«На глазах Чехова под влиянием стремительно развивающейся индустрии складывалось новое отношение к природе. Так сформировался новый стиль поэзии, отражающий мир природы»1, — пишет К. Леонтьев.
Как отмечает К. Леонтьев, Чехова, с 1880-х годов тревожно беспокоит разорение русской земли: «где прошла по широте русской земли безлесная пустынная гладь, там прощай поэзия старины. Типа «не шуми ты, темный лес, зеленая дубровушка». А это будет огромным истощением душевных сокровищ нашего поэтического народа».
В связи с темой оскудения природы рассмотрим рассказ «Свирель». В рассказе Мелитон Шишкин, приказчик из Дементьева хутора, беседует со старым пастухом Лукой Бедным. Встретились они в лесу, куда приказчик с собакой отправился на охоту.
В этой беседе речь идет о погоде и о том, что в теперешнее время природа обеднела. Старик рассуждает о том, что мир идёт к гибели, так как исчезают птицы, звери, рыба: «Меньше стало и всякого зверья... Лет сорок я примечаю из года в год божьи дела и так понимаю, что всё к одному клонится... Пришла пора божьему миру погибать» [Чехов III: 417].
Его собеседник Мелитон задумался, пытаясь «вспомнить хоть одно место в природе, которого ещё не коснулась гибель» [Чехов III: 418], но, очевидно, не вспомнил.
А старик непреклонен в своём пессимизме. Старый пастух видит причину природного оскудения в нравственной порче людей.
Как считает И.К. Андреева, «именно об этой тревожной любви-жалости к истощающейся природе и духовно обнищавшему человеку поет свирель пастуха»2.
Действительно, Чехов нашел для этого чувства особое минорное звучание, музыкальное (интонированное) выражение в печальных звуках свирели. Дрожащие нотки свирели незабываемы, они готовы зазвучать каждый раз, когда видишь унылые поля, серое небо, замолкшие, словно вымершие, леса, когда встречаешься с обедневшей природой.
Авторская позиция прослеживается в словах его героев. Человек должен беречь природу, не забывать своё место в мире. Всё в природе гармонично, создано по единому плану, всё взаимосвязано, нельзя нарушать эти связи. Задача человека — сохранять природу, данную ему в наследие.
Рассказ, по сути, подымает проблему оскудения земли, это произведение было одним из первых, где поднят вопрос об экологии, ведь разрушение экосистемы приводит и к вырождению русского народа.
Тема оскудения природы прозвучит позже в «Дяде Ваня». К.И. Чуковский считает, что «создавая в пьесе образ фанатика древонасаждения Астрова, Чехов, в сущности, писал автопортрет»3.
Чеховский герой страдает именно оттого, что гибнут леса, что негативно влияет на жизнь людей. И мы видим любовь простого человека к природе: «зачем истреблять леса? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и всё оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо. Надо быть безрассудным варваром, чтобы жечь в своей печке эту красоту, разрушать то, чего мы не можем создать. Лесов все меньше и меньше, реки сохнут, дичь перевелась, климат испорчен, и с каждым днем земля становится все беднее и безобразнее» [Чехов XIII: 92].
Итак, мы убедились в том, что, по мнению Чехова, природа и человек тесно связаны друг с другом. Разрушая природу, человек уничтожает самого себя. У человека только один путь взаимодействия с природой — это путь сотворчества.
Примечания
1. Леонтьев К. Восток, Россия и славянство. М.: Типо-лит. И.Н. Кушнерева и Ко, 1913. 482 с.
2. Андреева И.К. Образы животных и птиц в творчестве А.П. Чехова. Бийск, 2014. С. 30.
3. Чуковский К.И. Собрание сочинений: В 15 т. Т. 4: Живой как жизнь: О русском языке; О Чехове; Илья Репин; Приложение / Сост., коммент. Е. Чуковской. 2-е изд., электронное, испр. М.: Агентство ФТМ, Лтд., 2012. 592 с.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |