Вернуться к Кун Цзин. Текстообразующие функции антонимии в рассказах А.П. Чехова

2. Авторское Я как категория стилистики художественной речи

В основе художественного текста как единого целого лежит организующее начало — категория образа автора, одухотворяющая изображаемое, делающая его эмоционально содержательным, эстетическим, художественным. Ф.М. Достоевский писал: «В поэзии нужна страсть, нужна ваша идея и непременно указующий перст, страстно поднятый. Безразличие же и реальное воспроизведение действительности ровно ничего не стоит, а, главное, ничего не значит. Такая художественность нелепа: простой, но чуть-чуть наблюдательный взгляд гораздо более заметит в действительности» (Достоевский 1982, 308).

Критик Волжский (Александр Глинка) писал: «Чехов весь в бывании, в быту и среди быта... У Чехова все как есть, как бывает...» (по Долгополову 1985, 28). Описывая «бывание», А.П. Чехов, по его собственным словам, «стремился правдиво нарисовать жизнь и, кстати, показывать, насколько эта жизнь уклоняется от нормы. Норма мне неизвестна, как неизвестна никому из нас. Мы все знаем, что такое бесчестный поступок, но, что такое честь, не знаем» (Н.А. Лейкину, 13 марта 1889).

Образ автора, или авторское Я, — основная категория стилистики художественной речи. Как всякая категория, она выражает общее понятие, отражающее наиболее существенное, закономерное. Как категория стилистическая, она воспроизводит во всеобщей и наиболее концентрированной форме принципы отбора и комбинации языковых средств, а также их эстетические трансформации в индивидуальной художественной системе — идиостиле писателя. «Идиостиль... является одновременно и стилем языка, и стилем речи, дифференцируемым на основе структурных или конструктивных противопоставлений и соотношений между частными системами выражения» (Северская, Преображенский 1990, 147).

Действительность эстетически нейтральна, и только субъект придает ей богатство эстетических красок. Индивидуальный стиль отражает характер, направленность и меру эстетического освоения мира художником. В.П. Григорьев говорит об идиостиле как отражении «интенции, телеологии художественного языка и образа мира поэта — глубинных целевых установок носителя идиолекта, составляющих суть рефлексии над языком» (Григорьев 1990, 21).

Идиостиль рассматривается исследователями как комплексное понятие (Тынянов 1977, Виноградов 1980, Григорьев 1990), включающее:

1) отбор и комбинацию объектов действительного мира, помещенных в «фокус» художественного повествования;

2) индивидуально-авторскую интерпретацию изложенного, которая определяется ценностными установками личности;

3) отбор речевых средств для осуществления творческого замысла;

4) творческую переработку языковых средств (семантико-стилистическая трансформация всех уровней художественной системы и их приспособление к выполнению художественных задач автора).

Принципы отбора, комбинации и творческой перекодировки определяются индивидуальными особенностями авторского Я, его психологическим и социальным обликом, эмоциональным и интеллектуальным отношением.

Реконструкция авторского Я, скрытого в глубинах художественного текста, позволит выработать методику описания идиостиля писателя и решить многие вопросы, связанные с дешифровкой творчества того или иного художника.

Категория образа автора, как одна из главных категорий науки о языке художественной литературы, активно разрабатывалась в трудах В.В. Виноградова, М.М. Бахтина, Н.Д. Арутюновой и ряда других исследователей.

В.В. Виноградов выделил три аспекта проблемы образа автора: художественно-психологический, литературно-исторический, словесно-стилистический.

Рассматривая образ автора в литературно-историческом и социокультурном аспекте, В.В. Виноградов показывал зависимость образа автора от принадлежности писателя к той или иной школе. Анализируя эту категорию в диахроническом плане, исследователь отмечал: «Образ автора меняет исторические формы своей ориентации. Вместе с тем он дробится в разные эпохи на разные категории. Так, в эпоху зарождения русской натуральной школы в начале 40-х годов поэт, беллетрист, художник, литератор и сочинитель выступают как разные виды писательской личности, автора-прозаика и стихотворца, вызывавшие и неодинаковую оценку, и принципиально несродные приемы истолкования изображаемого ими мира» (Виноградов 1981, 216).

С точки зрения В.В. Виноградова образ автора чаще всего выражается в художественном тексте имплицитно; это «лицо, скрытое в глубинах композиции и стиля» (Виноградов 1963, 245). Разрозненные компоненты текста скрепляются единством авторской личности.

Автор в системе художественного целого выполняет следующие функции:

1) организует художественный текст (автор — «цементирующая сила, которая связывает все стилевые средства в цельную словесно-художественную систему» (Виноградов 1963, 245); автор — «организационный центр или стержень» композиции художественного произведения (Виноградов 1981, 224);

2) художественное Я автора является «фокусом» притяжения языковой экспрессии (Виноградов 1981, 244);

3) отражает свою «особую душевную настроенность» и мировоззрение (Виноградов 1963, 180).

В работах В.В. Виноградова можно проследить переход от понятий «авторский лик», «рассказчик», «актерский лик писателя», «языковая личность», «языковое сознание» к более широкой категории «образ автора».

Структура образа автора первоначально трактуется В.В. Виноградовым как стилистическая категория, в которой «объединяются все качества и особенности стиля художественного произведения: распределение света и тени при помощи выразительных речевых средств, переходы от одного стиля изложения к другому, переливы и сочетания словесных красок, характер оценок, выражаемых посредством подбора и смены слов и фраз, своеобразия синтаксического движения» (Виноградов 1963, 181—182). Затем понятие структуры образа автора рассматривается уже как некое семантически многоплановое целое. Личность автора многолика, соединяет несколько ролей, появляется в разных ипостасях; некоторые из них В.В. Виноградов выделяет и анализирует: «домашнее человеческое Я», «театральный образ литератора», общественно-бытовые лики писательского Я, «экспрессивно-художественный облик» и др.

В этой связи структура образа автора включает элементы разных уровней: эмоционально-идеологического, литературно-композиционного, эстетико-метафизического, социокультурного и др.

Обобщая сказанное, отметим, что в трудах В.В. Виноградова заложены основы для теоретической разработки проблемы структуры авторской личности и ее функционального аспекта.

Для М.М. Бахтина образ автора был философской категорией, разрешающей антиномию: самодвижение литературной формы действия внеличных объективных сил — и идеи личности, созидающей предлежащий исследователю художественный мир. «Индивидуальность автора как творца есть творческая индивидуальность особого, неэстетического порядка; это активная индивидуальность видения и оформления, а не видимая и не оформленная индивидуальность» (Бахтин 1979, 180).

Исследователь рассматривает автора как носителя определенного типа художественного мышления, создающего новую художественную модель мира, которая отражает позицию человека по отношению к себе самому, а также к окружающей действительности. Когнитивный компонент структуры образа автора, с точки зрения М.М. Бахтина, является определяющим и может отражать две принципиально важные позиции автора: полифоническую — сознание автора в ряду других равноправных сознаний, и монологическую: автор — «один познающий субъект, остальные только объекты его познания» (Бахтин 1979, 84).

В научной литературе последних десятилетий наметилась тенденция к расчленению стилистики на лингвистическую и литературоведческую (Степанов 1980, 195—204). Лингвистическая стилистика занимается исследованием особенностей авторского выбора речевых средств, рассматривает закономерности текстовой репрезентации творческого замысла, специфику аранжировки предложений, их группировки в художественное целое, законы индивидуального стилистического варьирования. Литературоведческая стилистика занимается проблемами изучения силы воздействия того или иного стилистического приема в деле осуществления тех или иных изобразительных задач автора, создания художественно убедительных образов в произведении словесного творчества.

Любое художественное произведение является целостной и замкнутой структурой, все элементы которой возводятся к «образу автора» как к единому организующему центру.

В художественном произведении картина мира не является зеркальным отражением мира, а всегда есть определенное автором его истолкование. Миропонимание осуществляется отдельным субъектом, который обладает различными природными способностями и различными наклонностями.