Важная часть мира священнослужителей — это персонажи, наполняющие пространство, в котором существует священнослужитель. Персонажи, с которыми он вступает или не вступает в диалогические отношения, помогают раскрыть его мир через описание внешности, действий, состояний священнослужителя.
В рассказе «Кошмар» собеседником отца Якова Смирнова является непременный член по крестьянским делам присутствия Кунин, «молодой человек, лет тридцати» (Чехов, т. V, с. 60).
Кунин показан как «субъективно честный», но в то же время ничего не знающий о провинциальной жизни, «преисполненный собственной значимости и убежденный в безусловности личной правоты человек» (Гедзюк, 2018, с. 62). Кунин порицает отца Якова, видит в нем духовно ограниченное лицо, дает ему отрицательную характеристику, которая выражается рядом оценочных слов с негативной коннотацией: «неряха, груб, глуп и, вероятно, пьяница» (Чехов, т. V, с. 63). Портрет священнослужителя представлен во внутренней речи Кунина, который обращает внимание на отдельные детали внешности:
«Какое аляповатое, бабье лицо! — подумал он <...> Странный субъект... — подумал Кунин, глядя на его полы, обрызганные грязью. — Приходит в дом первый раз и не может поприличней одеться» (Чехов, т. V, с. 60).
В рассказе чиновник и священник меняются местами: в эмоциональной речи отец Яков становится лицом исповедующимся, а Кунин выполняет роль исповедника. В этом заключается еще одна функция данного персонажа-чиновника, который под влиянием обличительно-исповедального монолога священника меняет свое отношение к отцу Якову, переосмысливает свою жизнь (см.: Приложение Б, пример № 25).
Второй важный персонаж — это жена отца Якова. Попадья находится за перегородкой, ее не видно, но слышно:
«— Яша, поди-ка сюда! — послышался женский голос из-за перегородки. Отец Яков встрепенулся и пошел за перегородку. Опять началось шушуканье» (Чехов, т. V, с. 66).
Введение этого персонажа в повествование служит одной цели — показать бедность священнослужителя и его семьи: у них нет чая, чтобы угостить Кунина, и, по-видимому, за перегородкой священник и попадья думали — точнее, шушукались, шептались, чтобы их не услышал гость, — что им делать в этой ситуации. Обращаясь к отцу Якову, попадья использует краткий вариант его имени, что помогает увидеть в священнике не служителя, а мужа, семьянина.
Персонажи могут характеризовать священнослужителя не в данный конкретный момент, а с указанием на будущее. В повести «Дуэль» дьякон мечтает о повышении по службе, а доктор Самойленко, с умилением поглядывая на фон Корена и дьякона, бормочет:
«— Молодое поколение... Звезда науки и светильник церкви... Гляди, длиннополая аллилуйя в митрополиты выскочит, чего доброго, придется ручку целовать... Что ж... дай бог...» (Чехов, т. VII, с. 376).
Самойленко выражает двойственное отношение к священнослужителю: иронично-пренебрежительное — с помощью развернутой метафоры длиннополая аллилуйя в митрополиты выскочит, выражения придется ручку целовать и, наоборот, позитивное, которое выражается в междометном выражении дай бог. Такие метафорические выражения, как звезда науки (звучащее иронично в контексте) и светильник церкви (вместо светило), помогают выразить отсутствие авторитета дьякона среди других персонажей. Дьякон не является до конца состоявшимся священнослужителем, так как относится, по словам доктора, к молодому поколению.
Диалоги персонажей в повести «Дуэль» позволяют выявить главную эмоциональную черту дьякона Победова — смешливость:
«Это развращенный и извращенный субъект, — продолжал зоолог, а дьякон, в ожидании смешных слов, впился ему в лицо. — Редко где можно встретить такое ничтожество» (Чехов, т. VII, с. 373).
Однако в диалогах с фон Кореном дьякон также репрезентирует свои религиозно-философские взгляды, затрагивает аксиологические темы, таким образом А.П. Чехов представляет другую ипостась этого персонажа, свидетельствующую не о легком, смешливом, а глубоком осмыслении мира дьяконом:
«Дьякон внимательно выслушал зоолога, подумал и спросил: — Нравственный закон, который свойственен каждому из людей, философы выдумали или же его бог создал вместе с телом? — Не знаю. Но этот закон до такой степени общ для всех народов и эпох, что, мне кажется, его следует признать органически связанным с человеком. Он не выдуман, а есть и будет» (Чехов, т. VII, с. 430).
Реализованный во внецерковном пространстве богословский разговор, который ведет дьякон с Кербалаем, относится к сфере диалога культур и религий, на что указывает религиозная лексика (бог, мусульмане, христиане, поп). Введение в повесть данного персонажа помогает раскрыть дьякона как священнослужителя:
«— Хорошо-с. Если все народы поклоняются единому богу, то почему же вы, мусульмане, смотрите на христиан как на вековечных врагов своих?
— Зачем сердишься? — сказал Кербалай, хватаясь обеими руками за живот.
— Ты поп, я мусульман, ты говоришь — кушать хочу, я даю... Только богатый разбирает, какой бог твой, какой мой, а для бедного все равно. Кушай, пожалуйста» (Чехов, т. VII, с. 449—450).
Безусловно, ситуация самой дуэли и несостоявшегося убийства — главная связь между дьяконом и другими персонажами (см.: Приложение Б, пример № 26). Дьякон, который спас не только Лаевского от смерти, но и фон Корена от клейма убийцы, противостоит остальным персонажам, прямо или косвенно принимавшим участие в дуэли. В ситуации после дуэли не описываются ни действия, ни диалоги Победова с другими персонажами, кроме фон Корена (см.: Приложение Б, примеры № 27 и № 28). Таким образом, главным собеседником дьякона является зоолог фон Корен, диалоги с которым включают дьякона в повествовательную канву повести и способствуют раскрытию его взглядов.
Персонажи, которые наполняют мир священнослужителей, могут быть их родственниками. Родственная связь обнаруживается, главным образом, по линии отец-сын и мать-сын. Это способствует реализации христианского мотива блудного сына. Мотив блудного сына как христианский код в тексте представлен, помимо рассказа «Письмо», в рассказе «Святая простота». Сюжет рассказа разворачивается вокруг приезда сына-адвоката к своему отцу, настоятелю церкви. Однако он приехал по своим делам, а не потому, что соскучился по дому. Сын священнослужителя своим приездом осчастливил настоятеля. Поведение священнослужителя, которое раскрывается в отношении к сыну, помогает представить его наивным, любящим и заботливым отцом (см.: Приложение Б, примеры № 29).
Такая же связь между отцом и сыном прослеживается в рассказе «Невеста». Отец Андрей и его сын, Андрей Андреич, находятся в гостях у невесты сына священнослужителя. Отец Андрей со слов своего сына характеризуется как добрый и славный старик:
«— Люблю я своего батьку, — сказал Андрей Андреич и потрогал отца за плечо. — Славный старик. Добрый старик» (Чехов, т. X, с. 205).
В рассказе «Архиерей» персонажи, окружающие преосвященного Петра, — это отец Сисой, мать и девочка Катя. Для него все происходящее вокруг — это пустота, мелкость, неразвитость, робость, и «это мелкое и ненужное угнетало его своею массою» (Чехов, т. X, с. 194). Служба и сан тяготят преосвященного, прихожане видят в нем только архиерея, а не личность, что способствует раскрытию трагического образа:
«За всё время, пока он здесь, ни один человек не поговорил с ним искренно, попросту, по-человечески...» (Чехов, т. X, с. 194).
Мать архиерея видит в сыне именно сан, а не сына. Она — олицетворение того, что он потерял и что приобрел. В свою очередь, это еще больше углубляет духовный кризис, который испытывает преосвященный:
«И преосвященному опять стало досадно и потом обидно, что с чужими старуха держала себя обыкновенно и просто, с ним же, с сыном, робела, говорила редко и не то, что хотела, и даже, как казалось ему, все эти дни в его присутствии всё искала предлога, чтобы встать, так как стеснялась сидеть» (Чехов, т. X, с. 196).
Только в момент смерти мать видит в преосвященном своего прежнего сына Павлушу. В то же время девочка Катя пробуждает в нем воспоминания о его прежней жизни, о чем свидетельствуют глагол прошедшего времени вспомнил и наречие давно:
«И он вспомнил, как когда-то очень давно, когда он был еще мальчиком, она точно так же, таким же шутливо-почтительным тоном говорила с благочинным...» (Чехов, т. X, с. 197).
Катя — персонаж рассказа, который привносит небольшую радость в жизнь архиерея, напоминает ему о том, что когда-то он был счастлив. Отец Сисой — это его настоящее, однако с ним архиерей чувствует себя легко и может раскрыть ему свою печаль и свои страдания. Это «единственный человек, который держал себя вольно в его присутствии и говорил всё, что хотел» (Чехов, т. X, с. 192). Наречие вольно раскрывает состояние архиерея, которое он испытывает рядом с Сисоем, что, в свою очередь, вступает в контраст с тем, что он испытывает рядом с матерью (с ней ему обидно, досадно).
В определенных ситуациях священнослужители раскрывают свои разные способности, например, играют на музыкальных инструментах:
«После ужина Андрей Андреич играл на скрипке, а Нина Ивановна аккомпанировала на рояли» (Чехов, т. X, с. 205).
В повести «Дуэль» дьякон Победов играет на гитаре, но когда окружающие его люди начинают петь, он не принимает участи в пении, а уходит в себя, предается мечтаниям:
«Немного погодя сидевшие в кружок тихо запели что-то протяжное, мелодичное, похожее на великопостную церковную песню... Слушая их, дьякон вообразил, что будет с ним через десять лет» (Чехов, т. VII, с. 389).
В рассказе «На страстной неделе» повествование ведется рассказчиком, девятилетним мальчиком Федей, которого привели в церковь на таинство. Он сначала чувствует смятение, одиночество, а после разговора со священнослужителем — радость. Субъектами, наполняющими церковь, являются помощник церковного старосты Прокофий Игнатьич, старуха, ожидающие очереди исповедники, прилично одетый молодой человек, красивая дама и Митька, «оборванный, некрасиво остриженный мальчик с оттопыренными ушами и маленькими, очень злыми глазами». Эти люди присутствовали в церкви тогда, когда мальчик шел на исповедь к священнику. На другой день в глазах рассказчика Митька и дама трансформируются: дама из красивой превращается в прекрасную, а Митька из злобного хулигана превращается в красиво одетого мальчика, с которым рассказчик Федя хочет дружить, а не драться, как раньше (см.: Приложение Б, пример № 30). Рассказчик дает представление о самом священнике — его лице, одеянии, атрибутике, запахе и голосе:
«На мгновение у меня в глазах мелькает равнодушное, утомленное лицо священника, но дальше я вижу только его рукав с голубой подкладкой, крест и край аналоя. Я чувствую близкое соседство священника, запах его рясы, слышу строгий голос...» (Чехов, т. VI, с. 144).
Таким образом, описание людей, окружающих рассказчика, помогает представить его состояние, смену настроения после исповеди, которое провел священнослужитель: смятение до диалога со священнослужителем переходит в радость и ощущение счастья, которое Федя чувствует после таинства.
В повести «Степь» отца Христофора Сирийского окружают следующие персонажи: мальчик Егорушка и его дядя Кузьмичов, Настасья Петровна; на постоялом дворе — Мойсей Мойсеич, его брат Соломон и жена Роза, графиня Драницкая. Для раскрытия мира священнослужителя, его образа важны такие линии, как отец Христофор — Егорушка, отец Христофор — Кузьмичов, и отец Христофор — Мойсей Мойсеич / Соломон.
Егорушка, мальчик лет девяти, племянник Кузьмичова. Он единственный ребенок в семье, и Ольга Ивановна, его мать, решила, что ему надо учиться, так как она любила образованных людей. Несколько дней он едет по степи до места учебы, сначала с дядей и священником, потом с обозниками. За это время с ним происходят разные события, он знакомится с самыми разными людьми. Наконец, дядя оставляет его у знакомой матери Настасьи Петровны, и мальчик остается один в своей новой жизни. Для мальчика в данной ситуации отец Христофор — это единственный близкий человек (ближе кровного дяди), что проявляется, например, в ситуации прощания (см.: Приложение Б, пример № 31).
Образ отца Христофора дан в восприятии Егорушки. Егорушку поражают некоторые детали его портрета, например, он с удивлением узнает, что священники носят брюки. Отец Христофор, снявший рясу, оказывается красивым человеком с большими карими глазами и бархатными бровями; щеки у него выхолены и с ямочками, от которых, как лучи солнца, разливается улыбка. Егорушка сравнивает священника с известным литературным персонажем: он похож он на Робинзона Крузо. Но главное, что связывает Егорушку и священника на уровне раскрытия мира и образа последнего — это наставления и отеческая любовь, которую отец Христофор испытывает к мальчику. В этом случае он исполняет не только свои обязанности священника (наставляет молиться, учиться, трудиться), но и проявляет общечеловеческое отношение, выраженное заботой о ребенке.
Кузьмичов, N-ский купец, очень предприимчивый и скуповатый человек; носил очки и соломенную шляпу, был похож на чиновника; отвозил мальчика на учебу, хотя был против этого, так как утверждал, что смог бы его выучить сам. Он является антиподом отцу Христофору, беспокоящемся о будущем мальчика, о его образовании, которое Егорушка может получить в результате постижения наук. Кузьмичов противостоит отцу Христофору и тогда, когда священник совершает религиозные обряды в степи. Такое противопоставление помогает А.П. Чехову представить религиозность отца Христофора, показать его преданность наложенным на его сан обязанностям (см.: Приложение Б, пример № 32).
Священническая сущность отца Христофора проявляется также в диалогах с Соломоном, человеком резким, ненавидящим деньги и презирающим богатство. Отец Христофор вступает с ним в спор по поводу веры и наставляет:
«— Я тебя наставляю, как умею, а ты сердишься. Я тебе по-стариковски, потихоньку, а ты, как индюк: бла-бла-бла! Чудак, право...» (Чехов, т. VII, с. 40).
Мойсей Мойсеич — персонаж, в диалогах с которым отец Христофор выступает человеком, воспринимающим жизнь не как бремя, а как радость, что отражает христианский постулат об отношении к бытию (см.: Приложение Б, пример № 33). Характер Мойсея Мойсеича похож характер отца Христофора: он не проявляет отрицательных качеств (если не иметь в виду излишнюю льстивость), находит со всеми общий язык и старается сглаживать острые моменты. С ним священнослужитель ведет себя дружелюбно и проявляет свои главные черты характера — добродушие и позитивное отношение к миру.
В рассказе «Не судьба!» А.П. Чехов изображает двух помещиков с говорящими фамилиями, Гадюкина и Шилохвостова, которые ехали на выборы участкового мирового судьи и встретили иерея отца Онисима, ехавшего им навстречу в бричке. В этом рассказе Шилохвостов выражает свое отрицательное отношение к духовенству, при этом апеллируя к народным приметам (см.: Приложение Б, пример № 34). Шилохвостов говорит о таких качествах священнослужителя, как злоба и месть, однако Гадюкину такое отношение к отцу Онисиму кажется предвзятым, и он обвиняет Шилохвостова в склонности к предрассудкам. В рассказе «Не судьба!» А.П. Чехов изобразил двух персонажей, которые выражают двойственное отношение народа к духовенству — положительное и отрицательное, в том числе личностное.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |