Вернуться к О.В. Овчарская. Ранняя проза А.П. Чехова в контексте малой прессы 1880-х годов

1.2. Типология малой прессы

Развивая идеи Э.Д. Орлова, мы хотели бы разделить журналы и газеты, в которых работал Чехов, на несколько групп, основываясь на внешних по отношению к литературе факторах, непосредственно влиявших на то, какие тексты появлялись в том или ином издании. Среди них можно отметить сильное влияние календарного цикла, цензурные рамки, которые оставляли только узкий круг тем для юмористического освещения, ориентацию на актуальные события и на определенный круг читателей. Кроме того, существовали и некие требования для каждого издания. Они касались, во-первых, объема публикаций. В январе 1883 года Чехов писал Лейкину: «Вы не признаете статей выше 100 строк, что имеет свой резон... У меня есть тема. Я сажусь писать. Мысль о «100» и «не больше» толкает меня под руку с первой же строки. Я сжимаю, елико возможно, процеживаю, херю — и иногда (как подсказывает мне авторское чутье) в ущерб и теме и (главное) форме» (П 1, 48). В других изданиях, таких как «Развлечение», «Мирской толк», больших по количеству страниц и с меньшим количеством иллюстраций, произведения могли быть значительно объемнее.

Во-вторых, в разных изданиях по-разному была распространена практика рассказов-фельетонов и романов-фельетонов, которые разбивались на несколько номеров. Например, они постоянно появляются в газетах, в журналах «Свет и тени», «Мирской толк», и почти не встречаются в «Развлечении», «Осколках» и «Стрекозе».

В-третьих, существовали тематические ограничения. Чисто юмористические издания, такие как «Осколки» или «Стрекоза», требовали смешных текстов. Лейкин писал Чехову о рассказах «Верба» и «Вор», что эти «прелестные рассказцы... немножко серьезны для «Осколков». Сам я их прочел с наслаждением» (П 1, 346). Чехов сначала настаивал на уместности появления в «Осколках» небольших неюмористических рассказов: «Вещичка (не моя, а вообще) лёгенькая, в духе журнала, содержащая в себе фабулу и подобающий протест, насколько я успел подметить, читается охотно, сиречь не делает суши» (П 1, 67), но впоследствии старался придерживаться направления журнала. Основные мелодраматичные произведения первых лет творчества («Живой товар», «Цветы запоздалые», «Два скандала», «Барон», «Он и она») Чехов печатал в «Мирском толке».

Учитывая эти замечания, все литературные органы малой прессы, в которых печатался Чехов в 1880-е годы, можно разделить на три группы:

1) Преимущественно юмористические издания, печатавшие тексты небольшого объема: «Осколки», «Зритель», «Стрекоза», «Будильник», «Сверчок», «Русский сатирический листок». К ним примыкал литературно-юмористический журнал «Развлечение», который отличался, однако, значительно большим объемом1; помимо юмористических текстов (на которые делался упор) там печатались уголовные рассказы и произведения мелодраматического характера.

2) Литературно-художественные журналы среднего объема2 — «Мирской толк», «Свет и тени», «Москва», «Спутник» — включали (обычно на последней странице) юмористический раздел3, остальная часть заполнялась новостными сообщениями и художественными текстами неюмористического содержания. Такие издания часто содержали разнородный познавательный материал: репродукции картин с комментариями («Москва»), сведения из разных научных областей («Спутник») и т. д.

3) Газеты («Петербургская газета», «Новости дня», «Московский листок», «Минута») принципиально отличались от журналов: они выходили ежедневно, художественные тексты в них занимали небольшое место по сравнению с новостными сообщениями разного характера (международные новости, новости из провинции, уголовная хроника и т. д.). В газетах чаще всего печатались короткие юмористические тексты4 и романы-фельетоны, преимущественно уголовной тематики5. Хотя сами художественные тексты мало отличались от публиковавшихся в журналах, нам важно указать на отличие газетного, преимущественно новостного материала от журнального, так как «новости» и способ их подачи станет предметом рефлексии в рассказах Чехова6.

Внутренние особенности издания всегда следует учитывать при анализе помещенных в нем текстов. Другим важным внелитературным фактором, влиявшим на авторов и произведения малой прессы, была цензура.

Примечания

1. В среднем 20 страниц, «Будильник» — 12, остальные в основном около 8 страниц.

2. В среднем 12 страниц.

3. Например, «Дребедень» в журнале «Свет и тени».

4. Например, в «Петербургской газете» регулярно печатался Лейкин.

5. В «Московском листке» выходят истории про разбойника Чуркина, в «Новостях дня» Чехов публикует «Драму на охоте».

6. Например, «Радость» (1883), «Тайны ста сорока четырех катастроф, или русский Рокамболь» (1882), «Два газетчика» (1885) и др.