Вернуться к Э.Г. Манукян. Языковое представление мира священнослужителей в произведениях А.П. Чехова

3.5. Особенности голосовой характеристики священнослужителей

В художественной литературе портрет можно рассматривать с разных позиций: компоненты внешнего облика (внешний портрет), особенности проявления характера и внутреннего состояния персонажа (психологический портрет), а также и элементы, которые лишь косвенно касаются портретного изображения (пространственная характеристика.). Немаловажную роль играет также характеристика голоса персонажа. Для этого писатели репрезентируют в основном лексические и синтаксические особенности речи персонажа. Как замечает Т.Н. Колокольцева, это позволяет «при помощи минимального набора языковых особенностей создать достаточно яркую картину индивидуального словоупотребления» (Колокольцева, 2015, с. 89). В этом аспекте важное значение имеют особенности голоса персонажа, паралингвистические характеристики их речи. Паралингвистика изучает невербальные (просодические) факторы речевой коммуникации, которые участвуют в передаче информации, несут определенную семантическую нагрузку — экстралингвистическую информацию. Значение имеют непосредственно фонационные характеристики голоса: темп, высота и громкость, тембр.

Глаголы говорения и их распространители в целом составляют интонацию речи чеховских священнослужителей. М.К. Милых пишет, что такие глаголы определяют речь по звучанию и по характеру произношения и оттеняют силу звучания, тон, окраску звука, четкость произношения и темп речи, которые составляют интонацию (Милых, 1958, с. 44). Фонационную характеристику, интонацию речи священнослужителей в произведениях А.П. Чехова выражают не только глаголы как таковые, но и их распространители — наречия, деепричастия и средства выразительности.

По данным Национального корпуса русского языка, в русской языковой культуре голос священнослужителя обычно имеет ассоциативную связь с такими прилагательными, как монотонный, тихий, звучный, мягкий, зычный, громкий, спокойный, торжественный, густой, негромкий, проникновенный, вкрадчивый (НКРЯ, https://ruscorpora.ru/new/). Голос и звуковые особенности речи священнослужителей в чеховских произведениях не характеризуются такими прилагательными. Как правило, такие особенности речи персонажа дополняют его портрет в психологическом ключе.

Важными характеристиками голоса священнослужителей у А.П. Чехова являются высота, громкость и темп. Так, у А.П. Чехова громкость и высокий тон не свойственны речи священнослужителей: их речь тихая. Громкость и высота голоса (тон) чеховских священнослужителей выражается с помощью наречий образа действия как распространителей глаголов говорения:

Преосвященный Петр из рассказа «Архиерей»: «— Мне бы потолковать с вами... всё никак не соберусь, — проговорил преосвященный тихо, через силу» (Чехов, т. X, с. 199);

Отец Христофор из повести «Степь»: «О. Христофор зажмурил глаза, подумал и сказал вполголоса: — Что такое существо?» (Чехов, т. VII, с. 21).

Как показывают примеры, громкость и темп речи священнослужителей могут отражать различные состояния. В первом случае тон голоса архиерея обусловлен тем, что он болен и ему становится тяжело произносить речь. Он проговорил через силу, распространитель через силу глагола «проговорить» подчеркивает физическую слабость ввиду болезни. Во втором случае тон выражает задумчивость отца Христофора, тем самым показывая, что он предается рассуждениям. Отец Христофор говорит вполголоса, находясь в размышлении над идеей «существа».

Речь отца Якова из рассказа «Кошмар», обращенная к Кунину, выражает черту его характера — робость:

«— Павел Михайлович, — сказал он, видимо стараясь говорить громко и явственно» (Чехов, т. V, с. 68).

Деепричастие стараясь указывает на то, что священнику не свойственно говорить громко. Его эмоциональная речь — это монолог, в процессе которого священник модифицирует громкость своей речи, переступая через страх, чтобы попросить у Кунина новую должность. Таким же способом выражается темп (протяженность) речи:

«— Нет, нет, — быстро проговорил omet/ Яков, почему-то бледнея и дрожа всем телом» (Чехов, т. V, с. 68).

Быстрый темп речи отца Якова характеризует его психическое состояние, а именно панику или испуг, о чем свидетельствуют дополнительные распространители в ремарке — деепричастия бледнея и дрожа. Такое состояние может выражаться и распространителем в ремарке в форме сравнительного оборота:

«— Извините великодушно, Павел Михайлович... — забормотал отец Яков, как пьяный» (Чехов, т. V, с. 70).

Помимо глаголов с нейтральным значением (сказать, говорить), речь священнослужителей у А.П. Чехова, как правило, характеризуют глаголы, отражающие степень громкости и темп: шептать, бормотать и лепетать. Глаголы бормотать и лепетать обозначают степень четкости произношения. М.К. Милых обозначает такое произношение как «невнятное, неясное и негромкое» (Милых, 1958, с. 49). С неясностью речи исследователь связывает «неясность мысли, растерянность» (там же). Например, четкость речи отца Евмения («У предводительши») выражает такую черту характера, как лесть, обращенную к гостям; четкость речи отца Христофора («Степь») — это естественный признак его голоса; четкость речи Отлукавина («Канитель») выражает непонимание в том, кого и куда записывать:

Отец Евмений: «<...> лепетал долго что-то, как дитя» (Чехов, т. III, с. 172);

Отец Христофор: «— Ничего, ничего, брат Егор, ничего... — забормотал скороговоркой о. Христофор» (Чехов, т. VII, с. 15);

Дьячок Отлукавин: «— Авдотью, стало быть, долой отсюда... бормочет он смущенно» (Чехов, т. III, с. 233).

По М.К. Милых, глагол «шептать» определяет силу звучания, ослабленного и приглушенного (Милых, 1958, с. 46). Например, в речи отца Якова, когда он говорит о том, что может принять должность на любых условиях:

«Господи, да я и десять взял бы! — прошептал отец Яков, оглядываясь» (Чехов, т. V, с. 69).

В словаре В.И. Даля даются следующие значения данных глаголов: 1) бормотать — значит «говорить невнятно, скоро и себе под нос» (Даль, 1998, с. 43); 2) шептать — «говорить тихо, не вслух, таясь от других» (Даль, 1998, с. 591); 3) лепетать — «говорить невнятно, несвязно, по-ребячьи, искажая слова или связывая их неправильно» (Даль, 1998, с. 311). В словаре под редакцией Д.Н. Ушакова: 1) бормотать — «говорить негромко и неясно, про себя» (БТС, 2008, с. 53); 2) шептать — «говорить тихо, шепотом» (БТС, 2008, с. 802); 3) лепетать — «несвязно, неразборчиво говорить» (БТС, 2008, с. 431). Таким образом, говоря о громкости голоса священнослужителей и о темпе произнесения слов, можно заключить, что их речь невнятная, тихая, неслышная.

Другими важными аспектами голосовой характеристики священнослужителей у А.П. Чехова являются тембр и мелодичность. Мелодичность голоса может вызывать как приятные, так и отрицательные реакции со стороны других персонажей, как например, со стороны Егорушки воспринимается голос отца Христофора:

«Но голос о. Христофора, казавшийся неприятным и резким, мешал ему сосредоточиться и путал его мысли» (Чехов, т. VII, с. 94).

Звучание голоса — это его тембр. Так, голоса могут быть дребезжащими, звонкими или хриплыми. Голос отца Анастасия из рассказа «Письмо» характеризуется как сиплый, дребезжащий, визгливый:

«Почему это грех? — визгливо заговорил он» (Чехов, т. VI, с. 159). Сиплость голоса объясняется пристрастием к алкоголю. По О.В. Катаевой, своеобразие мелодики голоса человека состоит в том, «что в процессе коммуникации воплощаются все характеристики, свойственные говорящему субъекту» (Катаева, 2007, с. 44). Благозвучность голоса достигается за счет чистоты звучания и отсутствия неприятных призвуков, что связано с хорошей дикцией. В данном случае в речи отца Анастасия наблюдается сиплость и дребезжание. Следуя словарю под редакцией Д.Н. Ушакова, сиплый — это «приглушенно хриплый, несколько шипящий» (БТС, 2008, с. 599), а дребезжащий — от дребезжать — «издавать дрожащий звон, звяканье» (БТС, 2008, с. 209). Таким образом, характеристика голоса отца Анастасия дополняет его образ: он не может выполнять функции отца в церкви, так как его отстранили. Данный факт его биографии становится более выраженным благодаря указанным маркерам его голоса. Наречие «визгливо» (визг — пронзительный, резкий крик) как маркер голоса можно рассматривать в той же позиции, что и дребезжание: неприятное звучание. Получается, что его голос не соответствует образу священнослужителя, а именно его духовному сану. Хриплость голоса присуща и другим священнослужителям, например, дьякону из рассказа «В бане»:

«— Беден, да честен! — донесся с верхней полки хриплый бас. — Такими людьми гордиться нужно» (Чехов, т. III, с. 180).

Голос послушника Иеронима из рассказа «Святою ночью» автор описывает «слабым, вздыхающим тенорком, каким говорят выздоравливающие больные» (Чехов, т. V, с. 95).

Тенор как тембр мужского голоса является самым высоким мужским голосом и бывает лирическим или драматическим. Как отмечает О.В. Катаева, «смысл высказывания человека — это значение мелодики голоса, пропущенное через живое человеческое «Я» и насквозь пропитанное им» (Катаева, 2007, с. 46). Данное описание голоса послушника вполне соответствует его смиренному характеру и тихому поведению, а также пафосу рассказа в целом. Иероним предстает как личность смиренная и добродетельная: он не оставляет своего послушания паромщика, тонко чувствует красоту церковной поэзии, проявляет любовь и уважение к умершему иеродиакону.

Важное значение в раскрытии интенций чеховских священнослужителей в диалогах имеет интонация их голоса. В данном случае можно говорить об эмоциональной составляющей личности. Речи чеховских священнослужителей свойственна эмоциональность в случае, когда они вступают в разговор с другими персонажами с целью наставить их либо воззвать к совести. Например, голос отца Григория в рассказе «Панихида», когда он собирается осудить лавочника за непристойное слово:

«— Иди же, когда зовут! Что стоишь, как изваяние? — слышит он сердитый голос отца Григория. — Тебя зову!» (Чехов, т. IV, с. 352).

В рассказе «Письмо» речь благочинного отца Федора, адресованная отцу Анастасию и дьякону Любимову, сопровождается авторскими ремарками, в которых А.П. Чехов использует наречия, характеризующие строгость голоса:

«— Не время теперь пить водку, — строго сказал благочинный. — Стыд надо иметь» (Чехов, т. VI, с. 155).

Строгость, выраженная в интонации голоса отца Федора и являющаяся константной в его речи, может выражаться не так экспрессивно в процессе развития диалогических отношений:

«— Виноват ты, дьякон, виноват, — сказал он, но уже не так строго и горячо» (Чехов, т. VI, с. 158).

Антиподом отцу Федору в этом аспекте становится дьякон Любимов:

«Дьякон говорил искренно, с сокрушенным сердцем, и даже слезы выступили у него на глазах» (Чехов, т. VI, 158).

Такая характеристика голоса священнослужителей говорит о рефлексирующей личности: в первом случае (отец Федор) — это человек мыслящий, возбудимый, а во втором (дьякон Любимов) — чувствующий, эмотивный. Эмоциональность присуща и голосу дьякона Победова из повести «Дуэль»: он является участником философского дискурса и обсуждает с зоологом вопрос о человеческой нравственной силе и слабости:

«— Но ведь сильные распяли Господа нашего Иисуса Христа! — сказал горячо дьякон» (Чехов, т. VII, с. 431).

Голос священнослужителя может свидетельствовать о сильном эмоциональном возбуждении, и тогда он характеризуется с разных паралингвистических позиций. Например, голос отца Григория («Панихида»):

«— Как же ты смел написать это? — протяжно шепчет батюшка, и в его сиплом шепоте слышатся гнев и испуг» (Чехов, т. IV, с. 352).

Такое средство фонации, как шепот, способно создать эмоционально-экспрессивное напряжение в различных коммуникативных ситуациях. В данном случае шепот священнослужителя, характеризующий степень громкости речи, обусловлен сильным чувством испуга в корреляции с состоянием крайнего недовольства (гнева). В описанной ситуации отец Григорий дает волю чувствам, осуждая прихожанина за его грех, но при этом и наставляя его. Данные эмоциональные реакции усиливаются за счет прилагательного «сиплый» (то есть приглушенный, шипящий) и наречия «протяжно», которое указывает на темп речи. Примечательно, что эти маркеры речи характерны при чувстве страха, при испуге. Так, в данной речевой реплике священнослужителя представлены темп речи, громкость речи и эмоциональная окраска.

Таким образом, обращаясь к описанию голоса чеховских священнослужителей, а также к паралингвистическим характеристикам их речи, можно отметить, что писатель придает данному аспекту смысловую нагрузку. А.П. Чехов описывает различные модификации голоса священнослужителей, которые связаны с определенными событиями, происходящими в их жизни.