Вернуться к Н.Ф. Иванова. Проза Чехова и русский романс

Глава 1. Эстетика пения в прозе Чехова

Русская литература XIX века не мыслила изображение человека вне показа его музыкального бытия. Во многом это было связано с тем, что в самом развитии искусства происходил процесс сближения литературы и музыки. В образах музыкального произведения и музыканта нередко воплощались самые глубокие, самые сложные художественные идеи. Музыка занимала очень большое место в эстетике многих русских писателей XIX века, но в прозе Чехова она имела особое значение.

Творчество Чехова — настоящий свод фактических сведений о русской культурной жизни последней трети XIX века. По его произведениям можно легко восстановить, в частности, музыкальную культуру того времени, многоукладную и многослойную, как и вся русская жизнь, а также воссоздать музыкальное сознание русского человека и музыкальную среду той эпохи. Поражает разнообразие предстающих перед нами явлений музыкального мира в живых образах; талантливого скрипача из еврейского оркестра захолустного городка, певцов церковных хоров, цыган, студентов консерваторий, провинциальных барышень, чиновников, мещан, оперных певцов и дилетантов. У каждого из них свой репертуар, свои слушатели, своё представление о музыке. Но в каждом сословии своя музыкальная культура, выступающая важной частью действительности. Произведения Чехова не просто воссоздают целостную картину поющей, музицирующей, слушающей музыку России последней трети XIX века, но перед нами предстаёт и динамика музыкального процесса того времени, смена явлений и вкусов, происходящая в различных слоях русского общества. Крепостных или вышедших из их среды профессиональных музыкантов и музыкантов-иностранцев сменяет поколение выучеников русских консерваторий, исчезает со сцены итальянская опера, незыблемой остаётся западноевропейская классика. Практически впервые в литературе Чехов обращается к русской профессиональной музыке: в его произведениях упоминаются фамилии современных русских композиторов, называются их конкретные произведения. С одной стороны, это верное отражение возрастающей популярности отечественной музыки, с другой — отражение взаимоотношений литературы и музыки в ту эпоху. Теряет былую популярность народная, а затем и литературная песня. Происходят определённые изменения в сфере церковной музыки: на смену «простого» пения, так называемых поздних распевов, шло «нотное», связанное с «сентиментальным» стилем Бортнянского, Львова, Турчанинова. Зарождается и процветает городская лирика — частушка, романс, как «бытовой» («мещанский», «цыганский»), так и «высокий» — («композиторский», «салонный»). В творчестве Чехова нашло отражение и изменение отношения русской публики к оперетте, которая к концу столетия утратила былую популярность, уступив её романсу.

И хотя в творчестве Чехова достаточно широко представлена инструментальная музыка — фортепианная, скрипичная, оркестровая (симфоническая, струнная, духовая), всё-таки преобладает вокальная музыка, музыка, предназначенная для пения. В произведениях Чехова встречается пение без сопровождения (сольные песни, хоры a cappella), пение с инструментальным сопровождением — различные жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокальные ансамбли с сопровождением), и, наконец, оперетта, опера.

Музыка обладает достаточно сильным воздействием на слушателя, она проникает не через рассудок, а через внутреннее состояние человека. Но гораздо сильнее воздействует на человека вокальная музыка, потому что она тесно связана с голосом, со словом. Возникает ситуация «двойного» воздействия на слушателя. В пении голосу принадлежит главенствующая роль, его средствами передаётся идейно-образное содержание музыкального произведения. Сила эстетического воздействия пения на слушателя превосходит музыкальное воздействие. Видимо, поэтому в творчестве Чехова значительное внимание уделяется именно вокальному искусству — музыкальному исполнению, основанному на мастерстве владения певческим голосом, вокальной музыке, изображению процесса пения и всего, что с ним связано.