Писатель неоднократно обращался к праздникам, входящим в святочный цикл. Оговоримся, что календарный святочный период семантически вбирает в себя довольно много разнородных на первый взгляд элементов: языческий праздник Коляды с его традициями ряженья, святочных игрищ, колядования; Рождество Христово православного календаря; Новый год светского календаря. Подобная ассимиляция объясняется принятием в X в. христианства на Руси, в результате чего значительная часть православных праздников приходилась на те же самые дни, что и древнерусские календарные празднества. Н.С. Полищук подчеркивает: «Праздник Рождества Христова соединился в то время с древнеславянским праздником, посвященным зимнему солнцевороту»1.
Однако Новый год — гражданский, светский праздник — начал входить в святочный цикл лишь после 1699 г.: царь Петр I, стремившийся видоизменить традиционный быт и способствовать дальнейшей европеизации государства, своим декабрьским указом того же года изменил и порядок летоисчисления (отсчет времени от Рождества Христова, а не от сотворения мира), и дату празднования начала Нового года. Теперь все должны были поздравлять друг друга с Новым годом 1 января. До этого момента Новый год отмечали и 1 марта (вплоть до 1492 г.), и 1 сентября. Таким образом, «обновленный» царем праздник «наложился на два церковных праздника, отмечаемых 1 января: Обрезание Господне и день памяти одного из отцов Церкви — святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, считавшегося в России еще и покровителем свиней и свиноводства, почему и называли его порой «Василий-свинятник»»2.
Светский Новый год «игнорировал» религиозные смыслы, присущие, например, Рождеству. Подобное положение дел объясняется в том числе и петровским указом (не только политикой большевиков, с 1925 г. проводивших активную борьбу с православными праздниками и религией в целом), который способствовал тому, что Новый год с течением времени стал восприниматься народом исключительно как гражданский праздник, в отрыве от церковной практики.
С течением времени календарные тексты видоизменялись, обогащаясь новыми сюжетами и мотивами. Например, с середины XIX в. вплоть до начала XX в. в «каноническом» святочном рассказе, в котором преобладали фольклорные мотивы, появляются рождественские темы и мотивы (тема социального неравенства, борьбы «верхов» и «низов» общества, евангельская тематика, мотив семейного очага, мотив искупительной жертвы и т. п). В творчестве А.П. Чехова, активно обращавшегося к календарным жанрам, также прослеживаются модификации традиционных святочных сюжетов и мотивов. Эти изменения составят предмет следующих параграфов.
Примечания
1. Полищук Н.С. Развитие русских праздников // Русские / отв. ред. В.А. Александров, И.И. Власова, Н.С. Полищук. М.: Наука, 1999. С. 577.
2. Там же. С. 576.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |