Ранее текст режиссерской партитуры относился к разряду служебных и никогда не изучался литературоведческим сообществом. Однако филолог и теоретик литературы В.Е. Хализев в своей монографии «Драма как явление искусства» высказывает мнение, что драматический спектакль основывается не только на писательском, но и на режиссерском тексте. «Говоря точнее, драматургия спектакля выступает в качестве синтеза двух начал: литературного (драматическое произведение, созданное писателем) и собственно режиссерского («план» спектакля, обозначающий концепции ролей и мизансцены). Эта последняя сторона театральной драматургии и знаменует осуществление режиссером его авторских полномочий и прав, его творческой инициативы. И чем активнее ведет свою «педагогическую» и постановочную работу режиссер, тем естественнее он становится автором спектакля — его драматургом (наряду с писателем, а порой даже в большей мере, чем он)»1.
Чтобы текст режиссерской партитуры перешел в качественно иной статус в литературоведение, избавился от репутации всего лишь служебного текста и обрел свое самостоятельность и независимость как еще один важный вид текста, в благодаря которому мы можем проследить не только творческую историю произведения, но и приблизиться к пониманию авторского и режиссерского замысла, нужно проанализировать такие базовые и фундаментальные теоретические категории как «текст», «автор» и «читатель», свойственные любому серьезному тексту. В данной главе автором и будет продемонстрировано как такие понятия как «текст» «автор и читатель» работают на примере режиссерской партитуры.
Однако в первом параграфе будут приведены особенности терминологического аппарата, так как литературоведческий аппарат еще не разработан и не готов в полной мере к обсуждению тем на стыке литературы и театра.
Примечания
1. Хализев В.Е. Драма как явление искусства. М., 1978. С. 199—200.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |