Вернуться к Э.Г. Манукян. Языковое представление мира священнослужителей в произведениях А.П. Чехова

3.2. Представление мимики и взгляда священнослужителей

Описание мимики связано, прежде всего, со словом «лицо», причём контексты содержат подробную характеристику: цвет, форма, сравнение лица с чем-либо (кем-либо), выражение эмоций, изменение лица под влиянием внешних факторов. Для представления мимических действий человека используется ряд конструкций, в которые включены выразительные средства, соответствующие авторским интенциям. При этом сравнения и метафоры, выбранные для описания невербального поведения, говорят об индивидуально-авторском мировосприятии.

Мимическая характеристика священнослужителей в прозе А.П. Чехова зачастую выражается в метафорической форме. Метафора изображает широкий спектр эмоций, которые не только выражают ситуативное состояние, но и указывают на константные черты характера. Примечательно, что А.П. Чехов использует в основном глагольную метафору. Например, чувство удовольствия, которое испытывают дьякон Любимов и отец Яков:

Дьякон Любимов из рассказа «Письмо»: «Он просиял от удовольствия и, точно попробовав что-то очень сладкое, покрутил головой» (Чехов, т. VI, с. 162);

Отец Яков из рассказа «Кошмар»: «По некрасивому лицу его от уха до уха разливалось выражение удовольствия и самого обыденного, прозаического аппетита» (Чехов, т. V, с. 62).

В этих фрагментах текста дьякон Любимов радуется грамотно написанному отцом Федором письму, которое адресовано его сыну, а отец Яков наслаждается чаем, который предложил ему выпить Кунин. Мимическая характеристика лица чеховских священнослужителей зачастую связана с обыденными реалиями, однако она может являться также психологической реакцией. Метафорическое выражение передает человеческое переживание, сильную эмоцию, испытываемую священнослужителем и, соответственно, выдает в нем человека жалостливого, способного проявлять эмпатию. Метафора помогает изобразить разные чувства: стыд, робость, смешливость — черты, присущие натуре отца Анастасия из рассказа «Письмо»:

«...на лице его заиграли стыд, робость и жалкий, принужденный смех, каким смеются люди, не уважающие себя» (Чехов, т. VI, с. 155).

Описание лица выполняет ряд функций:

1) дополняет портрет персонажей, например, в описании отца Федора, когда он ходил из угла в угол, думая о том, когда уйдет отец Анастасий: «с привычным, никогда не сходящим с лица выражением достоинства» (Чехов, т. VI, с. 153). Это неизменное выражение лица является знаком негативной авторской оценки.

2) показывает изменение под влиянием внешних условий, например, в описании Алексей Алексеич, когда он руководил хором: «И когда нужно петь forte, жирное лицо регента выражает сильный испуг и даже ужас» (Чехов, т. II, с. 352;

3) является отражением внутреннего психологического преломления, например, внутреннее состояние отца Якова в момент, когда он просит Кунина о получении должности писаря: «Вся его фигура выражала сильное смущение, но в то же время на лице была написана решимость, как у человека, внезапно озаренного идеей» (Чехов, т. V, с. 68).

Часто А.П. Чехов, описывая священнослужителя в диалоге с другими персонажами, использует глагол хмуриться.Согласно словарю, хмуриться — это «сурово, угрюмо или задумчиво морщить лицо, брови» (БТС, 2008, с. 723). Таким образом, чеховские священнослужителя показывают недовольство, пребывают в задумчивости или пытаются вспомнить что-то:

Отец Пафнутий из рассказа «Упразднили!»: «...А отчего вы сегодня без орденов? Батюшка вместо ответа нахмурился, махнул рукой и зашагал дальше» (Чехов, т. III, с. 225);

Дьячок Отлукавин из рассказа «Канитель»: «Дьячок хмурится и, подумав, медленно зачеркивает на заупокойном листе Авдотью» (Чехов, т. III, с. 233).

Священнослужители (как и церковнослужители) показаны А.П. Чеховым не только хмурыми, но также суровыми. Например, в рассказе «Певчие» суровость Алексея Алексеича, вызванная нежелательной репликой собеседника:

«— <...> Уж ты тово... постарайся, Алексей Алексеич... Сердечно прошу...

— Мне-то что! — говорит Алексей Алексеич, хмурясь. — Я свое дело сделаю» (Чехов, т. II, с. 352).

А.П. Чехов показывает удивление и его крайнюю форму — изумление, например, в описании отца Григория из рассказа «Панихида»:

«Ты не понимаешь?! — шепчет отец Григорий, в изумлении делая шаг назад и всплескивая руками» (Чехов, т. IV, с. 352).

Характеристика взгляда чеховского священнослужителя довольно часто представлена образными номинациями, которые включают эпитеты, представляющие эмоциональное состояние персонажа, его отношение к собеседнику и к определенному событию, которое разворачивается вокруг него.

А.П. Чехов маркирует взгляд лексемами, выражающими различные эмоциональные состояния священнослужителей. Изменение взгляда как показателя смены эмоций представлено конструкциями, которые передают появление либо изменение эмоции. Например, в описании взгляда отца Федора («Письмо»), когда он ругает прихожанина Андрея за бранное слово в адрес дочери; отца Якова («Кошмар»), когда он не может угостить Кунина чаем, потому что его нет; отца Христофора («Степь»), когда он рассуждает о своей пройденной жизни и наставляет Егорушку:

Отец Федор: «Глаза благочинного гневно вспыхнули, и на висках выступила краска», «Что же ты хочешь? — спросил благочинный, подходя к дьякону и сердито глядя на него» (Чехов, т. VI, с. 157);

Отец Яков: «Отец Яков пугливо покосился на перегородку, поправил волосы и высморкался» (Чехов, т. V, с. 66);

Отец Христофор: «М-да... — согласился о. Христофор, задумчиво глядя на стакан. — Мне-то, собственно, нечего бога гневить, я достиг предела своей жизни, как дай бог всякому...» (Чехов, т. VII, с. 35), «Он ласково взглянул на Егорушку, пожевал и начал» (Чехов, т. VII, с. 20);

Как видно из примеров, взгляд священнослужителей, который А.П. Чехов изображает с помощью метафоры, а также наречий-распространителей деепричастной формы (сердито глядя, задумчиво глядя) и изъявительной формы глаголов со значением зрительного восприятия (гневно вспыхнули, пугливо покосился, ласково взглянул), указывает на константные черты характера священнослужителей: сердитость отца Федора, пугливость отца Якова или ласковость отца Христофора. Однако такие эмоциональные состояния вызваны различными причинами.

Описание взгляда, как и мимики лица, выполняет ряд функций:

1) дополняет портрет персонажей, например, в описании взгляда отца Федора: «...с привычным, никогда не сходящим с лица выражением достоинства» (Чехов, т. VI, с. 153);

2) представляет взгляд, характеризующий ситуацию, например, в описании взгляда отца Христофора: «...испуганно поглядел на дверь» (Чехов, т. VII, с. 99), или в описании взгляда отца Якова: «пугливо покосился на перегородку» (Чехов, т. V, с. 66);

3) показывает отношение к персонажам-собеседникам, например, отец Григорий, когда спрашивает Андрея о проскомидии за упокой его дочери: «спрашивает батюшка, сердито вскидывая глазами на его жирное вспотевшее лицо» (Чехов, т. IV, с. 352); дьякон из рассказа «В бане», когда между героями возникает конфликт: «...видны были только два глаза, полные злобы и презрения, устремленные на Михайлу» (Чехов, т. III, с. 180); отец Федор, когда ругает дьякона за неправильное воспитание сына: «...сердито глядя на него» (Чехов, т. VI, с. 157).

Такие метафорические выражения, используемые А.П. Чеховым при описании священнослужителей, позволяют совместить в образе священнослужителя духовную сторону — сан и психологическую, связанную с рефлексией, и тем самым более объемно раскрыть сущность человека в целом.

Анализируя невербальную концептуализацию эмоций, Г.Е. Крейдлин отмечает, что «выражение на лице эмоции радости связано с тремя основными частями лица: 1) бровями и лбом; 2) глазами и веками; 3) ртом, губами и подбородком» (Крейдлин, 2002, с. 169). В произведениях А.П. Чехова выражением не только положительной, но и отрицательной эмоции могут служить описания лица, глаз, улыбки:

«Чтобы хоть чем-нибудь сгладить неловкость своего молчания и скрыть борьбу, происходившую в нем, священник начал принужденно улыбаться, и эта улыбка, долгая, вымученная сквозь пот и краску лица, не вязавшаяся с неподвижным взглядом серо-голубых глаз, заставила Кунина отвернуться. Ему стало противно» (Чехов, т. V, с. 68).

В данном фрагменте из рассказа «Кошмар» для выражения эмоционального состояния персонажа (неловкость и мука, внутренняя борьба) А.П. Чехов противопоставляет улыбку и взгляд. Авторское индивидуализирующее метафорическое выражение вымученная сквозь пот и краску лица, которое характеризует с помощью описания лица чувство неловкости (ср. выражения «краснеть от стыда» и «бросило в пот»), делает улыбку отца Якова неестественной. Глагол улыбаться, употребленный с наречием-распространителем глагола (начал принужденно улыбаться), а также с причастной формой глагола (вымученная), передает чувство борьбы, которое испытывает священник, в том числе выраженное через мучение. В контекст включено также описание взгляда — состояние глаз (неподвижным взглядом) и их цвет — которое вступает в контраст с улыбкой и выражается причастной формой глагола (не вязавшаяся). Таким образом, происходит корреляция взгляда, улыбки и мимики, которые придают экспрессивность разговору и демонстрируют внутреннее нестабильное состояние отца Якова, его попытку скрыть свое эмоциональное состояние посредством улыбки.

А.П. Чехов передает мимическое проявление эмоций, их интенсивность и динамику, используя при этом мену нейтральных эмоций на менее сильные. Далее в описании внутреннего состояния отца Якова его неподвижный взгляд характеризуется безумным, как и его движения:

«Отец Яков рванулся с места и, безумно глядя на пол, зашагал из угла в угол» (Чехов, т. V, с. 69).

Отец Христофор в повести «Степь» предстает как положительный персонаж-священнослужитель, добродушный, каким и полагается быть священнику. А.П. Чехов изображает мимику отца Христофора чаще всего не словами, обозначающими части лица, а глаголами с эмотивным значением:

«Вот-те на! — удивился о. Христофор. — А как же чай?», «Болен? — смутился о. Христофор. Вот это уж и нехорошо, брат» (Чехов, т. VII, с. 94).

Как показывают примеры, мимика лица священнослужителя описана не прямо, а с помощью глаголов, выражающих состояние, эмоциональное отношение к происходящим событиям, участником которых в том числе является он сам. В рассказе «Архиерей» А.П. Чехов не указывает на причины, из-за которых сердится преосвященный, однако они вытекают из всего контекста рассказа:

«Во вторник после обедни преосвященный был в архиерейском доме и принимал там просителей, волновался, сердился, потом поехал домой» (Чехов, т. X, с. 195).

Такие эмоциональные проявления, выраженные эмотивными глаголами, подразумевают либо мимику, либо взгляд, либо их корреляцию.

Мимика, взгляд чеховских священнослужителей изображаются с помощью метафор. Чеховская метафора порождает некий образ, в котором кроется идея. Так, метафоры, на которых строятся описания портрета священнослужителей, в том числе и описание лица и взгляда, показывают отношение клириков к окружающей их действительности. В свою очередь мимика и взгляд могут быть связаны с такой реакцией, как смех и улыбка.