«Сюжет должен быть нов, а фабула может отсутствовать», — это высказывание Чехова объединяет значения, которые он придавал слову сюжет: и «все сюжет, везде сюжет», и — «никаких сюжетов не нужно». Вместе с тем, прочитанное с точки зрения современного представления о сюжете, оно приобретает смысл, выражающий не только взгляды Чехова, но и, прежде всего, объективное свойство чеховского сюжета: ослабление фабульного начала компенсируется усилением функций других сюжетно-композиционных форм, усложнением сюжетно-композиционной системы.
Действенность чеховского сюжета определяется динамикой взаимодействия сюжетных планов: житейски-бытового, эмоционально-психологического, нравственно-философского, социально-исторического, — совмещенных в художественном мире произведения. Уводя сюжетную динамику внутрь создаваемой им художественной реальности, Чехов тем самым выявлял, выводил наружу динамику, скрытую в глубине жизни. Этому служил и другой вид многоплановости: совмещение форм выражения авторского сознания, взаимодействие эпически-изобразительного, лирико-эмоционального, публицистического, драматического планов. Совмещенность сюжетных планов повышала художественную емкость малого прозаического жанра; обнаруживались и осуществлялись его потенциальные ресурсы. В этом выразилось обогащение реализма, его углубление Чеховым. Совмещенность сюжетных планов, в свою очередь, воспринималась благодаря сложной системе композиционных соотнесений, которая придает художественному действию полифоничность, многонаправленность.
Один из элементов этой системы — взаимосвязь начала и конца чеховского рассказа.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |