Вернуться к О.В. Спачиль. Судьба пьесы: «Татьяна Репина» А.П. Чехова

4.1. «Татьяна Репина» А.С. Суворина в Москве, «Иванов» А.П. Чехова в Петербурге

Постановку своей «Татьяны Репиной» в Москве Суворин поручает Чехову, который буквально устраивает ее сценическую судьбу, делает всё от него зависящее для успеха — даёт советы актёрам, разъясняет им роли, но сама пьеса Чехову не нравится — он постоянно размышляет о ее слабых сторонах. Чехов понимает двойственность своего положения и так объясняет ее в письме Суворину от 18 ноября: «Можно не любить театр и ругать его и в то же время с удовольствием ставить пьесы. Ставить пьесу я люблю так же, как ловить рыбу и раков: закинешь удочку и ждешь, что из этого выйдет? А в Общество за получением гонорара идешь с таким же чувством, с каким идешь глядеть в вершу или в вентерь: много ли за ночь окуней и раков поймалось? Забава приятная» (П III, 74).

Чехов приступает к устроению спектакля с визита к актрисе Никулиной и постепенно погружается в сложный мир взаимоотношений между актрисами, в мир козней, намеков, уязвленных самолюбий, обид и т. п.: «Бабы ненавидят друг друга и интригуют вовсю», — пишет Чехов о взаимоотношениях Никулиной и Ермоловой (П III, 90). Суворин настаивает на своем выборе актеров. «Так как Суворин считал, что спектакль создается усилиями не одной какой-то актрисы, пусть и талантливой, а всей труппой, то перед Чеховым встала задача не из легких. Нужно было помирить Ермолову и Никулину при распределении ролей, помня, что основное — это успех премьеры. Чехов называл их «Макиавелли в юбке». И лукаво добавлял: «Что ни баба, то ум»»1.

Одновременно Чехов заканчивает пьесу «Иванов» и посылает ее Суворину для постановки в Петербурге. Он хорошо понимает, что не может пока найти гармоничного соединения литературности и сценичности, что его пьеса гораздо понятнее, если ее читать, а не ставить на сцене, хотя необходимость зарабатывать логично предполагает постановку: «Я ни одним словом не заикнулся о постановке и не буду заикаться. Вы им ничего не говорите. Буду делать вид, что я не нуждаюсь ни в славе, ни в деньгах. Теперь мой г. Иванов много понятнее. Финал меня совсем не удовлетворяет (кроме выстрела, все вяло), но утешаюсь тем, что форма его еще не окончательная» (П III, 91).

Между Чеховым и Сувориным в этот период установились отношения своеобразной симметрии — оба заняты почти одновременно в Москве и Петербурге постановкой пьес друг друга, оба размышляют о роли театра и его жизни, оба погружены в мир актеров и спектаклей. А.П. Чехов 23 ноября 1888 г. пишет брату Александру: «Я и старичина бомбардируем друг друга письмами: философствуем) (П III, 77). Действительно, зимой 1888—1889 гг. Суворин и Чехов пишут друг другу почти каждый день, направляют друг другу телеграммы, а также дописываемые по ходу постановок поправки и вставки в основной текст пьес, иногда в ответ на просьбы занятых в тех или иных ролях актеров что-то добавляют или, наоборот, убирают. А.П. Чехов записывает А.С. Суворина в Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, о чем сообщает ему в письме от 7 января 1889 г.

В январе и феврале 1889 г. суворинская пьеса идет в Москве с большим успехом. Почти одновременно в Петербурге аншлаг на премьере чеховского «Иванова». Своему давнему другу и теперь коллеге Д.Т. Савельеву А.П. Чехов пишет: «Пьеса моя имела громадный успех, и я вернулся увенчанный лаврами. Подробности можешь узнать в «Новом времени»» (П III, 142).

Возникшее взаимопонимание, доверие и открытость, полученный практический опыт работы с актерами со стороны Чехова выражаются в желании писать еще пьесы, поработать вместе над пьесой «Леший»: «Давайте летом напишем по второй пьесе! Теперь у нас есть опыт. Мы поймали чёрта за кончик хвоста» (П III, 135).

Радость обретения единомышленника позволяет Чехову говорить о себе и Суворине, пусть и в шутку, но в терминах родства: «...Вышлите мне побольше карточек и, между прочим, одну свою большую. Я её в гостиной повешу. Теперь мы с Вами, некоторым образом, родня: Ваша и моя пьесы шли в один сезон, в одном и том же театре. Оба одинакие муки терпели, и оба почиваем теперь на лаврах. Вы тоже должны мою фотографию в почете держать» (П III, 152).

Примечания

1. Чудное А.В. Антон Чехов и старик Суворин — история одной дружбы // URL: http://avchudnov.ucoz.net/news/anton_chekhov_i_starik_suvorin_istorija_odnoj_druzhby/2015-08-10-3