Вернуться к О.И. Логачева. Репрезентация концепта священнослужитель в прозе А.П. Чехова

§ 1.1. Художественный концепт как литературоведческая проблема

Художественный концепт все чаще попадает в поле зрения исследователей, которые производят анализ ключевых концептов в художественной литературе с целью выявления особенностей мировоззрения автора и установления их вклада в развитие национальной концептосферы. Вместе с тем и в начале XXI века в науке нет единого понимания и единой трактовки художественного концепта.

В работах исследователя В.Г. Зусмана художественный концепт представлен как особенный «агент» других рядов культуры в художественном тексте: «Литературный концепт — такой образ, символ или мотив, который имеет «выход» на геополитические, исторические, этнопсихологические моменты, лежащие вне художественного произведения» [Зусман 2001: 14]. В другой работе он поясняет свою мысль: «Концепт является инструментом, позволяющим рассмотреть в единстве художественный мир произведения и национальный мир. Вводя концепт как единицу анализа, литературоведение получает возможность включить образную ткань произведения в общенациональную ассоциативно-вербальную сеть. Устойчивое значение произведения и слова перерастает при этом в подвижный, открытый, противоречивый, целостный смысл» [Зусман 2003]. Автор подчеркивает принципиальную разницу между художественным образом и концептом: образ становится концептом, когда он включен в ассоциативную сеть культуры.

Исследователь С.А. Аскольдов в статье «Концепт и слово» определяет художественный концепт так: «сочетание понятий, представлений, чувств, эмоций, иногда даже волевых проявлений» [Аскольдов]. Автор далее говорит о том, что «восприятие часто не совпадает с замыслом автора, причем иногда его обедняет и искажает, а в других случаях восполняет и обогащает» [там же] и предполагает, что «несомненно, бывает, что воспринимающий лучше понимает художественное произведение, чем сам автор, — лучше или в смысле значительности дополняемого содержания, или в смысле более правильного направления в сторону открывающихся возможностей» [там же]. Что касается возможностей трактовки, то автор подчеркивает, что «связь элементов художественного концепта зиждется на совершенно чуждой логике и реальной прагматике художественной ассоциативности» [там же]. С этим высказыванием трудно не согласиться. С.А. Аскольдов подчеркивает, что «именно ассоциативная запредельность придает им (концептам — О.Л.) художественную ценность» [там же].

А.С. Рослый говорит о концепте как о составляющей кода художественного направления (акмеизма), включающей ассоциативные стереотипы, аллюзии и реминисценции [Рослый 2006: 8]. Автор также заостряет внимание именно на общекультурном основании концепта, иначе трудно провести дифференциацию между понятиями «художественный образ» и «художественный концепт» (ср. «образ Беатриче» и «концепт Беатриче) [там же: 13].

С.Ю. Степанов наиболее продуктивно исследовал концепты, результатом работы стала монография «Константы: Словарь русской культуры». Исследователь называет концепты «сгустками культурной среды в сознании человека» [Степанов 2004: 42]. Концепты представляют собой коллективное наследие в сознании народа, его духовную культуру, культуру духовной жизни народа. Именно коллективное сознание является хранителем констант, то есть концептов, существующих постоянно или очень долгое время. В структуре концепта ученый выделяет три слоя: 1) основной, актуальный признак; 2) дополнительные, «исторические» признаки; 3) внутреннюю форму, «буквальный смысл» [там же: 46].

Концепту присущи следующие функциональные свойства:

1) постоянство существования (развитие семантики слова с развёртыванием внутренней формы его до логического предела (символ или миф) в границах данной культуры).

2) художественная образность (сохранение постоянной связи с производными по однозначному корню, в результате чего сохраняется семантический синкретизм значений корня как семантический инвариант всей словообразовательной модели и продолжается встроенность в систему данной культуры).

3) общеобязательность для всех, сознающих свою принадлежность к данной культуре, «поскольку проявления концептов культуры в народном менталитете и составляет обыденное сознание среднего человека этой культуры» [Колесов 1995: 13—18].

Наиболее интересной нам кажется точка зрения Л.В. Миллер, которая дает такое определение художественному концепту: «универсальный художественный опыт, зафиксированный в культурной памяти и способный выступать в качестве фермента и строительного материала при формировании новых художественных смыслов» [Миллер 2000: 42]. Именно в таком ключе мы принимаем художественный концепт как элемент национальной художественной традиции, национальной художественной картины мира.

В.А. Маслова называет следующие особенности художественного концепта: «Во-первых, в основе связи его лежит ассоциация; во-вторых, художественный концепт заключает в себе не только потенцию к раскрытию образов, но и разнообразные эмотивные смыслы; в-третьих, художественный концепт тяготеет к образам и включает в себя их»; «в отличие от обобщенных познавательных концептов художественные концепты индивидуальны, личностны, размыты и психологически более сложны; это комплекс понятий, представлений, чувств, эмоций, иногда даже волевых проявлений, возникающий на основе художественной ассоциативности. Чем богаче культурный и эмоциональный опыт поэта, тем глубже и обширнее ее концепты» [Маслова 2004: 34—35].

Т.И. Васильева называет художественным концептом «ментальное образование сознания писателя, реализующее свое смысловое значение в семантико-ассоциативном контексте литературного произведения». Далее она поясняет, каким образом он находит свое выражение в тексте: «Художественный концепт находит свое вербальное выражение в художественном образе, символе, является единицей картины мира писателя, пронизывает всю структуру произведения, выходит за его пределы, связывая определенный художественный текст с другими произведениями писателя, художественной литературы, культурными константами нации» [Васильева: 52]. Далее в статье «Литературоведческий подход к изучению художественного концепта» исследователь показывает «основные этапы концептного анализа, позволяющие более полно и закономерно рассмотреть художественный концепт» [там же: 53]:

— установление ключевого слова — репрезентанта концепта в произведении;

— определение словарного значения ключевого слова-репрезентанта и его смысла, трактуемого в зависимости от художественного контекста, индивидуально-авторского наполнения слова;

— рассмотрение «исторических» признаков концепта, выделение среди них наиболее востребованных писателем в конкретном произведении; обозначение общекультурного наполнения концепта;

— анализ его ассоциативных связей, выявление наполнения ассоциативно-семантического поля содержания концепта и особенностей его репрезентации в произведении;

— исследование воплощения концепта на разных уровнях текста (тематическом, сюжетно-композиционном, мотивно-образном);

— изучение языковых средств репрезентации художественного концепта;

— определение индивидуально-авторского смысла концепта;

— характеристика связи исследуемого концепта с другими ключевыми константами художественной концептосферы автора, определение места концепта в художественной картине мира писателя [Васильева: 53—54].

Предложенная методика анализа предоставляет исследователю общую схему концептного анализа. Следует отметить, что нельзя изучать художественный образ по строгому плану, ведь его значение может быть безграничным, даже шире того, что задумал автор, потому что каждая эпоха рассматривает произведение через все утолщающиеся пласты культуры и богатство накопленного исследовательского материала. Кроме того, «значение концепта всегда ограничено контекстом, в котором концепт доходит до адресата» [Лихачев 1999: 152].

И.А. Тарасова предлагает такую методику анализа концепта: выделение понятийного, предметного, ассоциативного, образного и символического слоев концепта [Тарасова 2003: 74—75].

При изучении концепта священнослужитель в прозе А.П. Чехова мы опирались на план его исследования, предложенный Т.И. Васильевой. Кроме того, нас заинтересовала статья Н.С. Болотновой, в которой автор в коммуникативно-когнитивном «послойном» анализе художественных концептов выделяет такой этап, как «выявление внетекстовых свободных и направленных ассоциаций, стимулированных номинантом концепта (на основе данных ассоциативных словарей или свободных и направленных ассоциативных экспериментов), формирование ассоциативного поля ключевого слова» [Болотнова 2007: 76]. Автор уточняет, что входит в структуру текстового ассоциативно-смыслового поля концепта: «1) ключевое слово-номинант концепта и синонимичные ему лексические единицы словного и сверхсловного типов, обычно относящиеся к ядерной части поля (в соответствии с эстетической природой текста среди них могут быть образные перифразы и индивидуально-авторские новообразования); 2) различные репрезентанты (экспликаторы) и актуализаторы концепта (текстовые единицы, прямо или косвенно связанные с анализируемым концептом по каким-либо признакам). Репрезентанты и актуализаторы различаются функционально: первые выражают закодированный в тексте концепт, являясь формой его характеризации, вторые (актуализаторы) служат дополнительными маркерами концептов, усиливая его текстовую репрезентацию» [Болотнова 2007: 75]. Далее автор поясняет, что репрезентанты и актуализаторы концепта являются элементами лексической структуры текста, рождающими ассоциаты, в случае их вербализации в тексте «отмечается «точка контакта» в диалоге автора и читателя» [Болотнова 2007: 75]. Ассоциаты образуют различные ассоциативные ряды, которые отображают многоаспектность концептов и показывают его динамичный характер.

Ассоциативный эксперимент был проведен нами среди учащихся 7—9 классов обычной средней школы в целях экспериментального исследования субъективных семантических полей слова-концепта священнослужитель, формируемого и функционирующего в сознании человека, а также характера семантических связей слов внутри семантического поля.

Подводя итог, можно сказать, что художественный концепт в теоретических исследовательских работах выступает как результат соединения словарного значения слова и индивидуального мировидения писателя, основанного на жизненном опыте, как некое слияние индивидуального представления и общего, коллективного сознания. Кроме того, концепт — это некий ключ, при помощи которого открывается содержание художественных текстов определенного автора и который позволяет сделать выводы о концептосфере того народа, «представителем которого выступает автор, чьи тексты являются материалом исследования» [Фоминых 2001: 177].