По семейным легендам Чеховы ведут свой род от знаменитого мастера литейного дела Андрея Чохова, отлившего в 1582 году при царе Федоре Ивановиче Царь-пушку.
Документальных подтверждений этой легенды нет, но Чеховы верили в нее. В каждом поколении Чеховых жила неистребимая жажда свободы и любовь к искусству, к творчеству. Только под тяжестью крепостного права не могла эта любовь полностью проявиться.
Известно, что младший брат деда Чехова — Василий Михайлович — был крепостным живописцем. Его внучка, Мария Павловна Чехова, тезка сестры Антона Павловича, в 1961 году прислала в Мелихово иконы работы своего деда. Жители слободы Нагульной Белгородской области, древние старики, знавшие Василия Михайловича, заверили подлинность его произведений, свидетельствующих о несомненном даровании их автора.
Предки Чехова по материнской линии происходили из Палеха, Мстеры и Холуя, были иконописцами. Брат матери писателя, Иван Яковлевич Морозов, живший в Таганроге, был мастером на все руки и в своей лавочке написал картину «Битва при Седане», служившую ему и ширмой, и перегородкой.
Самоучкой выучился рисовать и отец Чехова Павел Егорович. В Ялтинском Доме-музее хранится в рабочем кабинете писателя его рисунок «Иоанн Богослов», в котором можно заметить не первый опыт, а почти профессиональное умение.
«Талант у нас со стороны отца», — говорил Антон Павлович. Павел Егорович играл на скрипке, руководил хором и радовался, когда у его детей проявлялась любовь к искусству.
Первое поколение Чеховых, родившихся свободными, дети Павла Егоровича, были на редкость талантливыми. В пору жизненных удач, когда Павел Егорович из приказчиков выбился в купцы 3-й гильдии, он определил детей в гимназию, а для домашних занятий нанимал учителя музыки. Таганрог тогда преуспевал, славился великолепным театром, в городе пульсировала художественная жизнь. Отсюда вышли художник-передвижник К.А. Савицкий и скульптор И.П. Мартос. Молодой грек из Мариуполя Архип Куинджи, ставший знаменитым пейзажистом, работал ретушером в фотографии Исаковича, что была на Петровской улице.
В чеховском доме дети играли в театр: Антон придумывал сценки, вместе с братьями устраивал уморительные представления. Николай виртуозно играл на фортепиано, делала успехи в музыке Маша.
Кроме Антона, в семье рисовали все. Александр был острым карикатуристом. Михаил всю жизнь семьи отражал в рисунках и акварелях, рисовал во время путешествий, иногда письма иллюстрировал точными зарисовками. Но наиболее одаренными в живописи оказались Николай и Маша.
В 1875 году старшие братья Александр и Николай уехали учиться в Москву. Александр поступил в университет, а Николай выдержал экзамен и был принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. При большом конкурсе на вступительных экзаменах, который всегда был в училище, такое поступление Николая свидетельствовало о его серьезной подготовке. Он делал заметные успехи, рисунки его печатались в журналах, стала приходить известность.
«Это был большой, сильный талант», — говорил о нем Антон Павлович. Николай обладал мягким, добрым, податливым характером, но, к сожалению, его часто засасывала богема. «Николай шалаберничает, — с грустью отмечал Антон Павлович, — а между тем, в доме стоит незаконченная замечательная картина...» Известны письма Антона Павловича, в которых он старался повлиять на брата: «Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, не достаточно прочесть только Пикквика и вызубрить монолог из «Фауста»... Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля... тут дорог каждый час...»
Николай умер в тридцать лет от скоротечной чахотки. Антон Павлович мечтал собрать все произведения брата и подарить их таганрогскому музею. Сам художник не придавал значения своим работам, безалаберно оставлял их где попало, и Антону Павловичу удалось сохранить только то, что было у него в квартире.
Незаконченная большая картина, о которой говорил Антон Павлович, — «Бедность» — хранится в ялтинском Доме-музее Чехова. Там же акварельный пейзаж и головка девушки, нарисованная сепией на даче в Бабкине. Два портрета Антона Павловича, написанных маслом в 1881—1883 годах, Мария Павловна передала московскому музею Чехова. Включая журнальные рисунки и карикатуры, это все, что было известно до последнего времени из творческого наследия Н.П. Чехова. Но поиски его работ продолжались.
В 1957 году из поездки в Таганрог вернулся художник Сергей Михайлович Чехов и рассказал занятный случай, бывший с ним в поездке.
Старейший сотрудник Таганрогского краеведческого музея П.Д. Карпун заметил в разговоре, что в первый послевоенный год кто-то приносил в музей картину Николая Павловича Чехова и предлагал приобрести ее за две машины угля. У музея не было средств, картину не купили и даже фамилию владельца не записали. Карпун помнил только, что владелец был оптик и жил в Новочеркасске. Оптик — профессия не очень распространенная. Сколько их может быть в районном городке?
Сергей Михайлович решил искать. Но в аптеках «оптика с картиной» не оказалось. Кто-то вспомнил, правда, что несколько лет назад старый оптик Михайлов ушел на пенсию. Его нашли. Старик подтвердил: «Да, была у меня такая картина. Мне она лет сорок назад от тестя досталась, нам ее к свадьбе подарили, а как она попала в дом родителей жены, не знаю. Теперь я ее подарил сыну на новоселье. Сын в Москве живет, в новом районе на Ленинском проспекте».
По новому адресу С.М. Чехов поехал вместе с сотрудниками музея. Хозяева показали небольшую картину на холсте, наклеенном на картон. Вещь написана в традициях русского жанра, очень тонко, по-федотовски. Девушка в пышном голубом платье сидит за фортепиано, а сзади — в полумраке — фигура бородатого мужчины. На лежащих на столике нотах можно различить даже отдельные знаки. Внизу в правом углу подпись: «Н. Чехов» и дата: «1881 г.».
Картину решили приобрести для музея. Оставалось выяснить, как она попала в Новочеркасск.
В письме А.П. Чехова к М.М. Дюковскому, относящемся к 1883 году, есть такие слова: «...заклинаю Вас Вашим террарием и той девицей в голубом платье, которая висит у Вас над дверью».
Дюковский был большим другом семьи Чеховых, поклонником таланта Николая Павловича и собирал его картины. Приглядевшись внимательно к мужской фигуре, изображенной на картине, можно убедиться, что это Дюковский.
На обороте картины есть также подпись Ивана Павловича Чехова с датой «1886 год». Это еще один ее владелец.
...В 1887 году А.П. Чехов ездил шафером на свадьбу в Новочеркасск. После свадьбы он написал Марии Павловне: «Я шаферствовал в чужой фрачной паре, в широчайших штанах и без одной запонки». Тогда же Чехов обратился с письмом к Дюковскому: «12-го я шафером. Нет ли у Вас, у кого-нибудь на примете фрака и фрачной жилетки. Где таковые можно достать?» И хотя по этим строкам из письма нельзя еще ничего утверждать, все же можно предположить, что в 1887 году столичный шафер в чужой фрачной паре подарил картину молодоженам.
В то самое время, когда мы с трудом и приключениями искали «Девицу в голубом», в московский Дом-музей Чехова пришла однажды незнакомая старушка с авоськой. В доме шел ремонт, большая подготовка к чеховскому юбилею, и на старушку не сразу обратили внимание. «Я тут вот принесла, — робко сказала она, протягивая авоську. — Может, пригодится...» В авоське оказалась рукопись рассказа Чехова «Шведская спичка», книги, подаренные Чеховым Дюковскому, письма Чехова к Дюковскому.
Михаил Михайлович Дюковский был ровесником Антона Павловича. В 18 лет, окончив первый в Москве, недавно организованный педагогический институт, он стал воспитателем в гимназии, а года через два — старшим воспитателем мещанского училища. Через учителя рисования К.И. Макарова он познакомился с Николаем Павловичем, а в 1879 году и с Антоном Павловичем. У него в училище была большая комната, в которой, за неимением своего угла, часто работал Николай Павлович. В 1884 году Дюковский устраивает в училище преподавателем Ивана Павловича Чехова. Николай Павлович так подружился с Дюковским, что даже ездил с ним в Шую сватать Юленьку Лядову, родственницу Чеховых по материнской линии, изображенную на картине. У Дюковского молодые, всегда нуждавшиеся Чеховы часто берут деньги взаймы. Это свидетельствует об очень близких доверительных отношениях. На книгах, подаренных Чеховым Дюковскому, многозначительные посвящения: «Другу, приятелю, меценату... любителю изящного...»
На квартире Дюковского Николай Чехов, Ф.О. Шехтель и Левитан писали большую картину «Въезд Мессалины в Рим». Местонахождение этой картины пока неизвестно.
Перед смертью Николай Павлович вспоминал о дружбе с Дюковским как о самом светлом времени. А мать Евгения Яковлевна плакала, читая письмо Дюковского о Николае: «Дорогой Антон Павлович! В понедельник 19 июня вечером, случайно, просматривая воскресный номер «Нового времени», я прочел ужасное известие о смерти дорогого моего друга Николая Павловича. Оно было для меня так неожиданно, что я до сих пор не могу признать его чем-то окончательно и бесповоротно совершившимся. Неужели Николая Павловича нет на свете? Вам хорошо известно, какого рода отношения существовали между нами. Я не буду преувеличивать, если скажу, что он был единственный мой друг и притом друг в самом глубоком смысле. Воспоминания о прошлой жизни, когда мы жили с ним в военной гимназии, теперь представляются мне самым счастливым временем. Не то я считаю важным, что он заставил меня полюбить искусство, а то, что своей детски благородной натурой невольно вызывал хорошие стороны как во мне, так и в других. Вы помните, как в былые времена, когда он имел свой номер и где к нему собиралось разношерстное общество, все как-то перерождались, забывали свои меркантильные интересы, чувствовали себя хорошими и добрыми, а все потому, что cher Николя был для всех самый бескорыстный и задушевный человек, а главное, без всякой хитрости. Он имел золотое сердце, был одарен высокохудожественной натурой, но не имел характера, и все погибло. Отсутствие житейской практичности было в нем поразительное; из нашего кружка не было никого беднее его, а он мог бы иметь хорошее состояние. Тяжело сознавать, что не с кем теперь поделиться своими задушевными мыслями, некому поведать свое горе и радость. Не откажите, Антон Павлович, если у Вас будет свободное время, написать мне о его болезни, последних днях, где и как похоронили. Передайте Евгении Яковлевне и всему Вашему семейству, что я очень и очень сочувствую поразившему их горю; как и Вы, я потерял в нем брата — по духу».
В августе 1892 года Дюковский побывал в Мелихове. Умер он сорокадвухлетним, в 1902 году. А через 58 лет его дочь Евгения Михайловна передала московскому музею драгоценный архив своего отца, а также картину Н.П. Чехова «Гулянье в Сокольниках», в центре которой с букетом изображен Дюковский.
Е.М. Дюковская умерла в 1972 году, а через четыре года ее племянник, Алексей Николаевич Дюковский, разбирая старые вещи, нашел папку, пролежавшую без движения почти сто лет. В папке оказалось 48 работ Николая Чехова, выполненных в 70-е годы прошлого века: учебные натюрморты, пейзажи, портреты, рисунки на кальке, подготовленные к печати. «Друг, приятель, меценат» М.М. Дюковский сумел сохранить все, что не собирался хранить сам художник. Памятуя о желании Антона Павловича и Марии Павловны видеть работы брата в Таганроге, мы разделили находку пополам с таганрогским музеем Чехова.
Мария Павловна Чехова приняла эстафету от своего брата-художника. Окончив Высшие женские курсы В.И. Герье, она преподавала историю и географию в женской гимназии Л.Ф. Ржевской. В то же время она стала всерьез заниматься живописью, посещала студию Званцевой, затем вечерние классы Строгановского училища. Среди ее подруг появились молодые художницы А.А. Хотяинцева и М.Т. Дроздова. В разное время ее наставниками были В.А. Серов, К.А. Коровин, а Левитан был ее неизменным поклонником. «Черт знает, как хорошо! — восхищался он успехами Марии Павловны. — Какие же вы, Чеховы, все талантливые!» Ее успехи в живописи не замедлили сказаться. Маленькие пейзажные этюды, портреты, выполненные в самых лучших традициях, воспринятых от знаменитых учителей, на наше счастье, все сохранились, благодаря долгой жизни Марии Павловны на одном месте. Сейчас все они экспонируются в чеховских музеях.
Посвятив свою жизнь изучению и изданию творческого наследия Антона Павловича, Мария Павловна оставила живопись. «Какая я художница!» — говорила она в старости. Она была однолюбом и не смогла совместить любовь к брату и любовь к искусству. Впрочем, работа в музее требовала большого искусства и отнимала все творческие силы. За эту работу М.П. Чеховой было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
В 1915 году Мария Павловна стала давать уроки живописи и рисунка своему племяннику Сергею, сыну Михаила Павловича. Сергей Михайлович получил художественное образование в студии академика Д.Н. Кардовского. Затем работал декоратором Большого театра, оформлял спектакль «Смерть Ивана Грозного» в студии МХАТа, где художественным руководителем был его двоюродный брат, знаменитый артист Михаил Александрович Чехов. Но более всего Сергей Михайлович Чехов известен как книжный график, иллюстратор. В 50-е годы он сделал большую серию рисунков и гравюр на линолеуме, изображающих чеховские места в нашей стране. Они были изданы в целом ряде альбомов, буклетов, наборов открыток. С.М. Чехов иллюстрировал все издания, подготовленные мелиховским и ялтинским музеями Чехова. Его работы экспонировались на многих выставках, приобретены рядом музеев.
В строгой художественной школе Сергей Михайлович воспитал и своего сына, Сергея Сергеевича. Вместе с отцом молодой Сергей Чехов ездил по чеховским местам, делал рисунки, линогравюры, офорты. Будучи уже зрелым графиком, блестящим рисовальщиком, Сергей Сергеевич поступил на факультет монументального искусства, который вел народный художник СССР А.А. Дейнека. По окончании института Сергей Чехов работал над проблемами связи живописи с архитектурой, оформлял промышленные выставки в Риме, Монреале, работал над монументальным оформлением здания МИЭТ в Зеленограде.
Творческое наследие обоих Сергеев Чеховых — отца и сына — ждет своего исследователя. А сейчас по праздникам в Мелихово приходят поздравительные письма и рисунки девятилетнего Ивана Чехова, сына Сергея Сергеевича.
Не иссякает родник художественных талантов в чеховской семье.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |