Вернуться к О.В. Спачиль. Судьба пьесы: «Татьяна Репина» А.П. Чехова

1.1. Основные вехи жизненного пути Е.П. Кадминой

К краткой информации в «Энциклопедическом словаре» можно добавить следующие вполне проверяемые факты, если отбросить целый ряд легенд и вымыслов, которыми обросла судьба актрисы. Мы попытались собрать все достоверно известное.

1853 г., 19 сентября (1 октября по новому стилю) — в семье купца П.А. Кадмина в законном браке родилась третья дочь Евлалия. Мать: Анна Николаевна Кадмина, цыганка, до замужества пела в Московском хоре, гастролировавшем в Калуге.

186?—1870 гг. — Е.П. Кадмина — пансионерка Московского Елисаветинского училища, позже переименованного в Елизаветинский институт. Заведение относилось ко II разряду и принимало дочерей обедневших дворян, военных, купцов и духовенства. По окончании девицы получали аттестат, на основании которого выдавалось также свидетельство на звание домашней наставницы и учительницы.

1869/70 учебный год — внезапная кончина отца Евлалии П.А. Кадмина. Примерно в это же время Евлалию Павловну замечает на одном из вечеров в училище-институте Н.Г. Рубинштейн (1835—1881), основатель Московской консерватории (1866).

1870 г., осень — приступила к занятиям в Московской консерватории: наставница по вокалу — А.Д. Александрова-Кочетова (1833—1902), по классу декламации и сценического искусства — И.В. Самарин (1817—1885), по музыкальной гармонии — П.И. Чайковский (1840—1893).

1872 г., 2 мая — дебют в здании Благородного собрания в подготовленной силами студентов консерватории опере К.В. Глюка «Орфей и Эвридика».

24 ноября — солирует в собрании Русского музыкального общества, ария из оперы В.-А. Моцарта «Милосердие Тита». Из рецензии П.И. Чайковского в газете «Русские ведомости» от 29 ноября 1872 г.: «Большой успех имела во втором концерте г-жа Кадмина, пропевшая длинную, трудную и несколько устаревшую по своим приемам арию Моцарта из оперы «Титово милосердие». Эта юная артистка обладает весьма достаточным в отношении силы голосом и отличается, что редко бывает, равномерностью всех его регистров. Кроме хорошей постановки голоса, отмечу еще то большое достоинство в г-же Кадминой, что она, несмотря на весьма понятное смущение, объясняемое первым появлением перед многочисленной концертной публикой, пела с большой выразительностью и весьма твердо. Впрочем, всестороннюю оценку замечательного таланта г-жи Кадминой могут сделать только те, которые видели ее прошедшею весной в роли Орфея на публичных спектаклях консерватории, особенно на последнем... Кроме своих вокальных преимуществ, г-жа Кадмина обнаружила в исполнении партии Орфея далеко не дюжинный талант, который позволяет надеяться, что ей предстоит блестящая будущность сценических успехов»1.

6 декабря — роль Титании в комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь».

1873 г., весна — окончание консерватории с серебряной медалью: «Выпуск 1873 года украшен именем талантливой Е. Кадминой (ученицы А.Д. Александровой), окончившей с особым блеском»2.

30 апреля. Сборный спектакль на сцене Большого театра, дебют в партии Вани из оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя»3. Вот как описал это событие в газете «Русские ведомости» в своей рецензии П.И. Чайковский:

«В понедельник в Большом театре, при многочисленном стечении публики совершился весьма успешный дебют молодой певицы г-жи Кадминой, исполнявшей сцену у ворот монастыря из оперы «Иван Сусанин» Глинки. Если из различных исполнительниц этой роли г-жа Кадмина не всех превзошла качеством и силою своего голоса, то в отношении глубоко художественного проникновения в мельчайшие подробности сценических и музыкальных свойств партии Вани она далеко оставила за собой всех своих предшественниц. Смотря на мастерскую игру молодой певицы, слушая ее глубоко прочувствованное пение, никак не верилось, чтоб эта была артистка, еще впервые появляющаяся на подмостках публичного театра; и разве только в недостаточной сдержанности и горячей порывистости ее исполнения можно было усмотреть некоторую неопытность, непривычку обуздывать свое вдохновение. К счастию, недостатки эти только усугубляют уверенность в замечательном таланте г-жи Кадминой; время и опыт, несомненно, сгладят их и внесут в ее исполнение ту спокойную, художественную объективность, которая отличает замечательнейших сценических деятелей.

Голос г-жи Кадминой — чистейший меццо-сопрано весьма симпатичного, теплого тембра, весьма хорошо поставленный и свидетельствующий об отличной методе ее преподавательницы г-жи Александровой. Если прибавить к этому, что дебютантка обладает чрезвычайно благоприятною для всякой сценической деятельности красивою внешностью, то понятно, что публика не могла не отнестись с восторженным сочувствием к ее первому появлению на театральной эстраде. Г-жа Кадмина удостоилась единодушных и громких рукоплесканий.

В скором времени она появится для второго дебюта в роли Азучены из «Трубадура» Верди и затем, как слышно, исполнит роль пастуха в новой пьесе А.Н. Островского, «Снегурочка», которую в настоящее время деятельно репетируют в Большом театре»4.

11 мая. Премьера сказки А.Н. Островского «Снегурочка» на музыку П.И. Чайковского. Партию Леля исполняла Евлалия Кадмина, партия была написана композитором специально с учетом вокальных данных своей талантливой студентки. Сохранились и неоднократно публиковались фотографии Е.П. Кадминой в костюме Леля и афиша премьерного спектакля, на которой указано: «Роль Леля будет играть Г-жа Кадмина»5. В своих воспоминаниях о П.И. Чайковском его близкий друг Н.Д. Кашкин так описывает этот спектакль: «Из оперных солистов у него участвовали двое: талантливая красавица Кадмина, исполнявшая пастуха Леля, и г. Додонов в роли деда Мороза... <...> Г-жа Кадмина, только начинавшая свою сценическую карьеру, очаровала всех своею талантливою игрой и пением. Несмотря на прекрасное исполнение, Снегурочка не имела особенно блестящего успеха: вследствие недостатка сценического действия, получилось впечатление некоторой растянутости, расхолаживавшей впечатление, но отдельные моменты были прелестны»6. С восторгом высказался о постановке «Снегурочки» Р.В. Геника, назвав постановку достопамятной, музыку исполненной «чарующей простоты и непосредственности», а исполнителей — «первейшими артистическими силами»7.

Осень. Дирекция Большого театра заключила с Кадминой контракт сроком на два года. Выступления на сцене Большого театра были связаны с разочарованиями. С одной стороны, доминирование на сцене Москвы итальянской оперы принижало роль и значение русских композиторов и исполнителей, с другой — из «пятидесяти пяти спектаклей, обещанных Кадминой дирекцией Московского Большого театра, ей было предоставлено за два сезона (1873/74—1874/75) только тридцать выступлений»8.

О засилье итальянской оперы писал в своих музыкально-критических статьях П.И. Чайковский, бывший в период с 1872 по 1876 г. сотрудником «Русских ведомостей». На эту же тему высказался Н.Д. Кашкин: «...Русская опера была тогда в загоне и даже появление талантливых артисток и артистов в составе ее труппы в гораздо меньшей степени, нежели возможно было, способствовало поднятию уровня сцены»9.

1875 г., февраль. Участие в представлении «Руслана и Людмилы» на сцене Большого театра в бенефисе А.Д. Александровой. Из публикации П.И. Чайковского в «Русских ведомостях» от 5 февраля 1875 г.: «...Г-жа Кадмина, стяжавшая большой успех художественным исполнением своих обеих арий, и г. Додонов, несмотря на маленькую хрипоту, слышавшуюся в этот вечер в его голосе, превосходно передававший сцену Финна с Русланом. Особенно сильный фурор произвел небольшой дуэтик Финна с Ратмиром, замечательно тонко и артистично пропетый г-жей Кадминой и г. Додоновым. Об остальных солистах, хоре и оркестре, а также о постановке, да позволено мне будет умолчать»10.

16 июля во время гастрольной поездки в Одессу первое исполнение Е.П. Кадминой посвященного ей романса П.И. Чайковского «Страшная минута» (op.11 28, 1875 г.).

Осень — переезд в Петербург, выступления в Мариинском театре.

22 октября — дебют в опере «Опричник» на сцене Мариинского театра.

27 октября — дебют в опере «Руслан и Людмила».

1876 г., 3 февраля — концерт Бесплатной музыкальной школы, организованный Н.А. Римским-Корсаковым.

Конец февраля — артистка покинула Санкт-Петербург.

Март — возвращение в Москву, выступления на сцене Большого театра.

Вторая половина года — отъезд в Италию. Уроки вокала, выступление на оперных сценах в Неаполе, Турине, Флоренции, Милане. «Пребывание там (в Италии. — О.С.) дало Кадминой материал для незаконченной исторической повести «Диана Эмбриако», три главы которой были напечатаны в книге: «Помощь братьям. Литературный сборник в пользу пострадавших от наводнения в Галиции и Привислянском крае». Киев, 1884. В примечании к публикации этих глав указывалось, что это неоконченное произведение может «дать некоторое понятие и о степени образованности автора, его начитанности, знакомстве с языком и литературою Италии... его литературных дарованиях»»12. Брак с доктором Форкони.

1878 г., осень — возвращение из Италии в Киев. Выступления на сцене Киевского театра в операх (партии меццо-сопрано и контральто), выступает в сборных концертах, в симфонических собраниях киевского отделения Русского музыкального общества.

1879 г., 24 января и 21 марта — выступления в симфонических собраниях киевского отделения Русского музыкального общества.

1880 г., 15 января — выступление на литературно-музыкальном вечере в пользу нуждающихся студентов.

2 марта — прощание с Киевским театром на воскресном утреннем спектакле.

Лето — гастроли в оперных театрах Казани и Нижнего Новгорода в антрепризах П.М. Медведева.

8 сентября — начало сезона в оперном театре Харькова.

19 декабря — дебют в благотворительном драматическом спектакле, роль Офелии в трагедии У. Шекспира.

1881 г., 20 января — выступление в бенефисном сборном спектакле харьковского театра.

Июнь — выступления на драматической сцене оперного театра Форкатти.

Осень — «дирекция (харьковского. — О.С.) драматического театра анонсировала Кадмину уже как свою постоянную актрису»13.

1 ноября — газета «Южный край» (№ 291) помещает объявление премьерного показа в харьковском драматическом театре пьесы И.Н. Ге «На новых началах» с участием г-жи Кадминой, г-жи Понизовской и г-жи Зверевой.

2 ноября — бенефис Кадминой в спектакле «Василиса Мелентьева» по пьесе Н.А. Островского также с участием Понизовской.

4 ноября — еще одно представление спектакля «Василиса Мелентьева», во время которого актриса приняла яд.

10 ноября — после шести дней мучительных болей Евлалия Павловна Кадмина умирает в Харькове.

18 ноября — газета «Южный край» публикует два объявления. Приводим одно из них полностью: «18-го ноября, в среду, в девятый день кончины Е.П. Кадминой, будут отслужены заупокойные литургия и панихида на городском кладбище. Начало служения литургии в 10 часов утра»14. Другое объявление касается спектаклей 19 ноября, сбор от которых предназначался «на доброе дело в память усопшей Евлалии Павловны Кадминой»15.

Примечания

1. Чайковский П.И. Музыкально-критические статьи. Л.: Музыка, 1986. С. 85.

2. Московская консерватория. 1866—1966. М.: Музыка, 1966. URL: https: //www. mosconsv.ru/ru/book.aspx?id=131310&page=131356

3. Яголим Б.С. Указ. соч. С. 30.

4. Чайковский П.И. Музыкально-критические статьи. С. 130—131.

5. Чайковский 1840—1893: Альбом: в 2 т. Т. 1. М.: Музыка, 1990. С. 60—61.

6. Кашкин Н.Д. Воспоминания о П.И. Чайковском. М.: ЛЕНАНД, 2016. С. 85—86.

7. Геника Р.В. Из консерваторских воспоминаний 1971—1879 // Чайковский. Жизнь и творчество русского композитора. URL: http://www.tchaikov.ru/memuar033.html

8. Яголим Б.С. Указ. соч. С. 56.

9. Кашкин Н.Д. Указ. соч. С. 52.

10. Чайковский П.И. Музыкально-критические статьи. С. 209.

11. Сокращение «op.» от opus — номер произведения композитора, среди всех его известных работ независимо от жанра.

12. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. М.: Наука, 1979—1991. Т. 10. Повести и рассказы 1881—1883. С. 147.

13. Уманов-Каплуновский В. Из воспоминаний о Е.П. Кадминой // Исторический вестник. 1905. № 12. С. 902.

14. Южный край. 1881. 18 нояб. // eScriptorium — архив редких изданий и рукописей для науки и образования. URL: http://escriptorium.univer.kharkov.ua

15. Там же.