в целом спектакль оставляет у зрителя «неизгладимое впечатление». Пьеса А.П. Чехова «Дядя Ваня» — это еще одна удача Лысьвенского драматического театра. Перечислив всех исполнителей, рецензент подчеркивает, что ни один из них во время спектакля «не терял чувства меры, не впадал в излишний сентиментализм»33.

Заметным негативным моментом чеховских юбилеев 1954 и 1960 гг. являлась партийная ангажированность (заданность), которая приводила к массовости за счет принудительности.

Партийная дисциплина была в условиях советской действительности тем единственным императивом, который безотказно действовал в условиях социализма до середины 80-х гг. XX века. Однако достигнутая таким образом массовость приводила к известному снижению интереса к заранее запланированным и обязательным мероприятиям. Вал мероприятий давал количество, но не качество.

Первый чеховский юбилей, 50-летие со дня рождения, был отмечен в Перми в феврале 1910 г. Это был юбилей писателя. В отличие от «социалистических» юбилеев в нем действительно участвовал тот, кто хотел и кто по роду своей профессиональной деятельности мог позитивно участвовать в нем. В этом смысле масштабы юбилея ограничились двумя статьями в газете «Пермская земская неделя»34 и статьями в газете «Пермские губернские ведомости»35.

В августовском номере «Пермской земской недели» была опубликована рецензия на сборник, изданный товариществом Сытина, в котором содержалось все то, что появилось в периодической печати к 50-летней годовщине А.П. Чехова. На полученные от продажи сборника средства было предложено основать библиотеку имени А.П. Чехова.

Из массовых мероприятий следует отметить литературно-музыкальный утренник для учащихся средних учебных заведений, успешно проведенный в здании Пермской Александровской женской гимназии, вечер памяти Чехова, организованный Пермским драматическим кружком, и спектакль «Юбилей», показанный в Пермской торговой школе. Значение чеховских юбилеев заключалось в том, что они приковывали внимание к творчеству писателя, делали его своим для творческой постановки на сцене местных театров, что, в свою очередь, позволяло ему активно включаться в воспитание лучших качеств человеческой личности.

Примечания

1. Во Всесоюзном комитете по проведению 50-летия со дня смерти А.П. Чехова // Звезда. 1954. 13 июля.

2. Звезда. 1954. 17 июля.

3. Сидорин В. Великий русский писатель // Звезда. 1954. 13 июля.

4. Там же.

5. Звезда. 1954. 15 июля.

6. Звезда. 1954. 13 июля.

7. Там же.

8. Там же.

9. Чепурина А., Беляев Г. Результат нетребовательности // Звезда. 1954. 4 авг.

10. Там же.

11. Там же.

12. Самойлов В. Великий журналист // Звезда. 1960. 20 янв.

13. Там же.

14. Там же.

15. Голик И. Гордость русской литературы // Соликамский рабочий. 1960. 29 янв.

16. Там же.

17. Там же.

18. Накануне юбилея А.П. Чехова // Колхозный труд. 1960. 23 янв.

19. В учреждениях культуры // За коммунизм. 1960. 24 янв.

20. К столетию со дня рождения А.П. Чехова // Искра. 1960. 22 янв.

21. К юбилею Чехова // Губахинский рабочий. 1960. 17 янв.

22. Красное Предуралье. 1960. 7 фев.

23. Березниковский рабочий. 1960. № 24.

24. Осколков А. За что мы любим А.П. Чехова // Искра (Лысьва). 1960. 29 янв.

25. Там же.

26. Чуковский К. Антон Чехов (отрывок) // Там же.

27. Петрова Н. Поборник правды и справедливости // Колхозная правда. 1960. 29 янв.

28. Коммунистический труд. 1960. 29 янв.

29. Там же.

30. Голик И. Антон Павлович Чехов — гордость русской литературы // Чусовской рабочий. 1960. 23 марта.

31. Там же.

32. Карпов А. Неизгладимое впечатление // Чусовской рабочий. 1960. 23 марта.

33. Там же.

34. Памяти А.П. Чехова // Пермская земская неделя. 1910. 28 янв. Стб. 13—14 // Пермская земская неделя. 1910. 26 авг. Стб. 41—42.

35. Литературное утро // Пермские губернские ведомости. 1910. 4 фев.; Там же. 16 фев.; Там же. 23 фев.