Проницаемость границ жанров в малой прессе усложняет процесс определения жанра конкретного произведения. Но эта текучесть, способность изменяться позволила им развиваться, обогащать друг друга, и сохраниться даже в зрелом творчестве Чехова. Юмореска как жанр остается в «осколочном» периоде, но отдельные ее черты Чехов использует для большей выразительности зрелых текстов, для создания характеризующих деталей. В некоторых случаях используются даже композиционные принципы организации текста этого жанра. Чехов расшатывает устоявшийся жанр сценки, добавляет в изначально близкий к публицистике жанр черты литературности, устраняет побочные сюжетные ответвления и сокращает количество персонажей.
Стоит отметить, что жанровая парадигма малой прессы была достаточно велика, и она не сводилась к тем жанрам, в которых работал Чехов (хотя он работал в большинстве из них). Для выполнения поставленных в диссертации задач мы ограничились рядом жанров, важных для творческой эволюции Чехова. Описание всей жанровой системы малой прессы требует отдельной работы.
«Осколочные» «мысли и заметки», «предписания», «письмовники» Чехов планировал переделать в «записную книжку Ивана Ивановича». Точно так же произведения раннего периода — юморески, сценки, рассказы — стали своего рода записной книжкой, списком приемов и идей для зрелого Чехова.
После общей характеристики жанровой системы малой прессы мы попытаемся на конкретных примерах показать сходства и различия в поэтике раннего Чехова и других писателей, чье творчество ограничивалось теми же издательскими и жанровыми рамками.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |