В условиях российской действительности, особенно провинциальной, музицирование являлось частью духовной культуры русского общества. Оно оказалось и своеобразной формой выражения насущной потребности в искреннем общении, и салонным времяпровождением. Музицирование выступало и как элемент быта, и как воплощение духовного начала жизни1. И хотя многое в музицировании шло от моды, «от скуки», от соблюдения «приличий», от «игры в искусство», в этом взрыве музицирования, конечно, были свои позитивные стороны — у музыки появилось много грамотных исполнителей и настоящих слушателей, которым нужна была музыка искренняя, музыка «непосредственного чувства», дающая возможность «отвести душу», являющаяся своего рода высказыванием. Именно поэтому в русской музыке II половины XIX века преобладают жанры, связанные со словом, — опера, песня и, конечно, романс.
Как указывает М.В. Отрадин: «1880-е годы остались в нашей истории как эпоха «безвременья» <...> кризис народничества, разногласия в демократической среде и — как следствие — резкий спад общественной активности»2. Ощущение кризисности эпохи было свойственно всему русскому обществу, которое было поражено скепсисом, недовольством, атрофией воли, тоской. Человеку не хватало сил противостоять враждебному миру, его душа, наполненная тоской, усталостью, разочарованием, уходила в страдание, в «красивое страдание» — романс.
Одиночество, ностальгия по счастливому прошлому, «роковая», неразделённая любовь — вот традиционное тематическое содержание романса. При кажущейся банальности тем романс не может обесцениться в эстетическом плане, потому что его содержание откликается на каждую человеческую судьбу. Слушатель в романсе находит отзвук собственных переживаний. Романс опирается на слово, а музыка, сообщая ему эмоциональность, приподнятость, поднимает человека над обыденностью и уводит в свой гармоничный прекрасный мир.
Примечания
1. Об этом см.: Рахманова М.П. Указ. соч. С. 304.
2. Отрадин М.А.Н. Апухтин // Апухтин А.Н. Полное собрание стихотворений. Л., 1991. С. 18.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |