В ранний период творчества оба рассматриваемых писателя проявили свой талант к журнальной деятельности. Первые литературные опыты А.П. Чехова относятся к началу 1880-х гг., в эту эпоху была очень суровая политическая обстановка, но при этом в описываемое время были весьма популярны юмористические журналы. Нельзя не заметить, что политические процессы оказывали значительное влияние на журналистику, авторам приходилось высказываться с большой степенью осторожности, тем более что юмористическая составляющая изданий (смешные рассказы, заметки, пародийные объявления и т. п.) не должна была вовсе касаться политики. Именно в таких условиях ограничения круга тем семейной проблематикой, общечеловеческими ценностями и зреет талант молодого юмориста.
Чехов сотрудничал с юмористическими журналами, в том числе изданиями: «Стрекоза», «Будильник», «Осколки», «Свет и тени», «Петербургская газета», газета «Новое время». Многие из этих журналов и газет вынуждены были приспосабливаться к общественной ситуации того времени. На их страницах появлялись короткие юмористические произведения, посвящённые высмеиванию бытовых человеческих проблем и пороков. В форме занимательного случая, анекдота они рассказывали о супружеской неверности, отношениях между начальством и подчинёнными, пьянстве и обжорстве, глупости — причем многие из этих сюжетов были затёртыми, представляли собой некоторое «общее место» в массовой культуре.
Первая публикация произведения А.П. Чехова, «Письмо к ученому соседу» (1880), была предпринята в журнале «Стрекоза», тогда писатель еще был студентом медицинского факультета Московского университета. В этом его раннем произведении уже проявился талант к свободному владению художественной речью. Напомним, что фраза из «Письма к ученому соседу»: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда» вошла в фонд русской фразеологии. Иные примеры подобного рода, когда произведение дебютирующего писателя оказывает такое влияние на национальную культуру, припомнить затруднительно.
В ранних произведениях Чехова писатель проявлял свой юмористический талант в стилистической простоте и лаконичности, способности рассматривать разнообразные темы; он не только обличает человеческие пороки, но и показывает красоту человека. Мы также считаем отличительной особенностью его творчества, обозначившейся уже в ранний период, умение раскрыть сложность жизни и всю её суть через описания и внимание к мелким, обыденным вещам.
Ранние годы творчества принесли писателю-журналисту почет, но он не останавливается на достигнутом. В 1886 г. с публикацией первого сборника «Пестрые рассказы» имя Чехова становится знаменитым. К самостоятельному творчеству, вне журнальной деятельности, автора подталкивало нежелание представлять политические взгляды издателей и их сотрудников. Вопреки тому, что чеховский путь в литературу проходил через журналистику, сам он сравнивал свое положение автора на службе журнала с положением человека, увязшего в болоте, и говорил о необходимости выбраться из этой неприятной ситуации.
И всё же мастерство Чехова растет от произведения к произведению, он продолжает эксперименты в разножанровых формах. Необходимость укладываться в строго отведенное количество знаков оттачивает его знаменитый стиль. Благодаря Чехову меняется и сам жанр короткого юмористического рассказа. Из смешного эпизода, рассказанного без какой-либо доли дидактизма или лиризма, на потребу толпы, рассказ превращается в полноценное литературное произведение, в котором прочитываются сложные общечеловеческие темы. Степень концентрации мысли, психологизма в чеховском рассказе столь велика, что не уступает иным повестям или даже романам («Ванька», «Шуточка» и др.).
В истории литературы сложилось ошибочное представление о том, что А.П. Чехов был аполитичен. Несмотря на то, что писатель не примыкал ни к одному из политических течений того времени, в его произведениях можно хорошо разглядеть неудовлетворенность автора современной ему обстановкой и стремление изменить что-то в жизни народа. Недаром Чехов поднимает вопросы пустоты и бессодержательности жизни обывателя, проблемы чинопочитания и взяточничества, вросшие в бюрократическую структуру России того времени. И уже в ранних произведениях Чехова сквозит его неудовлетворённость политической ситуацией 80-х годов.
Со временем, как и любой настоящий писатель, А.П. Чехов проявляет интерес к более крупной прозе. Статус журнального писателя-юмориста, в плену которого он оказывается, перестает удовлетворять. «Работать покрупнее, или вовсе не работать» [Чехов, 1975, т. 2: 14] — так выражает свою установку А.П. Чехов в письме к брату. В 90-е годы его желание воплотилось благодаря поездке на Сахалин, позволившей автору отказаться от части журнальной работы, в следствие чего явилось свету произведение совершенно иного рода, книга очерков «Остров Сахалин».
Именно благодаря этой знаменательной поездке происходит перелом в творчестве автора. Стоит сказать, что произведения А.П. Чехова нового уровня и более крупного объёма — такие как «Степь» (1888) и «Скучная история» (1989) — открыли более осмысленное, глубокое, зрелое ощущение автора в его восприятии мира. С развитием чеховского мировоззрения и переходом на новый уровень творчества четче обозначилось стремление автора дистанцироваться от повествования, не давать прямых оценок, не высказываться на политические темы, не читать проповедей общечеловеческого характера, вкладывая их в уста героев.
Рассматривая первые шаги Лу Синя в литературе, можно заметить и сходство, и различие с русским автором. Первое опубликованное произведение Лу Синя, как и в случае с А.П. Чеховым, показывает его талант владения языком, а также сразу обнаруживает основополагающий художественный приём — сатирическую манеру повествования. Сатирическое мироощущение сопутствует обоим авторам на протяжении всего творческого пути: в позднем творчестве Ли Синя оно выразилось также в публицистических произведениях; сквозит оно и в поздних пьесах Чехова, хотя и претерпев некоторые изменения, закономерные в авторском развитии. Но уже в раннем творчестве Лу Синя мощный сгусток сатирического мировосприятия обращает на себя особое внимание. Также нужно отметить сразу сформировавшуюся манеру повествования. Однако, в отличии от сдержанности оценок и отсутствия высказываний на политическую тему русского автора, Лу Синь с первой же повести заявляет о своей точке зрения, вынося в тексте личное суждение по поводу устройства общества и демонстрируя резкое критическое отношение к национальным порокам личности.
Итак, основываясь на предыдущем анализе, можно заключить, что первые литературные шаги (сатира и ирония в творчестве, жанры произведений, темы, герои) у обоих писателей демонстрируют методологическое сходство. Повести и рассказы А.П. Чехова и Лу Синя всегда дают нам возможность познать мир через восприятие «маленького человека» и его обыденной жизни. Лу Синь писал о Чехове: «Эти рассказы <...> не просто только вызывают смех. Конечно, при чтении их невольно засмеешься, но после смеха все же что-то остается» [Ли Лянь-шу, 2006: 5], эта оценка также подходит к самому Лу Синю. Однако творческие задачи и основные мотивы, побуждающие авторов к работе, имеют большое различие, и от этого зависит комплекс художественных приемов обоих писателей.
При изучении творчества Лу Синя нельзя не упомянуть об известном журнале «Новая молодежь», созданном в начале XX века, который имел огромное влияние на историю китайской литературы. «Новая молодежь» выступает с инициативой создания новой литературы, журнал является важным средством распространения марксизма. Это издание было порождением особой эпохи, в которую рождается ряд известных мыслителей, революционеров и больших учёных. Такие люди, как Ху Ши, лидер революции Новой культуры (революция «4 мая»); Чень Ду-сю, инициатор революции «4 мая», ранее лидер Коммунистической партии; Чжоу Цзо-жень, известный писатель в журнале «Новая молодежь» (он же брат Лу Синя) — ратовали за реформы в литературе. Журнал вызывал сочувствие у большого количества интеллигенции. У многих из них был опыт обучения в стране, в которой произошла буржуазная революция, поэтому, безусловно, эти люди были носителями передовых мыслей и имели намерения спасти угнетённый народ и отсталую страну.
Среди этой интеллигенции Лу Синь, на наш взгляд, самая влиятельная фигура, его произведения считаются началом китайской современной литературы. Немало значительных сочинений Лу Синя было опубликовано впервые в журнале «Новая молодежь». С апреля 1918 г. до августа 1921 г. благодаря этому изданию вышло в свет не менее 50 произведений, среди которых 5 считаются наиболее важными: «Дневник сумасшедшего», «Кун И-цзи», «Снадобье», «Подлинная история А-Кью» и «Родное село».
Революция в умах и сердцах людей, приход новой культуры открывает новую эру китайского просвещения. Как и во всем мире, наступление новой эпохи знаменуется приходом в общество передовых мыслителей, их голоса звучат наперекор общественному мнению и цель их творчества — преодолеть отсталость мышления, а также просветить народ, истребить невежество в нем.
Разумеется, чтобы правильно воспринять творчество Лу Синя, следует непременно очертить эту особую эпоху, в полной мере отразив влияние исторического контекста на творчество автора. После того как произошла Синьхайская революция 1911 года, несмотря на то, что старый феодальный строй был свергнут, общественные порядки на практике не были изменены: старорежимные мысли, как клеймо в душе, трудно убрать. Именно поэтому общество того времени очень нуждалось в культурных реформах. Роль такого реформатора берёт на себя именно журнал «Новая молодежь», доносящий до широких масс позиции демократии и науки, проповедующий разумное начало.
Следует подчеркнуть, что перед первой публикацией в журнале «Новая молодежь» Лу Синь сам читал много произведений иностранной литературы, также он переводил немало художественных текстов на китайский язык. Кроме произведений, названных в первой главе, Лу Синь переводил художественные тексты В.М. Гаршина, Л.Н. Андреева, М.П. Арцыбашева, В.Я. Ерошенко. Нельзя отрицать, что в произведениях Лу Синя ощущается влияние его любимых русских писателей и традиций русской классической литературы: глубокие психологические описания характеров, переживаний и положений, как у Достоевского; осмысление общественной реальности, как у Чехова; тенистая, контрастная манера повествования, как у Л. Андреева.
Таким образом, из анализа журнальной деятельности авторов мы видим, что цель творчества у сравниваемых писателей различна. Журнал «Новая молодёжь» представляет собой своеобразный инструмент пропаганды революции, и известные повести и рассказы, опубликованным в нём, имеют мощную революционную силу Мечта Лу Синя и его творческие мотивы состоят в пробуждении народа и поиске выходов для нового Китая, вследствие чего стиль речи и тон произведений весьма остр, проблематика контрастна, изображение драматично: писатель сожалеет о трагической судьбе человека и ненавидит невежество народа.
Журнальные опыты Чехова начинаются с жанра юморески, анекдота, пародии, легкого юмористического рассказа, новеллы. Как уже говорили многие учёные, писатель редко обозначает свою точку зрения или проявляет сильные эмоции по отношению к своим героям в произведении. Хотя его персонажи испытывают жизненные трудности и страдания, в том числе по причине их невежества, пороков (заискивания перед вышестоящими, вульгарности поведения) и они, безусловно, вызывают неприязнь, писатель может подать ситуацию иронически; всё же Чехов не остаётся в стороне и косвенно определяет нравственную правоту своих героев.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |