Вернуться к Цзинь Тяньхао. Пейзаж и тема природы в творчестве А.П. Чехова

Выводы по первой главе

Пейзаж как важнейший компонент художественного пространства и времени или шире — художественного текста, представляется мощным средством для создания воображаемого мира произведения.

Анализ пейзажа в ранних произведениях Чехова позволяет сделать следующие выводы.

Пейзаж появляется в самых ранних произведениях писателя, в том числе и в юмористических произведениях. И если в начальном этапе творчества Чехова мы обнаружили штампы и изображения природы в духе тургеневского пейзажа, то постепенно в произведениях писателя появляются его собственные, неповторимые особенности изображения природы.

В ходе нашего анализа мы выяснили, что для чеховского пейзажа характерно:

В пейзаже и образах природы в ранних произведениях писателя нередко встречаются антитезы. Антитеза присутствуют тогда, когда в природе всё прекрасно, а в душе персонажа нехорошо. Также появляется антитеза между природой и человеческой деятельностью.

В раннем творчестве Чехова часто бывает так, что пейзаж выступает не только фоном или украшением повествования. Пейзаж задает настроение повествованию, отражает внутренний мир и переживания героя.

В ранних произведениях в пейзаже у Чехова признаки описываемого явления имеют обычно авторскую оценку.

Чеховская особенность в уподоблении природы человеку состоит в том, что, во-первых, в ряде развлекательных произведений природа ведет себя не как человек вообще, а как ваш знакомый, приятель, сосед, происходит одомашнивание природы. А во-вторых, чеховская природа как живой и разумный организм реагирует на происходящие события или предвещает их, помогая автору высказать свое отношение к ним, выступая как авторский единомышленник.

Чехов писал о том, что пейзаж надо давать «кстати».

Пейзаж у Чехова порой выполняет идейно-композиционную роль.

Иногда пейзажная зарисовка выполняет сюжетную функцию. Встречается и прием предварения содержания с помощью пейзажа.

Чехов писал о том, что пейзаж надо изображать короткими фразами типа «зашло солнце». Рано у Чехова появляются краткие пейзажные зарисовки.

Порой в чеховских рассказах и повестях пейзаж не выделяется, он почти неприметен.

В параграфе «О пейзаже в «Драме на охоте»» мы анализируем пейзажи и образы природы в повести, выявляем связь пейзажа с развитием действия, связи образов природы с созданием образов персонажей. На основании анализа устанавливается, что пейзаж в данной повести не просто воссоздает обстановку и выполняет сюжетно-композиционную функцию, но и помогает сформировать яркие образы героев.