Вернуться к А.Х. Барашев. Текстообразующие функции производных субстантивов в письмах А.П. Чехова

Выводы

Творчество различных мастеров слова даёт лингвистам богатый материал для анализа производных субстантивов, так как в художественном тексте имена существительные, образованные по различных словообразовательным моделям (как общеязыковым, так и авторским, нарушающим языковые закономерности), начинают служить элементами реализации авторского замысла, передачи читателю намерений творческой языковой личности. Окказиональные субстантивы в художественном тексте становятся фрагментами языковой картины мира автора, средством выражения его мировоззрения, а также инструментами эпатажа, средствами конструирования фантастической реальности и т. п. Исследователи отмечают зависимость окказиональных субстантивов от контекста, от ситуации, которую описывает автор и которая является условием формирования окказионализма. Язык А.П. Чехова необходимо изучать в данном аспекте, выявлять специфику его производных субстантивов, их роль в тексте, в том числе на материале эпистолярного наследия писателя.

Эпистолярий А.П. Чехова получил широкое и глубокое рассмотрение в рамках как литературоведения, так и лингвистики. Первыми начали изучать его литературоведы, для которых письма писателя стали материалом для исследования его личности, жизни и творчества, для восстановления образа той территории, о которой пишет автор (Петербурга, Ялты, Урала, Крыма, Кубани и т. д.).

Лингвисты подходят к письмам А.П. Чехова с когнитивной и лингвокультурологической точек зрения, анализируют их концептуальное разнообразие и роль в языковой картине мира писателя. В чеховском эпистолярии рассматриваются самые разные языковые элементы — фразеологические единицы, прецедентные феномены, имена собственные, средства создания юмора, словообразовательные средства, синтаксические конструкции и т. д.

В письмах А.П. Чехова используется несколько текстообразующих стратегий — сообщения, анализа, аргументации, персуазивности, обобщения, в реализации которых большую роль играют производные субстантивы.

Стратегия сообщения связана с передачей адресату важной для адресанта / для обоих информации. Усечённый субстантив Питер и универбаты Александринка и Петропавловка создают в эпистолярии А.П. Чехова интонацию дружеского общения и передают «свойское» отношение писателя к обозначаемым ими явлениям. Производные субстантивы финансовой семантики, образованные с помощью нулевой суффиксации (расход, доходы), отражают отношение автора к деньгам и деловую сторону его переписки. Стратегия обобщения позволяет писателю делать выводы о собственных делах и о жизни вообще. С этой целью им, к примеру, неоднократно используется конфиксальный субстантив безденежье и другие производные имена. При реализации этих стратегий основной словообразовательной функцией производных субстантивов является номинативная, а экспрессивная и конструктивная дополняют её.

Текстообразующая стратегия анализа указывает на стремление А.П. Чехова анализировать происходящие с ним события и сообщать адресатам о процессе и итогах этого осмысления. С этой целью используются производные субстантивы, например, мнение о негативных явлениях литературного творчества писатель выражает с помощью суффиксальных образований длинноты, кислоты, тошноты. В данном случае преобладающей текстообразующей функцией словообразования становится экспрессивная.

Стратегии аргументации и персуазивности реализуются посредством таких словообразовательных средств, как суффикса отвлечённой семантики -ость (разочарованность, утомляемость, возбудимость, нервность и др.), суффикса -изм, используемого для создания терминов (антропоморфизм, пантеизм, либерализм, пессимизм и др.). Они помогают писателю дать точную характеристику какому-либо явлению, описать своё состояние, передать отношение к чему-либо, часто негативное, осмыслить собственное литературное творчество, то есть здесь также наблюдается сочетание номинативной и экспрессивной функций словообразования.

Особую роль в текстообразовании А.П. Чехова и реализации им в письмах всех названных выше стратегий играют слова, образованные с помощью эмоционально-оценочных суффиксов. Данные производные субстантивы делятся на диминутивы, слова с уничижительно-пренебрежительными суффиксами и аугментативы.

Наиболее часто А.П. Чехов использует диминутивы, причём их количество в письмах увеличивается от начальной части письма к заключительной. Диминутивы в письмах А.П. Чехова используются для передачи атмосферы непринуждённого, эмоционального общения. Наиболее оригинальны диминутивы, адресованные А.П. Чеховым О.Л. Книппер. Описательная функция диминутивов сочетается с экспрессивной и стилистической.

Производные субстантивы с уничижительно-пренебрежительными суффиксами обладают отрицательной экспрессивно-оценочной коннотацией. С их помощью писатель даёт различные оценки тому, что наблюдает (голодуха), выражает отрицательное отношение к предметам или явлениям (домишко, городишко, пароходишко), реже — к людям (лекаришко, народец, царёк), к собственному творчеству и его результатам (стишки, мелочишка), к материальным затруднениям (доходишки, деньжишки). Экспрессивная функция преобладает над номинативной.

Аугментативы, выражающие значение увеличительности с помощью суффиксов -ищ- и -ин-, выполняют номинативную функцию, информируя о размере (тетрадища, кулачище, рыбина), сообщают о значимости литературного произведения (детище, громадина), оценивают погоду (холодище, жарища, пылища, ветрище), состояния (скучища). Характеристики с помощью аугментативов людей чаще всего являются в письмах положительными (старичина, человечище, дружище).

Производные субстантивы в письмах А.П. Чехова выполняют значимую коммуникативно-прагматическую роль — служат достижению автором его коммуникативных целей и оказанию воздействия на адресата.

Производные субстантивы как единицы, обладающие номинативной функцией и одновременно способные к выражению оценки, эмоции, созданию характеристики, передаче отношения, становятся в эпистолярии А.П. Чехова важным средством, формирующим пространство текста писем.