Жизнь на сцене и еще более драматичная смерть принесли Евлалии Павловне Кадминой (1853—1881) всероссийскую славу и известность. Энциклопедический словарь лаконично рассказывает о её судьбе: «...певица, сопрано, музыкальное образование получила в Московской консерватории; пела с успехом в СПб. (на Мариинской сцене, в 1875—76 г.), Киеве и Харькове. Незадолго перед смертью перешла на драматическую сцену (в Одессе и Харькове). Кончила жизнь трагически, отравившись на сцене»1.
Самоубийство Кадминой потрясло буквально всех. Не только те, кто знал Кадмину лично или видели её на сцене, но и те, кто услышал о публичном отравлении, сделали её прототипом своих героинь. Так появились стихотворение С.А. Андреевского «Певица», рассказ В. Куницкого «Муж певицы» (1883), рассказ-очерк Н.С. Лескова «Театральный характер» (1884), драма в четырёх действиях Н.Н. Соловцова «Евлампия Рамина» (1884), пьеса А.С. Суворина «Татьяна Репина» (1887), пьеса А.П. Чехова «Татьяна Репина» (1889), рассказ А.И. Куприна «Последний дебют» (1889). Трагический образ продолжает волновать воображение и наших современников, уже в конце XX — начале XXI в. увидели свет книга Б.С. Яголима «Комета дивной красоты. Жизнь и творчество Евлалии Кадминой» (1970)2, новелла Л.И. Третьяковой «Страшная минута Евлалии Кадминой» (1999) (опубликована в книге «Вечный идол: новеллы о женских судьбах»). С. Макеев включил главу об актрисе «Жестокий роман-с» в свою книгу «Дело о Синей Бороде, или Истории людей, ставших знаменитыми персонажами» (2013). Появилась пьеса А.И. Чепалова «Святая грешница Евлалия» (2005). В 2018 г. состоялась премьера музыкального моноспектакля И.В. Маркиной «Комета дивной красоты», посвящённого 165-летнему юбилею уроженки города Калуги Е.П. Кадминой. Из всех перечисленных наиболее основательным является исследование советского музыковеда и библиографа Б.С. Яголима (1888—1969), на которое мы и будем чаще всего ссылаться.
В 2021 г. в Воронежском государственном университете была написана и защищена диссертация У.Ю. Борисовой3, которая осмысливает смерть на сцене в терминах теории литературы. Рассмотрение реальной трагической истории Е.П. Кадминой в качестве фабульной основы художественных произведений вписано в изучение типологического аспекта мотива «смерть артиста».
Примечания
1. Кадмина // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. СПб.: Типо-Литография И.А. Ефрона, 1890—1907. Т. 26. С. 877.
2. Яголим Б.С. Комета дивной красоты. Жизнь и творчество Евлалии Кадминой. М.: Искусство, 1970.
3. Борисова У.Ю. Мотив «смерть артиста» в русской литературе второй половины XIX века: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2021.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |