В произведениях Чехова большое внимание уделено интеллигенции, ее духовным исканиям, взаимоотношениям интеллигенции и народа, главной социокультурной функции интеллигенции — служению народу, тоске и внутренней неудовлетворенности простых русских интеллигентов тогдашней реальностью. Чехов показал русского интеллигентного человека, его талантливость, поиски им правды и справедливости, рост сознания в массе интеллигенции необходимости переоценки старого мировоззрения, любовь к труду, знанию и культуре. Можно сказать, что эти проблемы интеллигенции своего времени являлись одними из основных в творчестве Чехова 90-х годов XIX столетия.
Чехов «был собирателем, защитником, совестным судом русской интеллигенции» (Л.А. Коган). Он хорошо знал жизнь русской интеллигенции, находящейся на государственной и земской службе, особенно таких ее профессиональных групп, как учителя и врачи. Живя в Мелихове, он работал санитарным врачом без жалования в земской больнице, особенно в 1892—1893 гг., когда в России свирепствовала холера, был попечителем школ, изучал, как поставлено народное образование в земских сельских школах, быт учителей, других групп уездной интеллигенции.
А.П. Чехов был знаком и с актерской средой, сотрудничая с Московским художественным театром, в репертуаре которого первое место занимали его пьесы и пьесы А.М. Горького. Оба они являлись, по замечанию Д.С. Мережковского, «властителями дум» современного им поколения русской интеллигенции. Сотрудничество Чехова в Мелихове с современными ему представителями русской интеллигенции, дало Чехову основание утверждать в письме к А.С. Суворину, что интеллигенция здесь «очень милая и интересная. Главное — честная»1.
Однако отношение Чехова к окружавшей его в то время интеллигенции не всегда было однозначно положительным. Как подметил С.Н. Булгаков в публичной лекции, прочитанной в 1904 г., «истинное отношение его (Чехова) к русской интеллигенции — в том, как он презирал ее малопривлекательную сущность, выражая свое скептическое отношение к качеству русской интеллигенции, к ее исторической и деловой годности». В этой же лекции С.Н. Булгаков приводил письмо, написанное А.П. Чеховым в 1899 г. сельскому врачу И.И. Орлову. В нем Чехов писал: «Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, ленивую, не верю, даже когда она страдает и жалуется, ибо ее притеснители выходят из ее же недр»2.
Произведения Чехова, посвященные интеллигенции, создавались на основе наблюдений за русской жизнью 90-х гг. XIX столетия, переломном этапе развития России. Это было время появления «массового человека», а с ним и массовой культуры, «осреднения» ценностей нравственных и этических вообще, «осреднении» жизни. Жизнь становилась более цивилизованной, но одновременно и более примитивной, обыкновенной, бытовой»3.
Отмечая 150-летие со дня рождения А.П. Чехова, можно утверждать: за более чем столетний срок, который отделяет нас от времени создания Чеховым произведений, его творческое наследие, посвященное обыкновенной жизни обыкновенных интеллигентов со всеми ее сложностями и противоречиями, во многом не потеряло своего общественного значения.
Ныне в России происходит оживление интереса к литературному творчеству Чехова, поднявшего многие важные проблемы общественной жизни того времени, в том числе и проблемы, касающиеся интеллигенции. Причем, не только среди специалистов, занимающихся исследованием его творчества, но и среди широкой публики. Показательна в этом плане Интернет-статистика: на фамилию «Чехов» в поисковой системе пришлось 12 млн страниц. По количеству страниц в поисковой системе Чехова опережает только Пушкин — 13 млн страниц4.
Если посмотреть на интеллигенцию глазами современных россиян, то, согласно социологическим опросам, люди знают, что такое интеллигенция и это понятие знакомо их абсолютному большинству. Понятие «интеллигенция» возникло и получило распространение в России во второй половине XIX в., когда Чехов создавал свои произведения, посвященные этой быстро растущей по численности социальной группе работников умственного труда.
Интеллигент — это чисто русский феномен, который встречается только в нашей культуре. Согласно общепринятой в научной литературе точке зрения, приоритет во введении в русский язык понятия «интеллигенция» в том значении, которое закрепилось за ним в дальнейшем, принадлежит писателю П.Д. Боборыкину, с которым А.П. Чехов неоднократно встречался. К тому же их творчество в течение двадцати лет развивалось рядом друг с другом. По мнению Боборыкина, интеллигенция — это самый образованный, культурный и передовой слой общества, самый просвещенный, деятельный, нравственно развитый, собирательная душа русского общества и народа, «избранное меньшинство»5. Понятие интеллигенции, данное Боборыкиным, является не только сословным (образованные люди, работники умственного труда), но и морально-ценностным.
