Согласно мемуарному свидетельству И.Л. Леонтьева-Щеглова, Чехов «драматургом <...> сделался <...> можно сказать, нечаянно, попав однажды в театр Корша на представление заигранной одноактной пьески «Победителей не судят» <...> У Корша отличались г-жа Рыбчинская и г. Соловцов, находившийся, кстати сказать, в приятельских отношениях с Чеховым. Соловцов, своей дюжей фигурой, зычным голосом и резкой манерой подходивший как нельзя более к заглавной роли, настолько понравился Чехову, что у него, как он сам мне рассказывал, явилась мысль написать для него «роль»... нечто вроде русского медведя, взамен французского. Таким образом, появился на свет водевиль «Медведь»...»1.
И дальше Леонтьев-Щеглов рассказывает о «сценическом успехе» «Медведя» как о первом сценическом успехе Чехова.
Но если Чехов был обязан своему приятелю Соловцову и «нечаянной» театральной идеей, и сценическим успехом, то и Соловцов был обязан своему приятелю Чехову переходом от шаблонных водевильных характеров к не вполне шаблонным. И это лишь первое, чем оба друг другу были обязаны... Подводя итог многолетней дружбе, Чехов писал О.Л. Книппер 15 января 1902 года: «Умер Соловцов. Мне даже не верится. Я от него получал громадные телеграммы, то поздравительные, то деловые, зарабатывал через него по крайней мере рублей 200 в год...» (П X, 170).
Поздравительные телеграммы были связаны с тем огромным успехом (коммерческим в том числе), которым всегда, без единого исключения, пользовались в Киеве и Одессе пьесы Чехова, поставленные здесь впервые именно Соловцовым. А в Москве он единственный при жизни Чехова ставил «Лешего». Таким образом, можно сказать, что Соловцов был причастен к истокам сценической истории всех более или менее заметных произведений чеховской драматургии (разумеется, кроме «Вишнёвого сада», до которого он просто не дожил).
Читатель, сведущий в чеховедении, может мне решительно возразить: мол, нельзя так сказать, ибо к более или менее заметным произведениям чеховской драматургии мы относим и чеховские водевили, «жизненностью и оригинальностью оставившие далеко за флагом своих шаблонных водевильных сверстников»2. А это не только «Медведь», но ещё и как минимум «Юбилей». А про него, в свою очередь, из авторитетного комментария к Академическому собранию сочинений известно, что он впервые был поставлен 28 ноября 1900 года, и отнюдь не Соловцовым (см.: XII, 397).
Последнее обстоятельство не может не показаться странным. Организатор рискованного предприятия — Киевского товарищества драматических артистов, Соловцов с 1891 года обрёк себя на миссию пожизненно удивлять требовательную, капризную, но совершенно нетеатральную киевскую публику. Он ведь не очередным гастролёром решил здесь стать, а создать первый в городе постоянно действующий драматический театр. А для этого необходим вот именно нешаблонный, незаигранный репертуар. Это — одна сторона медали.
Другая — литографированное издание разрешённой к постановке новой пьесы: «Юбилей. Шутка в 1-м действии А. Чехова. М., 1892». Неужели не воспользовался?
К счастью, существует летопись истории драматического театра в Киеве почти за всё XIX столетие, по 1893 год включительно. Чуть не в самом конце этой летописи сказано, что весенний сезон Киевского товарищества драматических артистов в 1893 году открылся 31 марта, и в афишах этого первого спектакля значились: ««Счастливец», ком. в 4 д. Немиров.-Данченко; «Юбилей», шутка в 1 д. Чехова в 1-й раз в Киеве»3.
Но только ли в Киеве в первый раз? Уж не «мировая» ли то была премьера? Подтверждение этой догадки было найдено в отделе газетных фондов Национальной библиотеки Украины им. В.И. Вернадского4. В апрельской подшивке «Киевлянина» за 1893 год, в заметке от 2 апреля, подписанной псевдонимом Из. Ал-ский, говорилось:
«Спектакль 31 марта закончился новой одноактной пьеской А.П. Чехова «Юбилей». Это пьеска несколько карикатурная, но не лишённая наблюдательности и той свежести юмора, блёстки которого рассеяны по всем крошечным беллетристическим произведениям талантливого автора. Благодаря непринуждённой и оживлённой игре г. Чужбинова, г-жи Шаравьёвой, г. Долинова и г-жи Чужбиновой в театре всё время стоял несмолкаемый хохот. Театр был полон»5.
Интересно, что среди «всех крошечных беллетристических произведений талантливого автора» киевские поклонники его юмористики с незапамятных времён особо выделяли одно, а точнее — один из «Обер-верхов», опубликованных в «Осколках» почти ровно за десять лет до цитированной рецензии, 9 апреля 1883 года:
«Верх благонамеренности.
Нам пишут, что на днях один из сотрудников «Киевлянина», некий Т., начитавшись московских газет, в припадке сомнения сделал у самого себя обыск. Не нашедши ничего предосудительного, он всё-таки сводил себя в квартал» (II, 106).
Театральным обозревателем «Киевлянина» служил Измаил Владимирович Александровский. Вряд ли именно он ассоциировал себя с героем «Верха благонамеренности», и вряд ли вообще у этого героя был конкретный прототип — дело было в общем реакционном, охранительном духе «Киевлянина», известном всей Российской империи. Но как бы то ни было, Александровский последовательно хаял все киевские соловцовские спектакли по пьесам Чехова, начиная с «Иванова» и кончая «Тремя сёстрами».
Однако же «Юбилей» привёл обозревателя в благодушно-снисходительное настроение. Видимо, игра соловцовской труппы была и впрямь «непринуждённой и оживлённой». К тому же жену директора N-ского коммерческого банка Кистунова, роль которого исполнял талантливый комик Тимофей Чужбинов, играла его молодая жена, г-жа Чужбинова.
Литература
Из. Ал-ский [Александровский И.В.] Театральные заметки // Киевлянин. 1893. № 90. 2 апр.
Леонтьев-Щеглов И.Л. Из воспоминаний об Антоне Чехове // А.П. Чехов в воспоминаниях современников. М.: Худож. лит., 1986. С. 47—83.
Николаев Н.И. Драматический театр в г. Киеве: Исторический очерк (1803—1893 гг.). К.: Тип. И.И. Чоколова, 1898. 212 с.
Примечания
1. Леонтьев-Щеглов И.Л. Из воспоминаний об Антоне Чехове // А.П. Чехов в воспоминаниях современников. М.: Худож. лит., 1986. С. 59—60.
2. Там же. С. 60.
3. Николаев Н.И. Драматический театр в г. Киеве: Исторический очерк (1803—1893 гг.). К.: Тип. И.И. Чоколова, 1898. С. 199.
4. Приношу глубокую благодарность за помощь в поиске Наталье Носкиной.
5. Из. Ал-ский [Александровский И.В.] Театральные заметки // Киевлянин. 1893. № 90. 2 апр.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |