Портреты священнослужителей в произведениях А.П. Чехова — это фрагменты текста, которые можно отнести к компоненту мира священнослужителей, поскольку в них представлено соотношение внешнего облика и внутреннего мира. В портрет чеховского священнослужителя включено описание его физиологических и психологических особенностей, которое выражаются с помощью различных языковых средств.
Исследователь В.Е. Хализев определяет портрет персонажа как «описание его наружности: телесных, природных и, в частности, возрастных свойств (черты лица и фигуры, цвет волос), а также всего того в облике человека, что сформировано социальной средой, культурной традицией, индивидуальной инициативой (одежда и украшения, прическа и косметика). Портрет может фиксировать также характерные для персонажа телодвижения и позы, жест и мимику, выражение лица и глаз» (Хализев, 2002, с. 67). Одним из важнейших средств характеристики героя является его портрет, который не исчерпывается описанием внешности героя. По определению Л.Я. Круглик, портрет — это не только лицо, «но и фигура героя, походка, поза, жест, привычки, манера говорить и вести себя, это и особенности голоса, интонации, поскольку и жест, и мимика, и голос в совокупности выражают непосредственную реакцию героя на происходящие вокруг события, раскрывают сложность и многогранность человеческого характера» (Круглик, 1963, с. 24).
Персонажей-священнослужителей А.П. Чехова необходимо рассматривать в контексте современной писателю эпохи. Рассматривая портрет священнослужителей в чеховских произведениях, можно говорить не только о восприятии писателя данной группы людей, но и об эпохальной, социально-общественной реальности. Как отмечает Л.В. Серикова, портрет «является художественной формой, с наибольшей полнотой отражает сложность структуры, динамики, особенностей, аксиологических иерархий концептуальной системы автора, преломляющей (синтезирующей) и общее, свойственное духу эпохи, направлению, течению, и индивидуальное» (Серикова, 2004, с. 34). Необходимо учитывать, что А.П. Чехов относится к писателям-реалистам: описанная им социальная обстановка, созданные им характеры с точностью воспроизводят историческую реальность в России в конце XIX века. Как пишет Ю.М. Лотман, «портрет по самой природе жанра приспособлен к тому, чтобы воплотить самую сущность человека» (Лотман, 1998, с. 509). Таким образом, через портретную характеристику, данную А.П. Чеховым в прозе, можно говорить о типичном для России конца XIX века священнослужителе.
Портрет как компонент мира священнослужителей необходимо рассматривать, анализируя его составляющие — детали: внешние физиологические данные, возраст, рост, жесты, мимику, взгляд, одеяние.
По А.Б. Есину, «под художественной деталью понимается мельчайшая изобразительная или выразительная художественная подробность: элементы портрета и пейзажа, поступок, вещь и т. д. Для удобства анализа художественные детали можно подразделить на несколько групп. В первую очередь выделяются детали внешние и психологические» [Есин, 2002, с. 82—83]. Таким образом, если говорить о чеховском персонаже, то необходимо иметь в виду широкое понимание термина «портрет». В данном исследовании портрет священнослужителей включает в себя такие аспекты, как внешний облик, одеяние, невербальные компоненты, голос.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |