1.4.1. Пейзаж как часть обстановки
Пейзаж в ранних произведениях Чехова — это нередко фон действия, описание обстановки, сообщение о времени и месте действия.
При этом Чехов часто использует номинативные предложения, и создаётся впечатление, что действие совершается в настоящем времени или будет происходить вечно.
Например: «Солнце еще не всходило. Было часа четыре утра, не больше» [Чехов I: 347] «Барыня». Это просто обозначение времени. Или в рассказе «Темною ночью»: «Ни луны, ни звезд... Ни контуров, ни силуэтов, ни одной мало-мальски светлой точки... Всё утонуло в сплошном, непроницаемом мраке. Глядишь, глядишь и ничего не видишь, точно тебе глаза выкололи... Дождь жарит, как из ведра... Грязь страшная... Дорога ужасная. Налево воет волк» [Чехов II: 20—21]. Темная ночь, сплошной мрак, ужасная дорога вместе с воем волка создают страшную атмосферу. Как мы уже говорили, традиционное начало чеховского рассказа — пейзаж, описание места и времени действия.
Но этим описанием места и времени действия пейзаж у Чехова далеко не ограничивается.
Отметим, что в ранних произведениях Чехов нередко изображает природу в ее необычном состоянии.
«Вечер был великолепный <...> восхитительный» [Чехов I: 298] («Который из трех?»); «Был прекрасный августовский вечер» [Чехов I: 498] («Живой товар»); «Погода стояла подлейшая» [Чехов IV: 361] («Ночь на кладбище», в этом рассказе происходит необыкновенное во время необыкновенной погоды, погода аккомпанирует происходящему); «Какая чудная погода» [Чехов II: 321] («Начальник станции»).
Стояла необычная погода, очень жаркие летние дни, и в рассказе «Встреча» герою было тяжело от своей работы и палящего жара. А в рассказах «Ведьма» и «На пути» во время действия за окном бушует буря.
Мы продолжим рассматривать тему «необычная природа» в зрелом творчестве Чехова во второй главе диссертационной работы.
1.4.2. Сюжетная функция пейзажа
1.4.2.1. Пейзаж и сюжет произведения
В ранних произведениях писателя иногда встречается прием предварения содержания с помощью пейзажа.
В рассказе «Двадцать девятое июня» персонажи — охотники, едущие на охоту, — а над их «головами, плавно помахивая крыльями, носились коршуны, кобчики и совы. Они охотились» [Чехов I: 287]. Отправляются на охоту не только люди, но и хищные птицы, люди и природа в охотничьей страсти как бы объединяются.
В начале рассказа «В море» Чехов пишет: «Мы чувствовали над собой тяжелые тучи, чувствовали их желание разразиться дождем, и нам было душно» [Чехов II: 315]. В этом произведении присутствует микросюжет: желание туч разразиться дождем — они им и разразились. Проводится параллель между тем, что происходило в природе и действиями людей: тучи жаждут разразиться ливнем — персонажи хотят насладиться пикантным зрелищем. В финале души матросов разряжаются гневом, отвращением — природа разряжается бурей, и эта буря ассоциативно связана с реакцией людей на то, что они увидели, так как ветер хохочет вместе с ними.
В рассказе «Рано!» сюжет развивается параллельно с процессом заката солнца. И всё заканчивается именно тогда, когда пала вечерняя тень.
Есть микросюжет и в рассказе «Враги». Это микросюжет красного полумесяца. Пейзаж появляется во второй половине этого рассказа: «стоял большой полумесяц, красный, слегка подернутый туманом и окруженный мелкими облачками, которые, казалось, оглядывали его со всех сторон и стерегли, чтобы он не ушел» [Чехов VI: 42]. Красный полумесяц и стерегущие его облака соотносятся с Кирилловым и стерегущим его, чтобы он не передумал ехать к нему, Абогиным.
Затем красный полумесяц упоминается вновь: «всюду природа представлялась темной, безгранично глубокой и холодной ямой, откуда не выбраться ни Кирилову, ни Абогину, ни красному полумесяцу» [Чехов VI: 42]. А в финале рассказа мы видим: «Было темно, гораздо темнее, чем час тому назад. Красный полумесяц уже ушел за холм» [Чехов VI: 50].
Темная, глубокая, холодная яма, из которой не выбраться ни полумесяцу, ни персонажам, связана с тем, что Кириллов погрузится в своё «убеждение, несправедливое, недостойное человеческого сердца», которое «не пройдет и останется в сознании врача до могилы». И человека, и полумесяц ждет одна судьба — им не выбраться из бездонной темной ямы.
В цветовой гамме господствует черный цвет («было темно», «густые потемки», «угрюмо» и «черные тени»). При этом к цветовой гамме добавлены ещё негативно воспринимаемые запахи и звуки: пахнет грибной сыростью; вороны грустно кричат, как будто знают о трагедии семей персонажей. С помощью пейзажа создается депрессивная атмосфера рассказа.
В начале рассказа «Слова, слова и слова» дается описание ветра, которое мы упомянули выше в разделе об одушевлении природы. Природу тошнит — жизнь Кати такова, что от нее тошнит. Робость ветра перекликается с робкой надеждой на иную жизнь, родившуюся в душе героини.
Микросюжет поведения природы, параллельный тому, что происходило в произведении, присутствует и в рассказе «Осенью», где буйство природы оттеняет собой драму главного героя.
А в рассказе «Несчастье» мы видим психологический пейзаж: совесть Софьи Петровны охраняет ее женскую честь — в пейзаже часовой охраняет железную дорогу. В душе героини моральные нормы стоят на страже ее поведения — в пейзаже есть церковь, церковь — воплощение христианских моральных норм. В этом произведении пейзаж соотнесен с внутренней жизнью главной героини.
В начале рассказа «В сарае» дается описание места, где происходит событие. Дрожание разных теней, может быть, состояние теней ассоциативно совпадают с состоянием внука Алешки, он также дрожит от холода и боязни.
Чехов при изображении природы порой наделяет образ природы глубоким смыслом и использует пейзаж как намек, подтекст или предварение. Например, солнце в «Живом товаре» — сквозной образ. Может быть, это символ страстной любви Грохольского к Лизе. Но Лиза — бездуховная женщина. И мы уже видели предзнаменование их отношений — «Солнце спряталось за курганы» [Чехов II: 500]. И в дальнейшей части рассказа уже нет описания солнца.
Тема «Пейзаж и сюжет произведения» в зрелом творчестве Чехова будет рассматриваться во второй главе диссертационной работы.
1.4.2.2. Пейзаж-настроение
Как это часто бывает в произведениях самых разных писателей, в прозе Чехова встречаются пейзажи, настроение которых совпадает с психическим состоянием героя или контрастирует ему.
Ряд чеховских пейзажей — пейзажи-настроения. С помощью пейзажа создается эмоциональный фон, на котором разворачивается сюжет. Пейзаж также играет своеобразную роль в отражении психологического состояния персонажей.
В произведениях Чехова часто бывает так, что в самом начале рассказа дается изображение природы, определяющее атмосферу и «мелодию» произведения.
Чеховский пейзаж призван к тому, чтобы передать читателю определенное настроение, «как музыка в мелодекламации» [П. 63].
Например, в «Цветах запоздалых»: «На дворе стояло серое, слезливое утро. Темно-серые, точно грязью вымазанные, облака всплошную заволакивали небо и своею неподвижностью наводили тоску» [Чехов I: 567].
Следует отметить, что пейзаж в творчестве Чехова, данный через восприятие персонажа, обычно и служит знаком психологического состояния персонажа в данный момент действия. Помимо того, пейзаж иногда и подготавливает читателей к изменениям в жизни персонажа.
Приём психологического параллелизма, который часто применяется в лирических произведениях, нередко встречается в эпических произведениях писателя.
Например, в рассказе «Тоска» Чехов пишет об одиночестве «маленького человека» в большом городе, о его боли и тоске, о равнодушии и жестокости других людей по отношению к несчастному герою. И природа приветствует героя холодной зимой, сумерками и снегом. Чехов описывает городской пейзаж для передачи состояния героя. Зимние сумерки, хлопья мокрого снега перекликаются с тоской героя и подчёркивают безразличие мира к его боли.
Или в рассказе «Тысяча одна страсть, или Страшная ночь»: темное небо, голубая молния и блестящие метеоры составляют краски картины страшной ночи. Кроме того, звуки (гром, стон ветра, звон колокола) сливаются в ужасающую гармонию стихии. Природа настроена тождественно с душой героя, с его яростью.
Мы продолжим рассматривать тему «Пейзаж-настроение» в зрелом творчестве Чехова во второй главе диссертационной работы.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |