В 1886 г. А.С. Суворин (1834—1912), к тому времени уже известный писатель, журналист, издатель и театральный критик, закончил написание пьесы под названием «Охота на женщин». Название, на котором первоначально остановился драматург, не было одобрено драматической цензурой и было заменено на «Женщины и мужчины», а впоследствии на «Татьяна Репина». В основу пьесы легла трагическая смерть Евлалии Кадминой.
Как пишет в своём предисловии к четвертому исправленному изданию 1911 г. А.С. Суворин, «в 1886 году «Татьяна Репина» предполагалась к постановке на Александринском театре и роли были розданы, но по обстоятельствам чисто личным, вполне от меня зависевшим, я взял пьесу обратно. Ко времени ея постановки на Александринском театре в 1888 году я ее значительно переработал, несколько явлений написал заново, вставил новыя лица, одним словом, почти не осталось ни одной страницы в том виде, в каком она была напечатана в 1886 году. Издавая третье издание в 1899 году, я снова пересмотрел пьесу довольно тщательно и внес в нее некоторые поправки. Есть мелкие поправки и в этом четвертом издании»1.
В дневнике Суворина встречаем упоминания о пьесе начиная с 1886 г., в частности об успешных постановках за рубежом: «Моя пьеса «Татьяна Репина» поставлена в Праге 11 марта [по новому стилю] 1898, с огромным успехом, как пишет мне переводчик, Прусик, и директор театра Шуберт. Мне присланы вырезки из немецких и чешских газет, выходящих в Праге»2. «Телеграмма из Берлина об успехе Савиной в «Татьяне Репиной» и об успехе самой пьесы»3.
В 1887 г. семью А.С. Суворина постигло горе — самоубийство его старшего сына Владимира. Личная трагедия на некоторое время выбила драматурга из привычной колеи, и к вопросу о постановке «Татьяны Репиной» в России Суворин вернулся лишь в 1888 г.
В Петербурге в Александринском театре 11 декабря 1888 г. состоялся премьерный показ пьесы А.С. Суворина «Татьяна Репина». Фабула и сюжет этого драматургического произведения полностью концентрировались на судьбе чрезвычайно талантливой, но эксцентричной и нервной актрисы. Пьеса имела колоссальный успех, долго не сходила со сцены и много раз переиздавалась.
Известно, что Е.П. Кадмина, ставшая прообразом суворинской Татьяны Репиной, в действительности приняла яд во время исполнения роли Василисы Мелентьевой в одноименной пьесе А.Н. Островского «Василиса Мелентьева» (1869). Пьеса упоминается в четвертом действии «Татьяны Репиной». Татьяна Репина умирает в костюме Василисы Мелентьевой. Актриса Маша, близкая подруга Репиной, и некоторые другие актеры тоже в «древнерусских костюмах»4.
История создания пьесы «Василиса Мелентьева» глубоко изучена5. Во время пребывания в Петербурге в сентябре 1867 г. А.Н. Островский был представлен новому директору императорских театров С.А. Гедеонову. Гедеонов предложил Островскому сюжет из жизни царя Ивана Грозного. После значительной переработки Островский создал вполне самостоятельное драматургическое произведение, которое впоследствии стало публиковаться под именем прославленного драматурга. Однако при жизни Островского пьеса печаталась («Вестник Европы» 1868 г.) за подписью двух авторов: на афише первого представления в январе 1868 г. значилось имя А.Н. Островского, а имя С.А. Гедеонова, как лица, занимавшего в администрации театров главную должность, было скрыто за звездочками — ***.
А.С. Суворин высоко ценил творчество А.Н. Островского и ставил его в один ряд с И.С. Тургеневым, графом Толстым, И.А. Гончаровым, А.Ф. Писемским, отмечая в них «сильное дарование»6. Он хорошо знал пьесу Островского-Гедеонова и написал о ней резко негативный отклик, опубликованный в «Санкт-Петербургских ведомостях» 14 января 1868 г. Позже глава под названием ««Василиса Мелентьева» драма Островского и ***» была включена в отдельную книгу его «Театральных очерков»7. Суворин критиковал игру актеров в премьерном спектакле и в нескольких статьях в газете «Новое время».
Как пишет Л.Е. Азарина, «говоря о творчестве А.Н. Островского, Суворин отмечает, что историческая драма — «это та окольная дорога, на которую сбился этот замечательный талант». Он критиковал «рыхлую» композицию, неоправданные длинноты, отсутствие гармоничного развития действия и оригинальных характеров в исторических пьесах драматурга, но при этом восхищался стихом, что, впрочем, считал единственным достоинством. Критик подчеркивал, что не находит в них своеобразия и самостоятельности мысли»8.
Примечания
1. Суворин А.С. Татьяна Репина. Комедия в четырех действиях. Четвертое издание, исправленное. СПб.: Издание А.С. Суворина, 1911. С. 1.
2. Дневник Алексея Сергеевича Суворина. С. 312—313.
3. Там же. С. 324.
4. Суворин А.С. Татьяна Рѣпина. С. 118.
5. Степанова Г. Василиса Мелентьева // Островский А.Н. Полное собрание сочинений: в 12 т. / под общ. ред. Г.И. Владыкина [и др.] Т. 7; подгот. текста Т. Орнатской, коммент. Л. Ломан [и др.]. М.: Искусство, 1977. Т. 7. С. 565—579.
6. Суворин А.С. В ожидании века XX. Маленькие письма (1889—1903). М.: Алгоритм, 2005. С. 365.
7. Суворин А.С. Театральные очерки (1866—1876 гг.) / предисл. Н.Н. Юрьина. СПб.: тип. т-ва А.С. Суворина — «Новое время», 1914.
8. Азарина Л.Е. Литературная позиция А.С. Суворина: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2008. URL: http://cheloveknauka.com/literaturnaya-pozitsiya-a-s-suvorina#ixzz6iZNNmXW4 (дата обращения: 08.01.2021).
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |