Развитие функционального аспекта в изучении языковых единиц разных уровней закономерно привело к активной разработке теории текста, которая в настоящее время складывается как самостоятельный раздел языкознания.
Текст — это настолько сложное и многогранное явление, что для полного его понимания и определения необходимо учитывать различные аспекты исследования, начиная семиотическим и заканчивая психофилологическим и дискурсивным.
Главными проявлениями специфических черт текста являются его связность, которая проявляется через соотнесенность смыслов входящих в текст языковых средств; целостность, которая выражается в коммуникативной преемственности между составляющими текста, и коммуникативная направленность, что и обусловливает статус этой единицы речевого общения.
Учитывая тот факт, что тексты существуют в определенном социокультурном окружении и связаны с экстралингвистическими, психологическими и другими факторами, мы можем говорить о таком измерении текста, как дискурс. Эпистолярный дискурс рассматривается нами как непрерывный процесс, зафиксированный в целом корпусе текстов и связанный с экстралингвистическими и другими установками субъекта речи и адресата.
Исследования теоретического материала убеждают, что эпистолярные тексты всегда антропоцентричны, а текстообразующие категории являются своеобразным отражением сознания автора, проявлением его языковой картины мира. Рассмотрение особенностей авторского текста в аспекте дискурсивного анализа позволяет адекватно охарактеризовать языковую личность А.П. Чехова.
Для комплексного анализа языковой личности писателя, характеристики ее с разных точек зрения были выбраны перифрастика, языковая игра и интертекстуальность, так как представленные текстообразующие факторы функционируют не разрозненно, а взаимопроникают и дополняют друг друга. При этом перифраз, игрема и интертекстема, выступая средством создания единого текстового пространства, являются текстообразующими элементами.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |