Как известно, Чехов Харьков не слишком любил, хотя со многими харьковчанами поддерживал добрые отношения и переписку. Зато Харьков всегда любил Чехова. Именно харьковской общественности принадлежала идея создания первого чеховского музея. 18 сентября 1907 года в харьковской газете «Утро» появилась короткая заметка, в которой сообщалось, что «по инициативе А.М. Барымова в Харькове проектируется музей им. Чехова. Уже в настоящее время названным инициатором собрана довольно богатая и ценная коллекция для музея, и было бы желательно, чтобы общество поддержало г. Барымова. Адрес его: Старо-Московская ул., д. 26, кв. 15» [12:5].
14 октября в той же газете была опубликована довольно большая статья самого А.М. Барымова, которая называлась «Музей им. А.П. Чехова в г. Харькове». Автор статьи, в ответ на пожелания читателей, заинтересовавшихся его идеей, определил задачи музея, перечислил имеющиеся материалы и наметил пути развития этого начинания. Днем рождения музея можно считать 3 июля 1907 года, третью годовщину смерти писателя. Именно в этот день несколько харьковчан, объединенных любовью к Чехову, решили почтить его память учреждением музея. «Мотивом к этому памятнику послужило, помимо идеи почтить память творца новых форм литературы, предвестника лучшей, красивой, свободной жизни, еще то обстоятельство, что Чехов написал целый ряд лучших произведений в пределах Харьковской губернии, что у него не раз упоминается наш город и в самых произведениях» [1]. Задачи музея мыслились достаточно широко: собирать «все, что так или иначе связано с памятью, личностью и творчеством этого художника», чтобы как можно полнее раскрыть его вклад в русскую и мировую культуру. Поэтому, как подчеркивал Барымов, для музея не может быть ненужных, незначительных пожертвований: все важно, все интересно. Инициаторы считали, что музей такого рода может оказаться полезен не только в культурно-просветительском, но и в научном отношении, дать материал для изучения творчества Чехова и его эпохи.
В музее предполагалось иметь: портреты, картины, эскизы, брошюры, книги, газеты, сочинения Чехова в различных изданиях, почтовые открытки и фотографии, письма (подлинники и копии), бюсты, ноты, журналы печатные и рукописные, статьи и сочинения о Чехове и его произведениях.
К этому времени в распоряжении Барымова имелись следующие материалы: журналы «Нива», «Север», «Журнал для всех» за 1904 и 1905 годы; почтовые карточки и фотографии Чехова и постановок его пьес; два чеховских письма в оригинале (какие, не сказано); работы о Чехове де Вогюэ, Георгиевича, Покровского, Сумцова; сборники стихотворений и музыкальных произведений, посвященных памяти Чехова, а также мелкие заметки, рисунки и т. д. По словам Барымова, к идее создания музея с сочувствием отнеслись В.Г. Короленко, И.П. Белоконский, С. Елеонский, архимандрит Михаил, В.А. Тихонов, В.Я. Светличный, Н.Ф. Сумцов, В.Е. Сперанский. Обещала помощь и М.П. Чехова.
Идея Барымова получила достаточно широкий резонанс. Сообщения о создании чеховского музея в Харькове были напечатаны в газетах «Утро России» и «Нижегородский листок», а также в «Известиях книжных магазинов товарищества М.О. Вольф по литературе, наукам и библиографии» [4:236—237; 6:3; 16].
В результате добровольных пожертвований Барымову за три месяца удалось существенно пополнить свою коллекцию. 15 декабря 1907 года в той же газете «Утро» появилась новая заметка «О музее А.П. Чехова в Харькове». Барымов сообщал о новых материалах. Это были письма Чехова, открытки, фотографии, мемуарная и критическая литература, издания сочинений писателя на разных языках. Сообщалось также, что Александр Павлович Чехов прислал целую мемориальную коллекцию, в которую входили газетные вырезки и иллюстрации. Свое содействие музею обещали Г.С. Петров и А.Ф. Кони.
В фонде А.П. Чехова Отдела рукописей РГБ (Москва) хранятся письмо и открытка А.М. Барымова, адресованные М.П. Чеховой (от 18 и 29 сентября 1907 года) и письмо, отправленное Ал. П. Чехову (от 20 декабря 1907 года). Отправитель именует себя «Временным Заведующим частным Музеем имени А.П. Чехова в г. Харькове». В письме к Марии Павловне уточняются задачи и концепция создаваемого музея: «небольшой кружок учащейся молодежи <...> собирает музей <...> с целями научными, просветительными и особенно с желанием сделать музей передвижным и таким образом посредством его ознакомить всесторонне и наглядно с творчеством и обаятельным именем брата Вашего провинциальные города. <...> И не только о самом Антоне Павловиче хотелось бы иметь воспоминания, а также о Вашей матушке Евгении Яковлевне, о Вас, о братьях Антона Павловича...» [8].
Второе послание к сестре писателя — выражение благодарности за «скорый и теплый отклик», а также за обещание прислать для музея дубликаты фотографий и портретов. В письме Марии Павловны содержалось, по-видимому, и приглашение в ялтинский дом, поскольку Барымов упоминает о возможном приезде одного из членов кружка в Ялту с целью сделать снимок чеховского кабинета [8].
В письме к Александру Павловичу Барымов благодарит за «необыкновенно щедрые и бесценно-дорогие для Музея приношения и пожертвования» и просит прислать фотографии родных и близких Чехова, а также «указать лиц, кои помогли бы расширению нашего дела путем пожертвования всевозможного для музея материала». Заключительная фраза письма полна юношеского энтузиазма: «хочется работать, хочется устроить памятник поистине достойный Вашего великого и милого брата» [7].
Однако учредители музея столкнулись и с серьезными трудностями. Собранные и продолжавшие поступать материалы негде было разместить. Поэтому, завершая свою вторую заметку, Барымов просит о материальной помощи музею и, в первую очередь, о предоставлении ему помещения большего, «чем небольшая моя комната» [2].
Дом, где жил в 1907 году Барымов и где начинала создаваться экспозиция будущего музея, сохранился (теперь это дом № 46 на Московском проспекте, образовавшемся из слияния Старомосковской, Московской и Корсиковской улиц). Квартира № 15 действительно невелика и разместить все увеличивающееся количество экспонатов здесь было затруднительно, тем более, что Барымов, по всей вероятности, снимал в ней всего одну комнату.
В поисках помещения для музея Барымов предпринимает конкретные шаги, и опять не без помощи прессы. 16 декабря в газете «Утро» за подписью «П-ч?» напечатана заметка «По поводу музея А.П. Чехова в Харькове». Автор заметки полагал, что «на музей должна была бы обратить внимание харьковская общественная библиотека» [13:5]. 19 декабря «Утро» публикует сообщение о том, что на этот день намечено заседание правления общественной библиотеки, где будет рассматриваться заявление А.М. Барымова о предоставлении помещения библиотеки для открытия музея А.П. Чехова [14:4]. По всей вероятности, это заявление не было удовлетворено, и сообщения о музее Чехова в харьковских газетах прерываются почти на год. 8 октября 1908 года «Утро» печатает информационную заметку, озаглавленную «В историко-филологическом обществе». Председателем Историко-филологического общества при Харьковском университете в эти годы был профессор Н.Ф. Сумцов. Именно он и выступил 6 октября на заседании общества с сообщением о том, что «студенческий кружок, посвятивший свою деятельность собиранию материалов, относящихся к биографии и литературной деятельности А.П. Чехова, в лице своего представителя г. Барымова, просит историко-филологическое общество принять в дар собранную им коллекцию, состоящую из 112 предметов, так как не имеет средств на наем помещения для коллекции. При этом кружок высказывает пожелание, чтобы для жертвуемой коллекции были отведены особая витрина и шкаф для книг в одной и той же комнате, и чтобы коллекция находилась в заведывании одного из членов общества». Общество постановило принять дар и благодарить жертвователей [15:5].
Просьба студентов была выполнена. 30 мая 1909 года Барымов отправляет М.П. Чеховой «Циркулярное письмо» от имени И.-Ф. Общества, подписанное Н.Ф. Сумцовым, в котором сообщается о составе полученной в дар коллекции и о ее местонахождении: «В настоящее время эта коллекция размещена в особой витрине в помещении Исторического Архива, принадлежащего Обществу (в здании Университета), и открыта для ознакомления с нею всем желающим». В письме сказано также, что И.-Ф. Общество, приняв в свое ведение коллекцию, «решило принять на себя заботу и о дальнейшем ее росте», ввиду чего «обращается ко всем лицам, сочувствующим этому делу, с просьбою оказать свое содействие дальнейшему развитию коллекции путем пожертвования соответствующих статей и предметов», направляя их или непосредственно в И.-Ф. Общество, или А.М. Барымову «как инициатору и главному деятелю по устройству музея имени Чехова» [9].
В ведении историко-филологического общества коллекция просуществовала, никем не востребованная и мало кому известная, по крайней мере до 1914 года. В этом году в юбилейном чеховском номере газеты «Южный край» за 2 июля опубликована заметка В. Леонтьева «Чеховский уголок в Харьковском университете». В ней говорится о редкой коллекции чеховских материалов, собранных группой почитателей писателя после его смерти, переданных историко-филологическому обществу и хранящихся в университетском архиве. «Матерьялов в коллекцию-памятник пришло немного, — большая витрина и несколько ящиков с фотографическими снимками, сборниками статей и газетными вырезками приютились у стены университетского архива. Но в тщательности подбора, в налаженном внимании к мелким деталям видно, с какой любовью, искренней и глубокой, работали над собиранием материала учредители коллекций, как много энергии и сил вложили они в это дело» [5].
Автор заметки приводит краткий перечень материалов: витрина чеховских фотографий и портретов, снимки, относящиеся к пребыванию Чехова в Таганроге, в имении Линтваревых в Сумском уезде, к его жизни в Петербурге; фотографии постановок чеховских пьес Московским художественным театром; сборники и статьи, посвященные писателю; почти все имеющиеся на то время газетные публикации; три письма Чехова к его близким и т. д. Приведенный В. Леонтьевым фрагмент одного из писем («Сохрани, пожалуйста, это письмо, я по почтовым штемпелям хочу узнать, по каким областям оно шло») позволяет предположить, что автор неточно цитирует письмо к В.А. Гиляровскому от 7 июля 1890 года [17:IV:130], автограф которого до сих пор не найден. Однако не исключена и вероятность того, что в коллекции имелось какое-то неизвестное нам письмо Чехова.
Хотя имена дарителей не названы, время создания, местонахождение, состав и даже оформление коллекции не оставляют сомнений в том, что она представляла собой собрание Барымова. В дальнейшем следы коллекции теряются. Часть ее материалов попадает в Таганрог. В чеховском фонде Таганрогского музея-заповедника хранится большого объема альбом-книга под грифом: «г. Таганрог. Литературный музей А.П. Чехова. Фонд № 6. Литература о Чехове. Дело № 2. Статьи и очерки о жизни и деятельности А.П. Чехова. 1. Вырезки из газет». Фонд содержит «Вырезки из газет Петербурга, Москвы и провинции за 1904 год (Некрологи, извещения, статьи, интервью и проч. по случаю смерти А.П. Чехова, отзывы о сочинениях, статьи и очерки о жизни и деятельности писателя, воспоминания современников, критические заметки иностранной печати на 153-х (ста пятидесяти трех) листах. Из собрания Барымова. Харьков)». Рукой хранителя написано: «Всего 727 вырезок из газет, инв. 81/3063—3789». Сотрудники музея сообщают, что через несколько лет после смерти А.П. Чехова из Харькова были получены эти вырезки, наклеенные на листы. Прислал их Барымов. Ни сопроводительных писем, ни каких-либо других пояснительных материалов в фондах музея не оказалось1.
О личности и судьбе А.М. Барымова удалось узнать немного. Он числится в списке студентов императорского Харьковского университета за весеннее полугодие 1906 года: Барымов был студентом 1 семестра историко-филологического факультета [11:3]. В 1907 году студент становится вольнослушателем. В списке посторонних слушателей Харьковского университета, опубликованном в 1909 году, содержатся следующие сведения: «Барымов Александр Михайлович (ратник), факультет и семестр — филологический, 1, вероисповедание — правосл., звание — с. двор., год рождения — 1884, место рождения — Харьков, по какому документу принят — свид. Харьк. реальн. уч., год поступления — 1907» [10:4]. В списках студентов и посторонних слушателей за последующие годы имя Барымова не значится.
Судя по содержанию и стилю заметок, Барымов был интеллигентным человеком, хорошо владевшим литературным слогом, горячим поклонником Чехова и патриотом родного города. Некоторые фактические данные, например, упоминания о мемориальных музеях Франции, Германии, Швеции и Норвегии или аргументы в пользу создания музея именно в Харькове, позволяют говорить о достаточно серьезной подготовке и эрудиции начинающего собирателя.
Выбор газеты «Утро» для публикации был, по-видимому, не случаен. Во-первых, это была молодая газета (первый номер вышел 21 ноября 1906 года). Она стремилась привлечь читателей и поэтому использовала эмоциональную форму подачи материала, тяготела к сенсациям, стремилась поддерживать прогрессивные начинания и играть роль первооткрывателя [18:65]. Во-вторых, газета была тесно связана с университетом, ее редакторами и авторами были университетские профессора и преподаватели.
К сожалению, дореволюционные архивы Харькова существенно пострадали в военные годы. Отсутствуют материалы переписей населения (одна из них проводилась в 1913 году), нет протоколов заседаний историко-филологического общества за интересующий нас период, погибла большая часть университетского архива. Сведений о Барымове в сохранившихся архивных материалах не найдено. Можно только с определенностью утверждать, что он был человеком небогатым, серьезной коммерческой деятельностью не занимался, не находился под надзором полиции, не входил в число депутатов дворянского собрания и не кончал жизнь самоубийством. Не исключена вероятность того, что предком — скорее всего, дедом — А.М. Барымова (фамилия в Харькове не слишком распространенная) был журналист и театральный критик А. Барымов, печатавший свои театральные обзоры в «Харьковских губернских ведомостях» в 1840—1850-е годы под псевдонимом Рымов2. Косвенным подтверждением возможного родства могут служить интерес Барымова-младшего к литературе и театру, достаточно профессиональное владение словом и активное сотрудничество с прессой.
В адресных и справочных книгах Харькова с 1906 по 1930 год фамилия Барымова встречается лишь однажды: согласно адрескалендарю за 1913 год, он проживает уже не на Старо-Московской улице, а в Ващенковском переулке [3:31]. В профессиональных и сословных перечнях (как до-, так и послереволюционных) его имя не упоминается ни разу. Таким образом, дальнейшая судьба инициатора чеховского музея остается пока неизвестной. Думается, однако, что это самоотверженное начинание не подлежит забвению. Александр Барымов деятельно пытался утвердить свое искреннее убеждение: «Чем больше музеев, памятников, и именно в провинции, тем больше данных верить, что стране дороги ее духовные богатства, ее славные подвижники, что она на пути к счастью» [1]. Уже одно это делает его имя достойным упоминания в ряду славных подвижников культуры Харькова и деятельных почитателей таланта А.П. Чехова.
Примечания
1. Благодарю заместителя директора по научной работе Таганрогского музея-заповедника Е.А. Кожевникову за предоставленную информацию. Я глубоко признательна также первооткрывательнице Барымова в таганрогских музейных фондах А.С. Мелковой, сотрудникам ОР РГБ Т.Т. Николаевой и ЦНБ ХНУ им. В.Н. Каразина Ю.Г. Шевченко за помощь в поиске материалов для этой статьи.
2. За эту гипотезу я признательна сотруднице ЦНБ ХНУ им. В.Н. Каразина Ю.Ю. Поляковой.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |