Вернуться к Чжан Шаопин. Традиции А.П. Чехова в современной русской литературе (конец XX — начало XXI века)

Введение

Антон Павлович Чехов — один из самых читаемых во всем мире писателей современности. Не подлежит сомнению утверждение о том, что Чехов — «писатель, который, благодаря популярности его пьес, как на Западе, так и на Востоке, является живым и актуальным явлением современного театра» [Образ Чехова... 2010: 3—4]. По мнению О.П. Табакова, художественного руководителя театра МХТ, А.П. Чехов современен как никто другой: «И вроде дистанция от его времени увеличивается, а он все метче попадает. Словно он все наши грехи запрограммировал» [Карев 2015]. Универсальность творчества писателя обусловливает неослабевающий интерес к изучению его наследия. Более того, как отмечает известный исследователь его жизни и творчества В.Б. Катаев, «два обстоятельства — что Чехов признан культурной фигурой действительно мирового масштаба и что он как живое явление продолжает оказывать воздействие на текущую литературу и искусство, — ставят задачи особого рода перед его исследователями» [Катаев 2004: 3]. Чеховское наследие привлекает не одно поколение именитых ученых, в литературоведении сложилось направление — «чеховедение», посвященное детальному исследованию фактов биографии и разноаспектному анализу произведений известного классика. Среди ученых, занимающихся исследованием биографии и творчества А.П. Чехова, наиболее известны В.Б. Катаев [Катаев 1979, 1989, 2002, 2004, 2010 и др.], А.П. Чудаков [Чудаков 1971, 1987, 1996 и др.], А.В. Кубасов [Кубасов 1990, 1998 и др.], Э.А. Полоцкая [Полоцкая 2003, 2006 и др.], Т.К. Шах-Азизова [Шах-Азизова 1966, 2011 и др.], З.С. Паперный [Паперный 1976, 1982, 2002 и др.] и другие.

Разноаспектное изучение чеховского наследия находит отражение в диссертационных трудах российских ученых: в исследованиях рассматриваются вопросы поэтики и жанрового своеобразия творчества писателя [Агратин 2016, Артемьева 2017, Дёмкина 2003, Зайцева 1996, Калинина 1999, Карпова 2016, Капустин 2003 и др.], его нравственных, философских и религиозных взглядов и их влияния не только на творчество самого писателя, но и на современное ему общество [Бушканец 2013, Долженков 1996, Одесская 2011 и др.], преемственности и чеховской традиции не только в отечественном, но и в зарубежном литературоведении [Ван 1996, Гусихина 2005, Комаров 2002, Малиночка 2008, Михина 2008, Платонова 2008, Соколовская 2005, Ши 2016 и др.]. Кроме того, исследования чеховского творчества, отраженные в статьях, на протяжении многих лет объединяются в сборники научных трудов, посвященные великому классику [см., например, А.П. Чехов: pro et contra 2002, 2010, 2016 и др.; Чеховиана 1990, 2007, 2011 и др.; Чеховский вестник 2001, 2005, 2006, 2014 и др.], а также представляются на конференциях [см., например, А.П. Чехов и мировая культура... 2010; А.П. Чехов: пространство природы и культуры 2013, Век после Чехова... 2004 и др.].

Одним из активно исследуемых в наши дни направлений, посвященных изучению чеховского наследия, является поиск преемников творческих традиций великого классика прежде всего в современной отечественной литературе. Исследованию творчества российских писателей, в произведениях которых нашли отражение чеховские традиции и посвящена настоящая работа.

Поднимая тему творческого наследия Чехова в современном российском литературном пространстве, мы считаем необходимым прояснить некоторые понятия, используемые в данной работе. Так, во-первых, понятие «современная литература» нуждается в определении конкретных временных рамок. Периодом начала «новой» литературы постсоветского пространства, литературы, формирующей новое сознание современного россиянина, считается конец 80-х годов XX века. Именно в это время началось разрушение идеологии советского режима, стали активно публиковаться «задержанные» и «возвращенные» произведения, написанные русскими эмигрантами. Помимо «подпольной», «самиздатовской» литературы в течение десятилетия появились произведения писателей «новой волны», после 1991-го года уже не советских, а российских писателей, начавших творить в пространстве обновленного государства с новыми демократическими условиями жизни. Современная русская литература формировалась в переломный исторический момент, и распад СССР, образование нового государства, слом старой советской идеологии и новые реалии жизни при капитализме не могли не сказаться на настроениях, царящих в современном российском обществе, и не отразиться, как в зеркале, в современной литературе. Например, настроение «смены эпох», ярко представленное в пьесе Л. Улицкой «Русское варенье», о которой еще будет идти речь в данном исследовании, роднит современное произведение с «Вишневым садом» А.П. Чехова, где также отражены кардинальные перемены в общественной жизни на рубеже веков. В пьесе Улицкой на смену тем, кто держится за осколки прошлого, приходят новые «властелины эпохи» — дельцы и торговцы, они же бизнесмены. Не потому ли сразу вспоминается бессмертное произведение Чехова, создается впечатление, что «все это уже было»? В таком контексте понятие «традиция» приобретает эпохальный характер, расширяя временные рамки от конца XIX века и начала XX столетия (как известно, этот период также характеризуется глубокими структурными социальными инновациями и переменами) до рубежа XX—XXI веков. И действительно, многое в творчестве Чехова напоминало читателям, жившим в XX веке, уже реалии современной им советской жизни: будь то прообраз советских «Палат № 6», куда заключали «неудобных» и «несогласных» с режимом здравомыслящих людей, которые могли бы оказать влияние на развитие общественной идеологии, или смена собственности, разорение прежних хозяев и формирование хозяев нового типа. По словам В.Б. Катаева: «К нашим дням приложимы многие из характеристик той эпохи, в которую жили Чехов и его герои» [Катаев 2004: 254]. Возможно, именно поэтому тема традиций чеховского творчества остается актуальной и для тех, кто живет столетием позже.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля слово «традиция» означает «преданье, все, что устно перешло от одного поколенья на другое» [Даль 1998: 425], а в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова под традицией понимается «то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений» [Ожегов 1997: 672].

Определения делают очевидным значимость данного понятия, поскольку передача традиций подобна эстафетной палочке, которая несет в себе мудрость предков новым поколениям, показывая, что многое из современного уже было когда-то раньше. Традиции передают нам то, что было уже создано и открыто, чтобы не нужно было «изобретать велосипед», чтобы не прерывалось поступательное развитие истории семьи, народа или человечества. Передача традиций происходит в любой области жизнедеятельности человека: технологической, политической, литературной и др. И именно в последней роль традиций особенно важна, поскольку литература способна оказывать существенное влияние на массовое сознание, в том числе нового поколения (в отличие от узкого круга специфических наук), от ее идейных установок во многом зависят самосознание и самоидентификация нового поколения на протяжении как минимум одного десятилетия, а некоторые литературные тренды и направления становятся ведущими литературными тенденциями на гораздо более длительный срок. Разобраться в новых тенденциях современной русской литературы, связанных с ее преемственностью и диалогичностью, в частности, в отношении творческого наследия А.П. Чехова, и является целью нашей работы.

Актуальность проблематики данного исследования обусловлена как универсальностью и вневременным характером произведений Чехова, так и созвучностью его мыслеобраза современному мировосприятию если не большинства населения России, то, по крайней мере, наиболее чутко улавливающих социальные перемены деятелей культуры: художников, писателей, журналистов и др. Возможно, именно поэтому А.П. Чехов чаще других классиков упоминается в современных произведениях и присутствует во многих из них в форме многочисленных ремейков, аллюзий, цитаций и т. п.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в поиске присутствия традиций А.П. Чехова в произведениях современных литераторов, творчество которых еще было мало исследовано в данном аспекте, а также в определении причин обращения современных писателей к наследию классика. Тема преемственности традиций в современной литературе — еще недостаточно разработанное и изученное направление, отчасти из-за того, что процесс исследования идет параллельно с процессом создания новых литературных произведений, а критика творчества современных писателей большей частью представлена статьями в газетах и журналах. Только в работах некоторых ученых можно встретить глубокий анализ связи чеховского наследия и творчества современных литераторов с учетом внешних и внутренних изменений, которые претерпело российское общество за последние несколько десятилетий [Васильева 2011, Вербицкая 2002, Кучина 2004, Лесных 2016, Макарова 2011, Михина 2008, Петухова 2005, 2007 и др.].

Объектом исследования являются литературные традиции, заложенные А.П. Чеховым и получившие свое развитие в трудах современного поколения российских писателей.

Предметом исследования является русская литература современного периода (90-е гг. XX в. — 2010-е гг. XXI в.), в произведениях которой наблюдается обращение к творчеству А.П. Чехова. Признаки присутствия чеховских традиций выявлялись в произведениях В. Аксенова, Б. Акунина, Ю. Буйды, Э. Дрейцера, Н. Искренко, Н. Коляды, К. Костенко, Ю. Кувалдина, В. Пелевина, Л. Петрушевской, В. Пьецуха, Л. Разумовской, В. Распутина, Д. Рубиной, Р. Сенчина, А. Слаповского, С. Солоуха, В. Сорокина, В. Токаревой, Т. Толстой, Л. Улицкой, М. Шанина и других авторов. Также в работе задействованы материалы интервью с этими писателями, автобиографических очерков, заметок критиков и публицистов.

Цель данной работы состоит в исследовании влияния творческого наследия А.П. Чехова на современных русских писателей и поиск чеховских традиций в произведениях русской литературы конца XX — начала XXI вв.

Сообразно с поставленной целью предполагается решение следующих задач:

1) выявление круга современных российских писателей, обращающихся в своих произведениях к творческому наследию А.П. Чехова;

2) анализ выбранных произведений, выявление мотивов обращения современных писателей к творчеству А.П. Чехова;

3) изучение и описание характера обращений к творчеству А.П. Чехова в произведениях современных писателей, выяснение причин преобладания определенных форм заимствований (пастиши, ремейки), выявление связей между использованием заимствований из чеховских произведений и особенностями постмодернизма;

4) расширение круга работ современных писателей, в творчестве которых могут содержаться типологические признаки сходства с творчеством Чехова, за счет включения в исследование произведений представителей постреалистов и реалистов;

5) определение степени влияния творчества А.П. Чехова на современную русскую литературу, выявление литературных традиций, получивших развитие в творчестве современных российских писателей.

Для решения поставленных задач в ходе исследования применялись методы литературоведческого анализа: историко-литературный и культурологический с целью постижения духовной атмосферы культурных эпох и авторских моделей мира Чехова и современных писателей; сравнительно-сопоставительный для определения характера влияния чеховских традиций на творчество современных писателей; лингвостилистический с целью установления языковых пересечений в произведениях классика и современных писателей; типологический для выявления общности идейных, жанровых, стилистических явлений, их классификации.

Методологической и теоретической базой работы явились научные труды известных исследователей-чеховедов: В.Б. Катаева, З.С. Паперного, Э.А. Полоцкой, А.П. Чудакова, а также исследования О.В. Богдановой, М.Н. Липовецкого, Е.В. Михиной, Е.Н. Петуховой, Н.А. Фатеевой, посвященные рассмотрению теории интертекстуальности и ее практическому воплощению в литературных трудах современных российских писателей. Особо следует выделить монографии В.Б. Катаева «Игра в осколки. Судьбы русской классики в эпоху постмодернизма» [Катаев 2002] и Е.Н. Петуховой «Притяжение Чехова: Чехов и русская литература конца XX века» [Петухова 2005], содержащие наиболее полный, на наш взгляд, анализ тенденций развития современной русской литературы последних десятилетий в свете влияния чеховского наследия. В значительной степени осуществлению данного исследования помогли многочисленные статьи, интервью и рецензии, посвященные анализу произведений современных российских авторов [см., например, Адамович 2001, Карев 2015, Клюкина 2008, Рубина, 1999, 2012, 2014, Чупринин 1984, Шафранская и др.], а также работы исследователей, содержащие разносторонний анализ творчества современных отечественных писателей: так, проза Л. Улицкой в контексте постмодернизма и чеховских рецепций подробно рассматривается в следующих работах: [Буровцева 2010, Егорова 2007, Лейдерман 2003, Нефагина 2005, Сизых 2017 и др.]; вопросы интерпретации Чехова в произведениях Л. Петрушевской рассматриваются в работах [Васильева 2011, Кучина 2004, Сорокина 2005 и др.]; особенности творчества В. Пелевина исследовали [Зарубина 2007, Нечепуренко 2012 и др.]; анализ межтекстовых связей творчества А.П. Чехова и Бориса Акунина содержится в работах [Давтян 2001, Надозирная 2011, Нетесова 2003, Савельева 2002, Шамина, Штруба 2012 и др.], исследование драматургии Н. Искренко в статьях [Багдасарян 2013, Лившина 2009 и др.].

Указанные и другие работы составили аналитическую базу данного исследования.

Научно-практическая значимость исследования заключается в разработке вопроса преемственности творческого наследия А.П. Чехова в современной русской литературе, в анализе характера и специфики данного культурного взаимодействия, в попытке по-новому взглянуть на литературные связи произведений современных писателей, представляющих направление постмодернизма (В. Пелевин, Л. Улицкая и др.) и реализма (Д. Рубина, Р. Сенчин и др.), и творчества известного классика. Результаты работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях, связанных с поиском преемственности чеховских традиций в современной литературе, а также в практике школьного и вузовского преподавания в рамках курса истории русской литературы XX—XXI вв. и спецкурсах, посвященных литературе постмодернизма в России в конце XX — начале XXI вв.

Апробация работы. Промежуточные результаты данного исследования были апробированы в докладе на VIII Международной научно-практической конференции «Молодые исследователи Чехова» (Москва, 25—28 мая 2015 г.), выступлениях на аспирантском объединении и Ломоносовских чтениях, а также опубликованы в журналах ВАК «Научное обозрение: гуманитарные исследования», «Научный диалог», «Филологические науки. Вопросы теории и практики», «Филологические науки. Научные доклады высшей школы». По теме опубликовано 4 научные работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Современная русская литература конца XX — начала XXI веков, которая переживает период своеобразной эклектики стилей, смешения реализма, неореализма и постмодернизма, содержит много аллюзивных связей с классической литературой, в частности с творчеством А.П. Чехова. Обращение к творческому наследию классика во многом обусловлено интересом современных авторов к реалистичному изображению в малых литературных жанрах повседневной жизни простых людей, их взаимоотношений в активно меняющемся мире на сломе эпох.

2. Характер обращений к творчеству А.П. Чехова вступает в противоречие с представлением о понятии «традиция», которое предполагает бережное и уважительное отношение к наследию прошлого, осознание его как эталона и примера для подражания. Обращение современных писателей к наследию классической литературы (любой, не обязательно чеховской) под влиянием постмодернизма в общей массе носит прагматичный, экспериментаторский и иногда деконструктивный характер, например, в творчестве В. Сорокина и Э. Дрейцера.

3. Конструктивное использование элементов чеховского стиля реализуется в нескольких формах:

— во-первых, в форме неявной аллюзивности, путем заимствования мотивов, некоторых характеристик героев, цитации и других деталей. Современных писателей: Д. Рубину, Ю. Буйду, В. Пьецуха — можно условно назвать преемниками основных элементов авторского чеховского стиля: для них характерно тяготение к малым литературным формам, интерес к жизни простых людей, к их проблемам и душевным «болезням», характерным для всего российского общества;

— во-вторых, конструктивное использование чеховского интертекста реализуется в форме реконструкции претекста, результатом которой становится полное изменение его первоначального замысла, доходящее порой до абсурда. Современные писатели: Б. Акунин, Н. Искренко, Л. Петрушевская, А. Слаповский, Л. Улицкая — создают узнаваемо чеховские произведения, с точки зрения особенностей драматургического конфликта, выбора персонажей, организации художественного пространства, в котором разворачивается действие, выбора названий, при этом авторы демонстрируют постмодернистскую игру с чеховским претекстом, существенно деформируя его. Однако конструкторско-экспериментаторский характер обращения с литературным наследием Чехова не означает отрицания его авторитета и вклада в развитие русской литературы. Напротив, сами авторы в интервью признают, насколько Антон Павлович повлиял на их становление как писателей. При этом они сознательно применяют постмодернистские приемы к классическим претекстам, с одной стороны, реализуя свой замысел произведения, а с другой — демонстрируя глубину творчества А.П. Чехова (например, акунинская интерпретация «Чайки» удивляет тщательной проработкой характеров и взаимодействия персонажей) и, даже можно сказать, популяризируют его творчество на современном этапе развития общества, когда интерес к классическому наследию снижается.

4. Произведения постмодернистов могут не иметь прямых аллюзий на чеховский претекст, но при анализе глубинных пластов произведений демонстрировать интертекстуальные связи на уровне мировоззрения, мироощущения современных писателей и классика, поднимаемых ими в своих произведениях социальных и нравственных проблем, выборе главных героев, стиля. Мы установили наличие некоторых типологических связей между произведениями А.П. Чехова и В. Пелевина, выявленных, в частности, на основании ряда характеристик творчества обоих писателей. К ним относятся остросоциальная направленность произведений, усредненный типаж описываемых персонажей, отсутствие выраженной авторской позиции, одинаковый взгляд на понимание таких категорий, как истина и правда («у каждого своя маленькая правда»), гуманистическая вера в возможность духовной трансформации героя, ироничный стиль повествования, свойственное обоим использование абсурда как языковой игры и иных проявлений юмора, метких определений, которые стали афоризмами.

5. В целом, характер конструктивных обращений к творчеству А.П. Чехова выявляет особенности современной литературной эпохи: в настоящее время в литературном пространстве мало текстов, авторы которых по стилю и идейной, духовной направленности своего творчества действительно стремятся быть достойными преемниками и продолжателями чеховских традиций. Однако одновременно с этим, литературные произведения наводнены выдержками из чеховских произведений, аллюзиями и цитациями, что свидетельствует о непрекращающемся интересе читательской и писательской аудитории к творчеству классика.

Структура работы соответствует логике исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.