Вернуться к М.Ч. Ларионова, Н.В. Изотова, Е.В. Маслакова. Творчество А.П. Чехова: текст, контекст, интертекст. 150 лет со дня рождения писателя

И.Н. Иванова. Ритмические особенности рассказов А.П. Чехова и их связь со смыслом произведений («Крыжовник», «Студент»)

Виртуозное строение рассказов А.П. Чехова, их музыкальность отмечены многими исследователями творчества писателя. Произведения Чехова приводят как пример прозы, тонко организованной ритмически (см., напр., [Гиршман 1982]).

Внимание к звуковым деталям мы находим во многих произведениях Чехова. Звук лопнувшей струны и стук топора по дереву в пьесе «Вишневый сад» имеют символическое значение и кроме того организуют действие: звуковые повторы задают ритм происходящего. Звуковые детали находим и в рассказах: звяканье колокольчиков и бубенчиков («Почта»), печальная песня, от которой веет свободой («Бабы»), звуки пастушеской свирели («Свирель»). В рассказе «Крыжовник» стук дождя в окно отсылает к оппозиции «ограниченность — открытость», касающейся человеческой жизни. Эта же звуковая деталь, стук дождя, соотносится с образом человека с молоточком. В рассказе «Студент» именно смена звуковых деталей (звуки природы, их богатство и разнообразие, а затем наступившая тишина) позволяет прозвучать основному мотиву: созвучию, связи всего со всем в мире.

Музыкальность, ритмичность, значимость звуковых деталей в рассказах А. Чехова делают актуальным вопрос об их ритмической организации и ее связи с содержательной стороной произведений.

Мы рассмотрим ритмико-фонетические особенности рассказов «Студент» и «Крыжовник» и попытаемся выяснить, как взаимодействует ритм со смыслом.

При разговоре о ритме литературного произведения обращение к его содержанию не случайно. О связи ритма и смысла в тех или иных аспектах говорили многие исследователи художественной литературы. Так, В.В. Васильева, исследовавшая русский прозаический ритм, отмечает: «Ритмическая структура текста коррелирует с его содержательной стороной» [Васильева 1992: 96].

Ритм литературного произведения, по замечанию Г.Н. Ивановой-Лукьяновой, комплексное явление. Ритм прозаической речи слагается из ударных и безударных слогов, моментов молчания и говорения, восходящей и нисходящей интонации, логических ударений [Иванова-Лукьянова 1998].

Слоговой ритм образуется из периодического чередования ударных и безударных слогов. Текст воспринимается как более ритмичный, если в нем мало перебоев, которые создаются либо соседством ударений, либо большим скоплением безударных слогов.

Таким образом, одно-, двух- и трехслоговые междуударные интервалы делают текст ритмичным, нулевые, четырех- и пятислоговые междуударные интервалы, а также интервалы с большим количеством слогов понижают степень слоговой ритмичности.

При анализе слогового ритма рассказов были определены следующие показатели:

1) размеры междуударных интервалов,

2) частотность междуударных интервалов разных размеров по тексту,

3) степень слоговой ритмичности,

4) количество и распределение нулевых междуударных интервалов.

Наши подсчеты показали, что с точки зрения слоговой организации анализируемые рассказы очень ритмичны. Размер междуударных интервалов колеблется от 0 до 5 безударных слогов.

При этом в обоих рассказах 86% междуударных интервалов 1-, 2- и 3-слоговые. Они в 6 раз превосходят по количеству интервалы, способные снижать ритмичность текста. Таким образом, степень слоговой ритмичности текстов достаточно велика.

Исследуя проблему связи ритма и смысла в рассказах «Крыжовник» и «Студент», мы решали следующий вопрос: «Выделяются ли содержательно фрагменты текста, отмеченные какими-либо ритмическими особенностями?»

Мы обратились к такому явлению, как пропуск безударного слога, иначе говоря, к тем случаям, когда рядом в потоке речи оказываются два ударных слога. Такие нулевые междуударные интервалы в той или иной степени нарушают ритмичность речи, привлекают к себе внимание и выделяют те фрагменты, где они располагаются. В рассказах «Крыжовник» и «Студент» нулевые интервалы приходятся, на наш взгляд, на отрезки, значимые для этих произведений в целом.

Нулевые интервалы в рассказе «Крыжовник»

Если обратиться к содержанию отрезков текста с нулевыми интервалами, можно увидеть, что они объединяются в определенные тематические группы, причем некоторые отрезки могут быть отнесены сразу в несколько групп. Это фрагменты про Николая Ивановича и его жизнь (про своегО брАта; это эгоИзм, лЕнь; столько-то десятИн пАшни; чертИл плАн; клАл в бАнк; жИл скУпо; положИл в бАнк), словосочетания, создающие образ комфортной жизни (кАк вкУсно; из золотЫх рАм), словосочетания, вводящие мотив ограниченности такой комфортной жизни (столько-то десятИн пАшни; из золотЫх рАм; прошелся из углА в Угол) и, наоборот, фрагменты, вводящие тему простора и свободы (шлИ вОлны; поплЫл дАльше; земнОй шАр), а также фрагменты, связанные с темой страдания, физического и морального, и темой смерти (крОвь льЕт; не могУ спАть; нужнЫ трУпу) (С. X, 55—65). Отрезки с нулевыми междуударными интервалами объединяются темой неполноты жизни и омертвения человеческой души, которым противопоставлен идеал жизни полной.

Нулевые интервалы в рассказе «Студент»

В рассказе наблюдается определенная закономерность в распределении фраз с нулевыми интервалами. Рассказ композиционно может быть разделен на три части. В первой части главный герой, студент духовной академии Иван Великопольский, в своих мыслях соотносит холод и непогоду весеннего вечера со всей прошедшей историей человечества. Эта связь настоящего с историей маркируется ритмически — фразами с нулевыми интервалами. Содержательно эти фразы вводят сопоставление эпизодов жизни студента с целыми этапами в истории: студЕнт вспОмнил; студЕнт дУмал («Студент вспомнил, что, когда он уходил из дому, его мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар...»; «...студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод...» (С. VIII, 306)).

Это введение неуютного настоящего в неуютную вечность во второй части рассказа преобразуется в сопоставление настоящего с евангельскими событиями. Именно в пересказе студентом евангельской истории, касающейся тайной вечери и отречения Петра, сосредоточено большинство пропусков безударных слогов. Нулевые интервалы здесь выполняют несколько функций. Во-первых, они поддерживают на ритмическом уровне заданный в первой части мотив связи настоящего с историей и вечностью: «Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр, — сказал студент, протягивая к огнЮ рУки. — Значит, и тогдА бЫло хОлодно» (С. VIII, 307).

Во-вторых, они участвуют в оформлении особой формы речи — устной, с характерными для нее перебивами и нарушениями ритма.

В-третьих, они передают речь взволнованную, эмоциональную: «Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едвА слЫшатся глухие рыдания...» (С. VIII, 308).

Скопление нулевых интервалов во второй части, таким образом, создает эмоциональный центр рассказа. Нулевые интервалы приходятся на словосочетания со значением эмоций и их проявления (вдрУг всхлИпнула), восприятия (тепЕрь вИдел; взглянУв Издали; едвА слЫшатся), внутренних состояний (не мог поборОть снА), физических ощущений и действий (егО бИли), движения (шЕл вслЕд; исшЕд вОн; пошЕл дАльше) (С. VIII, 307—308).

Вторая часть оказывается динамичной в событийном и эмоциональном отношениях. Её драматизм поддерживается на ритмическом уровне нулевыми интервалами.

Третья часть представляет собой итог, своеобразный синтез того, что было намечено в предыдущих частях. Настоящее, продуваемое ветром вечности, всё неуютное в человеческой жизни — всё согревается огнём человеческой души, связью одного человека с другим, тем, что есть человеческого в человеке. Эта мысль реализуется в ключевых фразах, которые отмечены нулевыми интервалами:

оба концА Этой цепи («И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи» (С. VIII, 309));

жИзнь тАм; до сегО днЯ («...правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня» (С. VIII, 309)).

Наше исследование показывает, что тексты чеховских рассказов отличаются высоким уровнем слоговой ритмичности. Нарушения слогового ритма, создаваемые пропуском безударных слогов, не случайны. Анализ конкретных рассказов подтверждает это. Нулевые междуударные интервалы в рассказах «Крыжовник» и «Студент» связаны со смыслом произведений. В рассказе «Крыжовник» нулевые интервалы выделяют ритмически фрагменты текста, которые, будучи сходными по формальному признаку (ритмически), наделяются общими для них смыслами. В рассказе «Студент» скопление ударных слогов следует за композицией рассказа и ритмически оформляет основные мотивы произведения. Нулевые интервалы в двух проанализированных рассказах маркируют тематически значимые отрезки речи, ключевые фразы, выражающие идею произведений.

Литература

1. Васильева В.В. Русский прозаический ритм. Динамический аспект. Пермь, 1992.

2. Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. М., 1982.

3. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм: Учеб. пособие. М., 1998.