Обобщая результаты краткого обзора, выполненного в первой главе, можно сделать следующие выводы.
Литературно-критические работы, написанные как отклики на первые театральные постановки, были обращены, в первую очередь, к специфике пьесы, новизне ее поэтики, отходу от драматургического канона и тематике драмы (Б.И. Бентовин, К.Ф. Одарченко, П. Ярцев, С. Андреевский, А.Р. Кугель, П. Перцов, Л.Н. Андреев и др.). Выявлялись преимущественно особенности сюжета, композиции, художественной речи, системы персонажей. Отмечались особенности восприятия пьесы, подчеркивался ее пессимистический характер, а также стремление ее героев к свету. Одними из первых исследователей «Трех сестер» стали и ее первые постановщики в Московском Художественном театре К.С. Станиславский и Вл.И. Немирович-Данченко, последний из которых ввел в научный оборот новые термины («настроение», «подводное течение»), ассоциирующиеся и сегодня с чеховской драмой.
В первых литературоведческих работах (М.С. Григорьев, С.Д. Балухатый, Ю.В. Соболев) были выделены основные мотивы пьесы, ее диалогические и сценические средства, бытовой и лирический принцип оформления, сочетание трагического и комического, отсутствие главного лица и принцип параллельных драматических линий.
В дальнейшем историками литературы (А.П. Скафтымов, П.М. Бицилли, А.И. Роскин, В.Е. Хализев, З.С. Паперный и др.) были предприняты попытки в ходе анализа поэтики драматургии Чехова выявить особенности чеховского конфликта, диалоговедения и речеведения, драматического действия, бытовой реальности, драматического стиля Чехова, связанного с эпическим, разработку подтекста, композиционные приемы, сюжетное единство и особенности сюжетосложения, образность, поэтичность, музыкальность и полифоничность чеховского текста и «Трех сестер», в частности.
Некоторыми исследователями (В.В. Ермилов, Г.П. Бердников, А.И. Ревякин, Н.Я. Берковский) был сделал акцент на особенностях проблематики драмы, ее идейных и философских мотивов, на понимание которых оказывал заметное влияние идеологический фон XX века. В своих фундаментальных работах о поэтике Чехова А.П. Чудаков рассмотрел драматургию писателя как художественную систему: на предметном, сюжетно-фабульном и идейном уровне, — в процессе чего обращался к примерам из «Трех сестер». Исследователь вывел формулу случайностного изображения мира у Чехова, в котором все равноценно. В трудах Б.И. Зингермана, посвященных времени и пространству в пьесах Чехова, «Три сестры» были впервые подробно рассмотрены с точки зрения этих понятий. З.С. Паперный осуществил попытку увидеть в тексте драмы образ автора.
Современные работы, посвященные пьесе, осуществляют попытку нового взгляда на классическое произведение. В них использована новейшая методология, учитывающая современный культурно-исторический контекст. Так, В.Б. Катаев полемизирует с прежним опытом противопоставления одних героев пьесы другим, как несоответствующим творческому методу Чехова, и отмечает скрытую общность всех персонажей. Он вводит понятие «единое резонирующее пространство» по отношению к чеховскому тексту и подробно разбирает реминисценции драмы. П.Н. Долженков указывает на приход Чехова в этой пьесе к экзистенциализму и, анализируя проблематику и систему персонажей драмы, проводит параллели с «Божественной комедией» Данте. М.Ч. Ларионова рассматривает текст «Трех сестер» с позиции фольклорно-мифологических традиций русской литературы. М.А. Волчкевич исследует историческое прошлое семьи Прозоровых, а также дает обоснование темам и мотивам пьесы, опираясь на биографию Чехова. Г.И. Тамарли предпринимает комплексное осмысление чеховской драмы, относя ее не к роду литературы, а к «единому искусству», и анализирует пьесу при помощи общих законов живописи, литературы и музыки. П.Н. Долженков развивает высказанные ранее утверждения об особенностях чеховской поэтики и вводит новое понятие «централизация» в качестве структурного принципа драматургии Чехова. Все это открывает новые перспективы исследований чеховской драматургии, главным образом, для изучения поэтики и проблематики пьесы «Три сестры».
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |