Вернуться к Н.М. Фортунатов. Тайны Чехонте: о раннем творчестве А.П. Чехова. Материалы спецкурса

«Сокращать до nec plus ultra»

На его пути не было счастливых случайностей. Он сам строил свою судьбу. Уже в его письмах начала 80-х годов мелькают признания о решительном отрицании «бесшабашного пренебрежения делом»1. За три (!) месяца до того, как получить письмо Григоровича, он дает свой знаменитый совет (в январе 1886 года) брату Александру по возможности сжимать рассказы до nec plus ultra и формулирует правило, выработанное предшествующим трудом: «Чем больше сокращаешь, тем чаще тебя печатают».

Уместным было бы вспомнить, что и этот его знаменитый афоризм о необходимости безжалостных сокращений и переделок, который у всех на слуху, появился значительно раньше письма к брату и появился опять-таки сначала в художественном произведении: в шутливом рассказе — собрании веселых «фраз», как определили бы сейчас этот жанр юмористы, а именно — в «Правилах для начинающих авторов». Это комичнейший свод наставлений для смельчаков, отваживающихся связать свою судьбу с литературой. Юмореска была опубликована в «Будильнике» весной 1885 года, за десять месяцев до письма к Александру Павловичу! Следовательно, за год до назидательных наставлений Григоровича молодому автору серьезнее относиться к писательскому труду...

Общий зачин «Правил» таков: «Всякого только что родившегося младенца следует старательно омыть и, давши ему отдохнуть от первых впечатлений, сильно высечь со словами: «Не пиши! Не пиши! Не будь писателем!» А под рубрикой 14 значилось: «Давая волю фантазии, приудержи руку. Не давай ей гнаться за количеством строк. Чем короче и реже ты пишешь, тем больше и чаще тебя печатают. Краткость вообще не портит дела».

Как достигается краткость и что это такое, он объяснит позднее. Смысл его признания в том, что краткость находится в обратной пропорции к затраченному труду. Чем больше положено труда, тем короче писание. Вполне в духе мысли, которую любил Руссо.

Объясняя брату Александру Павловичу приемы работы, испытанные в собственном опыте, Чехов советует добиваться того, чтобы ни одного слова в тексте нельзя было исключить или заменить другим. Нельзя оставить редакторскому карандашу возможность кромсать твою рукопись. Для этого есть единственный путь, и он указан им: «Не позволяй также сокращать и переделывать своих рассказов... Ведь гнусно, если в каждой строке видна лейкинская длань... Не позволить трудно; легче употребить средство, имеющееся под рукой: самому сокращать до nec plus ultra и самому переделывать»2. И дальше следует знаменитый вывод-афоризм, вывод-формула: «Чем больше сокращаешь, тем чаще тебя печатают».

Чехов нередко ставит исследователей перед неожиданными ситуациями. В случае с письмом к Александру Павловичу и с «Правилами для начинающих авторов» нарушена привычная последовательность. Обычно от писем и дневников, где фиксируются непосредственно возникающие впечатления и наблюдения, авторы переходят к произведению, используя ту же мысль, но уже обработанную. А здесь все меняется местами, здесь идея кристаллизуется прежде в самой художественной ткани произведения и только потом перекочевывает в письмо.

Ясно, что «газетная», «репортерская» работа к сроку сочеталась у Чехонте с другой, требующей размышлений, предварительного обдумывания, возвращений вспять к знакомой мысли, знакомой теме, к их шлифовке. Лень, не рассуждающая, работающая «залпом, зря», вызывает у него негодование. Он привык к спешке, но дорожит своим делом. «Уважай ты себя, ради Христа, — пишет он брату Александру, — не давай рукам воли, когда мозг ленив! Пиши не больше 2-х рассказов в неделю, сокращай их, обрабатывай, дабы труд был трудом... Литература для тебя труда не составляла, а ведь это труд! Будь ты порядочным человеком, посиди над рассказом в 150—200 строк дней 5—7, то что вышло бы!.. Работай, голубчик! Бди, копти и не траться на суету!»3

Он не резонерствует и не читает мораль старшему брату, который раньше его начал писательскую деятельность и даже ввел его в литературу, но безнадежно отстал, потому что Чехонте уже работал, как профессионал, а не дилетант, и ставил перед собой трудно достижимые цели. Он никогда не терял трезвой головы, но был дерзок в выполнении своих замыслов, потому что верил в себя. А веру в себя художнику дает только труд. И Чехонте давно избрал для себя этот путь, эту тяжкую дорогу постоянных усилий и напряжения, давно и раз и навсегда.

Но такие признания у него все же очень редки. Чаще всего для людей ненаблюдательных он производил впечатление баловня судьбы. В нем был, бесспорно, яркий артистический протеизм. Он, как мифологический герой, многолик даже в своих признаниях о собственной работе и скорее готов посмеяться над собой, весело попенять себе за леность, небрежность, халатность, чем удариться «в серьез». И в то же время с самых первых своих шагов он не идет на компромиссы со своей совестью, с сердцем говорит о циничном манкировании делом и готов походить в сереньком потрепанном сюртучке, но не унизиться до пошлого зубоскальства в печатных строчках. Двадцати трех лет, настоящий чернорабочий-поденщик в юмористических журналах, где его нещадно эксплуатируют, он не без гордости говорит: «Я газетчик, потому что много пишу, но это временно... Оным не умру»4.

Примечания

Nec plus ultra (лат.) «до крайних пределов». Однако у этого латинского выражения есть еще одно значение: лучший, непревзойденный. Оно тоже соответствует теме нашего разговора.

1. Письмо к А.Н. Канаеву: 26 марта 1883 г.

2. Не только Лейкин испытывал редакторский зуд, правя чужой текст, не особенно церемонились даже корректоры. В таких случаях Чехонте начинал энергично протестовать: «Против сокращений я ничего не имею... изменять же смысл не уполномачивал». (Письмо Н.А. Лейкину от 26 ноября 1884 г.). Болезненные операции, которым подвергались его рукописи, оставляли тягостное чувство. Возможно, пережитое в эти годы работы отразилось в «Драме на охоте», когда издатель говорит, что не желает «брать греха на душу, изменять чужое», и находит «лучшим и полезным совсем выпускать, чем изменять неудобное место».

3. Письмо от 6 апреля 1886 г.

4. Письмо к А.П. Чехову от 13 мая 1883 г.