Известно, что Чехов положил много сил на формирование библиотеки в Таганроге. Как правило, в своих письмах он обращается по этому вопросу к П.Ф. Иорданову — врачу, общественному и государственному деятелю, члену городской управы Таганрога, городскому голове в 1905—1909 годах. В этих письмах Чехов раскрывается как большой знаток мировой литературы, книжного дела, деятельный устроитель библиотеки, библиотека в XX веке — центр культурной жизни города. В письмах Чехова содержится значимая информация, связанная не только с книгоизданием, книжным оформлением, но и с функционированием книг в публичных библиотеках.
«Многоуважаемый Павел Федорович, — пишет Чехов П.Ф. Иорданову 24 ноября 1896 года из Мелихово, — посылаю Вам накладную и список книг в порядке их требования. Книги, обозначенные словами «не куплен», будут посланы в скором времени, за исключением лишь немногих, о которых ниже.
Маркс не издает Данте. У него есть роскошное издание — Мильтон «Потерянный рай», но я воздержался от покупки. И впредь я, без Вашего полномочия, не буду покупать дорогих, роскошных изданий, так как, по моему мнению, для городской библиотеки они — дорогая, приятная мебель, которою боятся пользоваться, чтобы не испортить. К тому же обыкновенно в провинциальных городских библиотеках переплеты дорогих книг обезображиваются ярлыками. Книга, которая глядит на Вас с полки большим белым глазом, — это зрелище тем более неприятное, чем дороже переплет. (В больших столичных библиотеках, где книги считаются десятками тысяч, обходятся без ярлыков или же наклеивают их на внутренней стороне переплета.) <...> Только опять-таки просьба: никому не говорите о моем участии в делах библиотеки» (151, т. 6, с. 234, 236). К письмам такого содержания, как правило, прилагаются списки купленных и еще не купленных, но заказанных для библиотеки книг.
Деловая переписка с П.Ф. Иордановым содержит подробности о ходе комплектации библиотеки Таганрога, о расходах Чехова на покупку и пересылку книг, о строительстве нового здания библиотеки. Так, в письме к П.Ф. Иорданову от 9 января 1898 года из Ниццы Чехов отмечает: «Всю эту зиму я был бесполезен для библиотеки, но не моя в том вина. В мое отсутствие дома уже кое-что набралось для отсылки в Таганрог, но без меня сестра не может распорядиться; отсюда тоже я мог бы прислать Вам десятка два русских книг (наприм<ер>, сочинения Максима Ковалевского), но здесь на почте не принимают русских печатных произведений, направляемых в Россию. Приходится посылать урывками, по мелочам. На днях я написал, чтобы Вам выслали III том «Александра Первого» Шильдера. Был здесь в Ницце харьковский окулист, проф. Гиршман, и я дал ему «Исповедь» Ж.-Ж. Руссо в переводе Ф. Устрялова с просьбой переслать в Таганрог. И сегодня с оказией посылаю 4 книги. О получении, пожалуйста, уведомьте или прикажите уведомить.
Французских авторов не покупайте. Я сам куплю, когда буду в Париже. Я куплю и старых и новых и отправлю из Парижа через транспортную контору, только боюсь, что цензура продержит у себя эти книги до 1900 года и возвратит их в подержанном виде. <...> Здоровье мое довольно сносно. Деньги, которые у Вас есть, Вы не тратьте, а копите их для постройки нового здания библиотеки.
Книги же успеем приобрести» (151, т. 7, с. 148).
Чехов направлял комплектацию библиотеки в то русло, которое связано и с получением читателями оперативной информации из журналов, актуальных сведений о положении дел в стране: «Вот уже неделя, как в Ялте непрерывно идут дожди, и я готов кричать караул от скуки. А как много я теряю оттого, что живу здесь! И между прочим, как мало библиотека получила от меня за прошлый год оттого, что я на благословенном юге. Я бы на Вашем месте выписывал журналы, а не книги. Книги пусть жертвуют обыватели, и для посетителя библиотеки не так интересны книги, как текущая журналистика, русская и заграничная» (П.Ф. Иорданову, 25 января 1899 года, Ялта: 151, т. 8, с. 47).
Чехов участвовал в формировании городской культурно-просветительской среды Таганрога, ставя, как правило, в ее центр библиотеку. По его мнению, библиотека должна постоянно расти за счет расширяющегося книгохранилища, а также других помещений, которые должны быть просторными, комфортными, привлекательными для посещения горожан. В письме к журналисту газеты «Приазовский край» А.Б. Тараховскому (22—26 ноября 1899 года, Ялта) Чехов подробно излагает свое понимание устройства современной ему городской среды: «Да, народная читальня и народный театр должны иметь свое помещение, а городская библиотека — свое. Просветительные учреждения не следует концентрировать в одном месте, нужно их разбрасывать по городу — это раз. Во-вторых, следует бояться тесноты, толкотни, надо бояться шума, который нужен в театре и так мешает в библиотеке. В-третьих, когда несколько учреждений одного характера помещается под одной крышей, то одно из них должно поглотить другие. В-четвертых, кухарки библиотекаря, смотрителя театра и проч. и проч. будут ссориться и ссорить между собой хозяев. А главное, в-пятых, городская библиотека, как книгохранилище, должна занимать свое собственное, просторное, привлекательное для публики помещение, и должна быть уверенность при этом, что по мере надобности помещение библиотеки можно будет расширять; а если с одного боку читальня, а с другого театр, то уж о расширении тут и думать нечего. Ведь при росте теперешней культурной жизни никто не может поручиться, что для библиотеки не понадобится через 25—40 лет пятиэтажное здание! Театры же учреждения наполовину коммерческие; дайте срок, и они сами начнут расти, как грибы, и на каждой улице будет по театру, именно по такому театру, какой этой улице нужен. Как в Неаполе, например» (там же, с. 314).
Чехов был избран попечителем библиотеки Таганрога, состоял членом епархиального училищного совета Таврической губернии, участвовал во многих других общественных организациях не формально, а реально. Так, например, Чехов обращал внимание на строительство, организацию и реорганизации школ. В письме Н.А. Лейкину от 26 мая 1897 года Чехов говорит о своей заинтересованности в постройке новой школы Мелиховского уезда (современная Белгородская область), он участвует и в проведении школьных экзаменов: «Во второй половине мая ездил кое-куда экзаменовать школьников, теперь совершенно свободен, ничего не делаю и лишь изредка наведываюсь на постройку новой школы, которая строится по моему плану. Я теперь в уезде что-то вроде архитектора. Вот уже вторую школу строю, строил колокольню» (151, т. 6, с. 365).
В деловом письме А.С. Суворину от 26 июня 1899 года (Москва) Чехов говорит о «школьных планах», ведет отчет о том, что сделано: «Я выстроил три школы, и считаются они образцовыми. Выстроены они из лучшего материала, комнаты 5 арш<ин> вышины, печи голландские, у учителя камин, и квартира для учителя не маленькая, в 3—4 комнаты. Две школы обошлись по 3 тыс., а третья, меньшая, — около 2 тыс. с немногим» (151, т. 8, с. 213).
По письмам чувствуется, что Чехов с огромным удовольствием и рвением занимался памятником Петру I для Таганрога, который и сейчас украшает набережную этого красивого южного города. «Что касается Петра Вел<икого>, то я того же мнения, что и Вы, — пишет Чехов П.Ф. Иорданову 16 апреля 1898 года из Парижа, где он встречался со скульптором М.М. Антокольским. — Это памятник, лучше которого не дал бы Таганрогу даже всесветный конкурс, и о лучшем даже мечтать нельзя. Около моря это будет и живописно, и величественно, и торжественно, не говоря уж о том, что статуя изображает настоящего Петра, и притом Великого, гениального, полного великих дум, сильного» (151, т. 7, с. 200—201).
Чехов занимался также формированием фондов музея изобразительных искусств Таганрога, надеясь на то, что в процессе работы Таганрог обретет собрание хороших картин. Так и произошло впоследствии: в Таганроге и сейчас небольшой, но замечательный по собранию живописных работ музей изобразительных искусств, не хуже и краеведческий музей. То, как тщательно Чехов занимался проблемой музея для Таганрога, видно из письма П.Ф. Иорданову от 6 февраля 1902 года из Ялты: «Недавно я читал в газетах, будто Вы получили из Акад<емии> художеств бумагу, в которой Вам предлагалось иметь сторожа для музея и проч. и проч. Я не знаю, какие вещи или картины могла бы прислать в Ваш музей академия. Всё то, что она в настоящее время прислала бы, для Таганрога не нужно. Картины собираются не сразу, не в один год, а столетиями, и потому, мне кажется, с отказом академии не всё потеряно; будут у Таганрога со временем свои знаменитые художники, будут уроженцы, знатоки и любители, которые будут завещать городу картины» (151, т. 10, с. 187).
Чехов был необычайно деятельным человеком. Где бы он ни находился, он изыскивал возможность сделать что-то полезное для общества: «Сколько я деревьев посадил! — пишет Чехов А.С. Суворину 10 октября 1892 года из Мелихово. — Благодаря нашему культуртрегерству, Мелихово для нас стало неузнаваемо и кажется теперь необыкновенно уютным и красивым, хотя, быть может, в сущности оно ни к чёрту не годно. Велика сила привычки и сознания собственности. И удивительно, как приятно не платить за квартиру» (151, т. 5, с. 112—113). Последняя фраза связана с тем, что Чехов наконец-то обретает собственный дом.
О Таганроге Чехов всегда говорил с восторгом и великолепно воспел этот действительно красивый город на юге России. До сих пор, к счастью, сохранились здания, сады, парк, театр, гимназия, в которой учился Чехов, дома, где жили люди, ставшие впоследствии героями его рассказов и повестей: «Если бы не бациллы, то я поселился бы в Таганроге года на два на три и занялся бы районом Таганрог — Краматоровка — Бахмут — Зверево. Это фантастический край. Донецкую степь я люблю и когда-то чувствовал себя в ней, как дома, и знал там каждую балочку. Когда я вспоминаю про эти балочки, шахты, Саур-могилу, рассказы про Зуя, Харцыза, генерала Иловайского, вспоминаю, как я ездил на волах в Криничку и в Крепкую графа Платова, то мне становится грустно и жаль, что в Таганроге нет беллетристов и что этот материал, очень милый и ценный, никому не нужен» (П.Ф. Иорданову, 25 июня 1898 года, Мелихово: 151, т. 7, с. 230—231). Благодаря стараниям Чехова город Таганрог приобрел не только культурное настоящее в годы жизни писателя, но и получил мощный потенциал для развития города в будущем; с трудом, но его жители и сейчас сохраняют память о великом классике и культурном деятеле.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |