С авторской характеристикой пьесы — мы с нее начали главу — перекликаются слова Чехова о романе, который он писал примерно в одно время с «Лешим».
«...Люди, которых я изображаю, дороги и симпатичны для меня, а кто симпатичен, с тем хочется подольше возиться» (письмо А.Н. Плещееву, 9 февраля 1888 года).
«В основу сего романа кладу я жизнь хороших людей, их лица, дела, слова, мысли и надежды...» (ему же, 9 апреля 1889 года).
Перекличка не случайная. Работа над пьесой и романом шла параллельно. Чехов предполагал писать пьесу в соавторстве с А.С. Сувориным. Получив от него начало пьесы, он посылает ему 18 октября 1888 года своего рода разработку характеров главных действующих лиц. Однако работа была отодвинута — Чехов занялся переделками «Иванова» и постановкой этой пьесы на Александринской сцене. После отказа Суворина от соавторства Чехов несколько раз пишет ему, что намерен продолжать работу один.
Над романом он начинает трудиться годом раньше, в 1887 году. Работа идет волнами. 10 марта 1889 года Чехов сообщает А.М. Евреиновой: «Наступило самое подходящее время для романа (литературного, конечно, а не жениховского). Если теперь не буду писать, то когда же писать?»
Но уже 17 апреля 1889 года в письме А.С. Суворину говорит: «Не имея возможности писать роман, начал со скуки «Лешего». Работа идет плодотворно весной 1889 года — с апреля по май — и останавливается. В письме 31 мая В.А. Тихонову: «Пишу роман. Кое-что как будто выходит <...> Начал было я комедию, но написал два акта и бросил».
Так идет работа над двумя произведениями — то одновременно, то попеременно.
30 сентября 1889 года Чехов сообщает А.Н. Плещееву (в известном нам письме о «благополучном» конце), что кончит пьесу в октябре — «а затем отдыхаю неделю и сажусь за продолжение своего романа».
Прерванная в 1890 году сахалинской поездкой, работа над романом продолжится в 1891 году, после чего Чехов свой роман уничтожит1.
В отрывке «Письмо» — после статьи Д. Медриша уже нет сомнений, что это часть текста уничтоженного романа, — герой Игнатий Баштанов, калека, пишет: «Хороша жизнь, Мария Сергеевна! Правда, она тяжела, скоротечна, но зато как богата, умна, разнообразна, интересна, как изумительна!»
Примерное время появления этих строк — конец 80-х годов. Может показаться противоречивым: как же так, ведь конец 80-х — начало 90-х годов — самое тяжелое время в творческом развитии Чехова; это же время повестей «Именины», «Припадок», «Палата № 6».
Но в действительности перед нами лишь одна сторона творчества Чехова этой поры. Есть еще и другая, связанная с такими произведениями, как роман, пьеса «Леший». Сюда же можно отнести и повесть «Дуэль» (1891), которая, так же как и «Леший», заканчивается благополучно, нравственным возрождением Лаевского — он ведь тоже сумел «образ жизни переменить».
Примечания
1. В статье «Страницы ненаписанного романа» («Рус. лит.», 1965, № 2, с. 172—179) Д. Медриш убедительно показал, что отрывки «Письмо» и «У Зелениных» — остатки этого уничтоженного чеховского романа. См. также его примечания к отрывкам (Чехов А.П. Соч., т. 7, с. 718—724). Назовем также работы С.Е. Шаталова и В.С. Петушкова «Чехов и Лермонтов (о ненаписанном романе Чехова)» («Учен. зап. Тадж. гос. ун-та», 1959, т. 19, сер. фил. наук. Вып. 3); Б.И. Бурсова «Чехов и русский роман» в книге «Проблемы реализма русской литературы XIX в.» (М.—Л., Изд-во АН СССР, 1961); В. Лакшина. «Толстой и Чехов» (изд. 2-е, испр. М., «Сов. писатель», 1975, с. 70—81); М.Е. Елизаровой. «Проблема романа в творчестве А.П. Чехова» («Учен. зап.» МГПИ им. В.И. Ленина, 1967, № 280. Вопросы зарубежной литературы).
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |