Большое значение в зрелый период чеховского творчества пейзаж имеет в ремарках пьесы «Вишневый сад». Поэтому мы его отдельно рассмотрим.
В чеховской комедии «Вишневый сад» ремарки, помимо описательного значения, наделены и символическим подтекстом. Так какое значение несут авторские примечания в этой пьесе? Безусловно, ремарки в комедии Чехова играют важную роль. В начале действия они задают тон всему произведению, с их помощью обрисовывается пространство и атмосфера имения Раневской: «комната, которая до сих пор называется детскою», «уже май», «рассвет».
Сразу же появляется ассоциация сада с темой детства. Раневская вспоминает: «В этой детской я спала, глядела отсюда на сад», и «теперь я как маленькая». Цветущий сад наполнен счастьем. «Любовь к России и к вишневому саду, к родному дому и тем более к «детской», к белой или фиолетовой комнате, к «шкафику», к «столику»» пишет и В.Б. Катаев1.
При этом в ремарке первого действия обозначается время. Мир в пьесе находится на грани обновления («рассвет»). А слова «уже май» предвещают радость от встречи с грядущим летом.
Но эта атмосфера, на первый взгляд кажущаяся проникнутой ощущением красоты, весны, рассвета, жизни, исполненной радости и тепла, разрушается противопоставлением ей холодной, совсем не весенней, погоды («утренник», мороз во второй половине мая 3 градуса, цветкам вишни, ее завязи угрожает гибель). Такая антитеза является неслучайной и несет символический подтекст.
Это — предзнаменование холодности и недопонимания в отношениях героев друг с другом (тема отчуждения людей в «Вишневом саде»).
Противопоставление цветущего сада и утреннего мороза символизирует противоположение счастливого прошлого и мрачного настоящего, жизни и смерти. Мотив смерти не только связан с судьбой старого слуги, так как Лопахин предлагает вырубить вишневый сад и в конце пьесы начинает его вырубать. Вишневый сад гибнет.
В конце первого действия дается такая ремарка: «Далеко за садом пастух играет на свирели...» [Чехов XIII: 273]. Роль данной ремарки неоднозначна.
С одной стороны, чистый, высокий звук свирели пастуха отражает нежность Трофимова к Варе. А с другой стороны, звук свирели пастуха становится символом, уводящим читателей «к пастушеской идиллии, подчёркивающей оторванность героя от реальной жизни»2.
Второе действие начинается с описания громадного пространства, где вдалеке виднеется вишневый сад. В описании дворянских усадеб часто встречается эпитет «старый» (в пьесе — «старая часовенка», «старая скамья»). А «большие камни», бывшие «могильными плитами», рождают и предчувствие смерти, и чувство безучастности мира. Новая эпоха уже у дверей. Время вишневого сада, время старого мира уходит. Противоположен усадебному миру — большой город с телеграфными столбами. В ремарке первого действия сказано: «рассвет», а здесь указано: «скоро сядет солнце».
Место действия четвёртого акта то же, что и первого. В пьесе кольцевая композиция. И ещё раз возникает противопоставление прошлого и настоящего. Однако теперь старая, усадебная жизнь уже полностью разрушена.
Следует отметить, что звук лопнувшей струны во втором действии и в конце пьесы символически подразумевает не только гибель сада, но и прощание героев со светлым прошлым, уходящим безвозвратно.
Без этих ремарок не все прозвучало бы в пьесе так, как необходимо автору. Чего стоит ремарка в финале пьесы: «Сцена пуста... становится тихо. Среди тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно...» [Чехов XIII: 325]. С помощью ремарок усиливается печальная и страшная атмосфера пьесы. Таким образом, в чеховском «Вишневом саду» ремарки имеют символический и психологический подтекст и играют в нем, безусловно, важную роль.
Считаю интересным отметить то, что в «Вишневом саде» (не в ремарках пьесы) есть и образ макового поля: «Лопахин: я весной посеял маку тысячу десятин и теперь заработал сорок тысяч чистого. А когда мой мак цвел, что это была за картина» [Чехов XIII: 313]!
С одной стороны, рассказ о маковом поле отсылает к популярной у импрессионистов теме маковых полей. Например, вспоминаются «Поле маков у Аржантея» и «Маковое поле в Живерни» Клода Моне или «Поле с маками», «Ваза с красными маками» Ван Гога. А с другой стороны, Чехов создает амбивалентный образ Лопахина. Это «нетипичный» русский капиталист (каким был, например, П. Третьяков) с «тонкой душой», но вместе с тем он коммерсант, думающий о прибыли.
Может быть, амбивалентный образ Лопахина связан с оппозицией усадьба/дача. Образ усадьбы в XIX в. часто выступал как символ дворянского гнезда. Для усадебного текста характерен взгляд в прошлое. А дача представлялась результатом дробления усадебного пространства. Образно говоря, Лопахин и «раздробил» усадьбу Раневской на дачи.
На смену дворянской «бездеятельности, поэтической небрежности усадебного быта придет трудовая, хозяйственная жизнь»3: «И можно сказать, дачник лет через двадцать размножится до необычайности. Теперь он только чай пьет на балконе, но ведь может случиться, что на своей одной десятине он займется хозяйством...» — говорит Лопахин [Чехов XIII: 206].
Примечания
1. Катаев В.Б. «Вишневый сад» как элемент национальной мифологии // Чеховиана. «Звук лопнувшей струны». К столетию пьесы «Вишневый сад». М.: Наука, 2005. С. 9—18.
2. Позднякова Е.А. Ремарка в пьесах А.П. Чехова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 2, Кострома: Изд-во Костромского государственного университета (КГУ), 2013. С. 93—96. С. 95.
3. Алферьева А.Г., Кондратьева В.В., Ларионова М.Ч. и др. Историко-культурный и символический облик провинции в творчестве А.П. Чехова. Ростов-на-Дону: [б. и.], 2016. С. 338.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |