Вернуться к Юн Со Хюн. Повествование действующих лиц и его значение в драматургии А.П. Чехова

Глава 2. Изображение события рассказывания как коммуникации

Как мы исследовали, автор уделяет внимание не только развертыванию сюжета, основанному на принципе прямого подражания, но и представлению пережитого каждым человеком времени, повествовательная деятельность чеховских персонажей выходит за границу значимости элементов повествования в их речи, определенных в традиционном смысле. В этой главе мы рассматриваем связь между чеховским изображением повествовательной деятельности персонажей и его представлением о коммуникации людей и их истории.

Для более толкового пояснения мы используем довольно известное высказывание М.М. Бахтина: «Перед нами два события — событие, о котором рассказано в произведении, и событие самого рассказывания (в этом последнем мы и сами участвуем как слушатели-читатели)»1. Хотя М.М. Бахтин, не обращая особого внимания на структуру драматических жанров, использовал понятие событие рассказывания только в творческой деятельности автора, для нашего исследования есть смысл расширить это понятие до плана творческой деятельности персонажа-рассказчика.

В этой главе мы уделяем внимание прозаическим произведениям А.П. Чехова в форме рассказ в рассказе как выражению изначального интереса автора к изображению человеческой коммуникации. В форме рассказ в рассказе автор максимально сдержан и молчалив, и персонажи сами в качестве микро-нарраторов создают некое событие рассказывания вставной истории. Далее в этой главе, с учетом того, что изображение человека-нарратива и события рассказывания является одной из важных задач автора, мы рассматриваем, каким образом автор поставил эту проблему на сцене. Для этого, поднимая вопрос о общепринятом понятии, называемом монологизации диалогов чеховских персонажей, мы предлагаем другой ракурс: взглянуть на то же самое явление как диалогизацию монологов, являющуюся основой сценического изображения события рассказывания. В последнем разделе данной главы, анализируя «Трех сестер» и «Вишневый сад», мы рассматриваем, в чем заключается оригинальность изображения коммуникации чеховских персонажей и анализируем ее значение.

Примечания

1. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // М.М. Бахтин Собр. соч. Т. 3. М.: Языки славянских культур, 2012. С. 500.