В то время как основным критерием, по которому Чехов относил людей к интеллигенции, являлся только сословный, вне всякой связи с мировоззрением, нравственной позицией6. В XIX в. в России словом «интеллигенция» обозначали тех людей, функция которых состояла в выработке и распространении передовых общественных идеалов, кто обладал высокой умственной и этической культурой, духовно-нравственной основой, в ком высокая культура соединялась с духовностью.
С тех пор содержание понятия «интеллигенция» существенно изменилось. Однако неизменным осталось то, что представление об интеллигенции не отделимо от интеллектуальной деятельности. Кроме того, важно указать и на присутствие в нем такого интегрального качества, как интеллигентность, основными признаками которой являются: душевность, отзывчивость, совестливость, высокая нравственность, обширные и разносторонние знания.
Как сегодня, так и на рубеже XX и XIX вв. интеллигенция — это сложное и противоречивое социально-духовное образование. Несмотря на то, что XIX век называют «золотым веком» русской культуры и русской интеллигенции, она составляла тогда всего 0,1% населения страны. К тому же интеллигенция, о которой писал Чехов, не была некоей целостной социальной группой, а отличалась крайней разнородностью, наличием различных социальных слоев.
По социальному составу в интеллигенции России чеховского времени — второй половины XIX в. можно выделить следующие группы: дворянско-помещичью, аристократическую, мелкобуржуазную, буржуазную. По профессиональному составу в дореволюционной России 90-х гг. XIX столетия в интеллигенции выделялись три слоя: интеллигенция, занятая в сфере культуры; интеллигенция, участвующая в развитии материального производства; интеллигенция, служившая в государственном аппарате.
Интеллигенция, работавшая в области культуры, включала в себя людей, занятых в просвещении, в медицине, в сфере искусства и науки и насчитывала свыше трети всей интеллигенции. Большинство этой части интеллигенции составляли люди, работавшие по найму, находившиеся на службе у государства. Существовала и немалая часть интеллигенции, работавшей в одиночку. Доктор Дымов из рассказа «Попрыгунья» служил в двух больницах, в то же время он имел и частную практику.
Самой массовой профессиональной группой русской интеллигенции были работники просвещения. Основную их часть составляла низовая интеллигенция — народные учителя, то есть учителя начальных школ. В массе своей они были выходцами из крестьянства и мещанства. В силу социальной дискриминации народные учителя были менее образованной частью интеллигенции, не имевшей специального образования, занятой малоквалифицированным умственным трудом. Во времена Чехова эту часть интеллигенции еще называли полуинтеллигенцией. Материально положение ее было тяжелым. Большинство народных учителей, особенно в сельской местности получали за свой труд мизерное жалование и являлись одной из самых обездоленных слоев дореволюционной интеллигенции, находящейся внизу социальной лестницы.
В рассказе «На подводе» Чехов рисует однообразную и серую жизнь сельской учительницы Марии Васильевны, являвшейся, по словам критика и переводчика Ю.И. Айхенвальда, «быть может, символом всей русской интеллигенции»7. Она из хорошей семьи, в молодости жила в квартире в Москве, в учительницы пошла из нужды. Вся ее жизнь проходит от города до своей школы. Другого будущего она не могла себе представить, как только школа, дорога в город и обратно, и опять школа, и опять дорога. Ей приходиться жить в нелегких бытовых и моральных условиях (глушь, непролазная грязь на дорогах, безысходная деревенская нужда, полное одиночество). А.П. Чехов пишет по этому поводу: «Учителя, небогатые врачи, фельдшера при громадном труде не имеют даже утешения думать, что они служат идее, народу, так как все время голова бывает набита мыслями о куске хлеба, о дровах, плохих дорогах, болезнях, жизнь трудная, неинтересная»8.
Конечно, среди лиц, занятых в сфере культуры, были и более удачливые, которые поднимались с низов по социальной лестнице и становились крупными собственниками. Примером может служить доктор Дмитрий Ионович Старцев из рассказа «Ионыч». Чехов показывает, как земский врач Старцев стремится к обогащению. Когда он приехал в город, то ходил пешком, своих лошадей у него еще не было. Через короткое время у него уже была своя пара лошадей и кучер в бархатной жилетке. А еще через четыре года он ездил уже на тройке с бубенчиками, а еще через несколько лет у него в городе была громадная врачебная практика, имение и два дома в городе и он присматривал себе еще третий, ему прислуживал лакей.
Среди работников просвещения на более высокой социальной лестнице находились учителя гимназий, реальных училищ. По своему социальному происхождению они были выходцами главным образом из дворянства и буржуазии, в том числе из верхов мелкой буржуазии города. В пьесе «Три сестры» Чехов изображает довольного жизнью учителя гимназии Кулыгина, являвшегося к тому же и надворным советником, то есть должностным лицом, возглавлявшим государственное учреждение. В отличие от народных учителей, основная масса которых получала от 15 до 30 рублей в месяц (в пьесе «Чайка» учитель Медведенко получает всего 23 рубля в месяц), жалование учителей гимназий составляло от 62 до 170 рублей в месяц.
Среди работников, занятых в сфере просвещения, на самом верху иерархической лестницы находились профессора высшей школы. Они имели высокий материальный уровень жизни и относились к верхам интеллигенции. Отставной профессор Серебряков из пьесы «Дядя Ваня» имел дом из 26 громадных комнат.
Второй по численности профессиональной группой интеллигенции, занятой в сфере культуры, были медицинские работники. Как и работники просвещения, эта социальная группа интеллигенции тоже не была однородной. Привилегированными слоями являлись врачи, особенно частнопрактикующие, хозяева частных клиник. Они относились к мелкобуржуазным слоям интеллигенции и во многом были близки к буржуазии. Дымов из рассказа «Попрыгунья» кроме того, что он был врачом, имел и чин титулярного советника. Доктор Дорн из пьесы «Чайка» за тридцать лет беспокойной практики сумел скопить две тысячи рублей, деньги по тому времени немалые. В то время как фельдшеры, медицинские сестры, особенно сельские относились к низам интеллигенции, ибо они получали мизерное жалование при нелегких условиях работы.
В творчестве Чехова нашел свое отражение вопрос о личной ответственности интеллигенции за то положение, в каком находилась русская деревня. В рассказе «По делам службы» Чехов повествует о той внутренней неловкости, которую испытывает судебный следователь Лыжин за то, что он живет светлой, шумной жизнью, а другие задавлены трудом и заботой. Чехов рассказывает о той части интеллигенции, которой деревенская жизнь чужда и неинтересна, резко критикует тех, для кого «Родина, настоящая Россия — это Москва, Петербург, а здесь провинция, колония. Если жить, то в Москве»9. Сестры Ольга, Маша и Ирина из пьесы «Три сестры», живя в губернском городе, стремятся в Москву. «Лучше Москвы, — говорила Ирина, нет ничего на свете». Тоскуют в деревне, живут в усадьбе только по необходимости Аркадина, Сорин, Треплев из пьесы «Чайка». В пьесе «Дядя Ваня» земский врач Астров, терпеть не мог уездную, русскую, обывательскую жизнь. Ибо мужики здесь однообразны, неразвиты, грязно живут.
Как писал Чехов в «Записных книжках», умственная публика всегда стремилась в столицы. Действительно, в 90-х гг. XIX столетия Москва переживала бурный расцвет культуры и искусства. Поэтому в Москве, как и в Петербурге, сосредоточивалась значительная часть интеллигенции. Данные статистики говорят о том, что Москва и Петербург, например, по количеству учителей и врачей значительно опережали провинцию Российской империи.
В своем творчестве Чехов поднимает один из самых острых вопросов того времени — вопрос о народе и интеллигенции. Чехов показал растерянность и беспомощность той части интеллигенции, которая, желая быть ближе к народу, помочь ему в беде, не знала и не умела это сделать. Рассказ «Жена» повествует о том, как бывший служащий Павел Андреевич переезжает в деревню и пытается помочь местным мужикам. Вместе с женой он собирает деньги в пользу голодающих, чтобы «найти оправдание своей жизни». Однако он делает это крайне неумело и нелепо.
Проблеме взаимоотношений интеллигенции и народа посвящен и рассказ «Дом с мезонином». Девушка из хорошей семьи, учительница в земской школе Лида Волчанинова, пытаясь улучшить жизнь народа, организует медицинские пункты, учит неграмотных крестьян, занимается так называемыми «мелкими делами». Она не спасает человечество, не пытается переустроить жизнь, а лишь ищет пути помощи окружающим ее людям, как интеллигент выполняет свою культурную функцию. Героиня рассказа считала, что «мы делаем то, что можем. Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем»10.
В рассказе «Новая дача» Чехов повествует о соприкосновении двух миров — крестьянского и интеллигентского, которое заканчивается полным разладом людей, не понимающих интересов друг друга. Как писал С.Н. Булгаков, в этом рассказе Чехов рисует «классовое отчуждение между барином и мужиком, о которое разбиваются даже лучшие намерения «новых дачников», и неумелые попытки их сблизиться с нардом терпят полное фиаско»11.
В дореволюционной России 90-х гг. XIX столетия среди интеллигенции, занятой в области культуры, массовой профессиональной группой были актеры. Наиболее обеспечены материально они были в Петербурге и Москве, особенно те, кто служил в императорских театрах. В то же время условия жизни и работы актеров в провинции были довольно тяжелыми и безрадостными, нередко провинциальные актеры жили впроголодь и полностью зависели от хозяина — антрепренера. Героиня пьесы «Чайка» Нина Заречная — провинциальная девочка из обеспеченной семьи, мечтающая о карьере актрисы, обречена на грустную участь третьеразрядной рядовой провинциальной актрисы. Она, как наемный работник, получила приглашение (ангажемент) и едет работать в местный театр провинциального города Ельца. Нина Заречная сокрушается, что ей придется ехать туда в третьем классе с мужиками. Актриса Аркадина, несмотря на свою известность, в основном гастролирует в провинции.
В России чеховского времени интеллигенцию, работавшую в сфере материального производства, составляли инженеры, железнодорожные и почтово-телеграфные служащие, специалисты сельского хозяйства. По своему социальному положению эта группа интеллигенции выгодно отличалась от других ее групп, занятых в материальном производстве. Большинство инженеров принадлежали к буржуазным верхам интеллигенции. В рассказе «Новая дача» Чехов повествует о том, как инженер Кучеров, живший не бедно, сам в состоянии построить себе дачу в живописной местности — двухэтажный дом с террасой, с балконами, с башней и со шпилем.
В дореволюционной России 90-х гг. XIX столетия существовали и такие социально-профессиональные слои интеллигенции, которые не были заняты ни производством материальных, ни духовных ценностей. К этой группе интеллигенции относились чиновники, находившиеся на службе в органах государственного аппарата. В тогдашней России они являлись самой многочисленной социальной группой интеллигенции, составлявшей свыше 50% населения страны. Это были в основном высокооплачиваемые люди. К тому же многие из них были землевладельцами или хозяевами недвижимого имущества. Чиновник Модест Алексеич из рассказа «Анна на шее» имел сто тысяч в банке и родовое имение, Гуров из рассказа «Дама с собачкой» — служащий банка, по образованию филолог, имел в Москве два дома.
Анализируя произведения А.П. Чехова, создавшего обобщенные художественные образы русских интеллигентов конца XIX столетия, можно, выражаясь словами Д.С. Мережковского, сказать: Чехов был выразителем сословной, интеллигентской среды русского среднего сословия, самого многочисленного и деятельного12. И еще: нет практически ни одной социально-профессиональной группы интеллигенции о жизни, заботах, проблемах которой он бы не написал. А.П. Чехов сам был квинтэссенцией русской интеллигентности, его произведения, посвященные интеллигенции, позволили Чехову занять свое почетное место в истории русской литературы, выступить продолжателем ее лучших традиций.
Примечания
1. Чехов А.П. Собр. соч. Т. 5. М., 1977. С. 113.
2. Булгаков С.Н. Чехов как мыслитель // А.П. Чехов: Pro et Contra. Творчество А.П. Чехова в русской мысли конца XIX — начала XX в. (1887—1914). Антология. СПб., 2002. С. 564.
3. Бушканец Л.Е. Чехов — писатель русского Апокалипсиса? // Общественные науки и современность. 2010. № 4. С. 171.
4. Там же. С. 151.
5. Катаев В.Б. Боборыкин и Чехов (к истории понятия «интеллигенция» в русской литературе) // Русская интеллигенция. История и судьба. М., 1999. С. 389, 391.
6. Глебкин В.В. Можно ли «говорить ясно» об интеллигенции // Труды по культурной антропологии. М., 2002. С. 99.
7. А.П. Чехов: Pro et Contra. С. 729.
8. Чехов А.П. Собр. соч. Т. 8. М., 1983. С. 261.
9. Там же. С. 385.
10. Там же. С. 100.
11. Булгаков С.Н. Указ. соч. С. 561.
12. А.П. Чехов: Pro et Contra. С. 692.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |