Вернуться к Э.Г. Манукян. Языковое представление мира священнослужителей в произведениях А.П. Чехова

1.2. Священнослужители как субъекты религиозного дискурса

На разных этапах существования человечества религия играла в обществе значительную роль. В связи с этим одной из важнейших проблем религии как формы существования (или бытия) человека является взаимоотношение языка и религии, о чем писали такие исследователи, как Н.Б. Мечковская (1998), С.В. Федотова (1999), Д.В. Пивоваров (2006). Особенностям и принципам религиозного дискурса посвящены исследования О.А. Прохватиловой (1999); Е.В. Бобыревой (2007); Е.А. Кожемякина (2011); О.В. Швед (2001); Н.Б. Мечковской (1998), А.М. Прилуцкого (2007).

Определение религиозного дискурса

Согласно социолингвистическому подходу к изучению дискурса среди прочих типов выделяют религиозный дискурс, который представляет собой «совокупность коммуникативных действий или событий, направленных на передачу, сохранение и развитие религиозных представлений» (Прилуцкий, 2007, с. 8).

Религиозный дискурс — это «регламентируемая определенными историческими и социокультурными кодами (традициями) смыслообразующая и смысловоспроизводящая деятельность, направленная на формирование, трансляцию и изменение догматического мышления, сакрального мироощущения и мистического опыта» (Кожемякин, 2011, с. 19).

В узком смысле религиозный дискурс — это «совокупность речевых актов, используемых в религиозной сфере; в широком — набор определенных действий, ориентированных на приобщение человека к вере, а также речеактовые комплексы, сопровождающие процесс взаимодействия коммуникантов» (Бобырева, 2007, с. 12).

Под религиозным дискурсом можно понимать «систему речевых взаимодействий между индивидами по поводу религиозных текстов, а также тексты, которые содержат разделяемые всеми верующими убеждения, высказываемые и усиливаемые ими» (http://sobor.by/7km4teniashved.htm).

Исследователи отмечают, что религиозный дискурс строго ритуален, по отношению к нему необходимо говорить о вербальной и невербальной форме выражения. Под невербальным (или поведенческим) ритуалом имеются в виду действия, выполняемые в строго определенном порядке и следующие за словесным высказыванием (протянутые руки, склоненная голова, склонение головы в знак смирения; преклонение колен в знак молитвы или благодарности Всевышнему, осенение себя крестным знамением как знак защиты от всего порочного). Под вербальным ритуалом подразумевается набор речевых паттернов, которые дают представление о границах ритуального действия (Бобырева, 2007; Кожемякин, 2011).

В религиозном дискурсе важен каждый элемент, так как он имеет определенное значение, например, это: элементы церковной архитектуры (амвон, абсида, купол, звонница, колокольня, неф, паперть, ризница), реалии церковного пространства (алтарь, престол, жертвенник, аналой, горнее место, иконостас), элементы религиозного ритуала, обряда: (крест, кадило, дискос, потир, икона, ладанка, литийное блюдо, лжица, свеча), одеяние священнослужителей (ряса, епитрахиль, апостольник, подризник, мантия, митра, камилавка, скуфья).

Функции религиозного дискурса

Функции религиозного дискурса принято делить на общедискурсивные, которые характерны для всех видов дискурса, но имеют свои особенности в религиозном общении, и частные, которые находят свое выражение только в религиозном общении (дискурсе). Е.В. Бобырева делит частные функции религиозного дискурса на три класса:

1) определяющие нормы и принципы существования человеческого общества;

2) определяющие отношения между людьми;

3) определяющие внутреннее мироощущение, мировосприятие человека, осмысление им своего существования.

И.В. Бугаева, исследуя православный социолект, считает, что он имеет следующие общелингвистические функции: коммуникативную, фатическую, когнитивную, эстетическую, эмоционально-экспрессивную, историческую (Бугаева, 2010, с. 29).

Коммуникативная функция проявляется в общении многочисленной группы людей, объединенных христианским мировоззрением, когнитивная функция — в осмыслении христианского вероучения. Фатическая функция выражается в различных этикетных формулах в различных коммуникативных ситуациях. Эстетическая функция реализуется в создании текстов художественной литературы как прозаических, так и поэтических. В сохранении знаний, обычаев, ритуалов, обрядов заключается историческая функция.

Е.В. Бобырева считает, что основной функцией в религиозном дискурсе является апеллятивная, поскольку общение в рамках данного дискурса апеллирует к воле человека и его чувствам, что реализуется в таком жанре, как проповедь, а также к существованию и могуществу высших сил (Бога), что реализуется в жанре молитвы — обращении к Богу. Важное значение имеет эмотивная или экспрессивная функция, так как религиозное общение строится, в первую очередь, не на рациональности, а на силе веры, на эмоциональном начале человека. Важную роль выполняет персуазивная функция (речевое воздействие на получателя с целью побудить его к определённому действию, убедить в чём-то, призвать к совершению или несовершению чего-либо) (Бобырева, 2007).

Одной из важнейших функций религиозного дискурса является дидактическая, которая реализуется в таких жанрах, как наставление и поучение.

Самой важной целью клириков в религиозном дискурсе является воспитание личности. Священнослужителю необходимо воспитать человека таким образом, чтобы он был способен следовать установленным в обществе нормам и требованиям, которые соотносимы с религиозными догмами, принимать без сомнения религиозные постулаты, отвечать на призывы своего духовника.

Участники религиозного дискурса

По мнению Е.В. Бобыревой (2007), В.И. Карасика (2002), И.И. Пасовца (2018) участниками религиозного дискурса выступают: Бог (Высшая сущность), «который скрыт от непосредственного восприятия, но потенциально присутствует в каждом коммуникативном акте религиозного дискурса»; пророк — лицо, «которому открылся Бог и которое по воле Бога, являясь медиумом, доносит до коллективного адресата его мысли и суждения»; адресант — священнослужитель, доносящий до людей высшую истину и совершающий богослужения (Бобырева, 2007, с. 91); адресат — прихожанин, верующий. В религиозном типе общения адресант и адресат дискурса «оказываются разведены не только в пространстве, но и во времени» (Бобырева, 2007, с. 91). Адресаты в религиозном дискурсе представлены верующими, которые признают религиозные постулаты, верят в высшие силы, и неверующими, которые не принимают основы религиозного учения, отвергают идею существования Бога.

В религиозном дискурсе главным участником является человек, который имеет духовный сан и является носителем высшего знания и накопленного человечеством опыта. Необходимо отметить важный факт, заключающийся в том, что священнослужитель выступает не от своего имени, а только от имени Бога, то есть является проводником между Богом и человеком. В религиозном дискурсе существуют два главных направления коммуникации:

1) от Бога — через пророка (наставника, священника) — к людям;

2) от людей — через пророка (наставника, священника) — к Богу» (Мечковская, 1998, с. 63).

Иными словами, священнослужитель — это носитель некоторого концентрированного опыта и знаний, который преподносит информацию согласно канонам того учения, религиозного направления, течения, последователем которого он является. Он обязан рассматривать и передавать информацию именно так, как требует его вера.

Язык религиозного дискурса

Религиозный дискурс объединяет людей в единстве веры. «Язык религии — это язык некоторой замкнутой группы, которая ограничена и объединена верой. Язык религии рассчитан на определенную группу, которая должна быть хотя бы элементарно подготовлена к восприятию сообщения. Кроме того, язык религии выполняет некую рекламную функцию, в том смысле, что, оставаясь языком для посвященных в дела церковные, он в то же время должен быть в некотором смысле доступен широким массам» (Бобырева, 2007, с. 48).

В ходе общения в рамках религиозного дискурса священнослужитель, пытаясь донести истину до людей, в первую очередь, обращается к эмоциональному компоненту человеческой натуры, именно поэтому важное значение придается осмыслению человеком идей бога, души, веры, греха.

Е.В. Бобырева отмечает, что «язык религии представляет собой довольно замкнутое семантическое пространство, в том смысле, что он рассчитан на определенный круг людей, содержит массу языковых единиц, малопонятных или вообще непонятных непосвященному человеку. Магия религии, магия воздействия во многом содержится именно в слове, в лексическом наполнении языка религии» (Бобырева, 2007, с. 61). В религиозном общении необычные и малопонятные для мирян языковые знаки способствуют созданию особого эффекта, связанного с инобытием. Однако священнослужитель в религиозно дискурсе обязан доносить до прихожан (шире — мирян) истину и божье слово так, чтобы люди поняли и осмыслили его слова. Таким образом, язык религии включает в себя как малопонятные слова, тайноречие, так и общеизвестную лексику.

Религиозное общение строится с помощью своего особого языка. Такая необычная природа языка придает еще большую сакральность; именно это обстоятельство во многом способствует тому, что священнослужитель может быть воспринят простым обывателем как человек, обладающий огромной внутренней силой и способный разрешать многие вопросы и проблемы. При этом малоизвестная мирянину речь священнослужителя дополняет создание образа, связанного с иномирием.

В религиозном дискурсе внушение является основным способом воздействия на сознание и психику человека. При помощи лексических средств священнослужитель передает прихожанину информацию, которую тот должен принять на веру, не требуя аргументов и доказательств.

Лексическая система стиля религиозного высказывания включает несколько стилистических пластов:

1) нейтральная лексика;

2) стилистически окрашенные слова: церковно-религиозная лексика (например, святой, пастырь, воскресение) и слова, имеющие книжную окраску (например, сонм, благодатный, стяжать);

3) незначительная доля разговорной лексики;

4) слова и выражения, имеющие возвышенную эмоционально-экспрессивную окраску (воистину, подвижник, водительство);

5) лексика обрядов.

Таким образом, лексическая система религиозного стиля включает несколько стилистических пластов. О.А. Прохватилова отмечает, что нейтральная лексика составляет примерно 90% этой лексической системы (Прохватилова, 2006, с. 22).

Исповедь и проповедь, то есть непосредственное общение священника и мирянином, паствой требует максимального понимания и достижения коммуникативного эффекта. В связи с этим нейтральная лексика является основным пластом в религиозной коммуникации.

По мнению Е.А. Кожемякина, догматический аспект религиозного дискурса проявляется в широком использовании консервативных языковых стратегий: «употребление устаревшей лексики, специфичной религиозной терминологии (например, в православной церкви это элементы старославянского языка), цитирование сакрального текста (например, пословицы и поговорки, основанные на библейских высказываниях)» (Кожемякин, 2011, с. 40), то есть христианских прецедентных текстов, что предполагает «сохранение догматического потенциала дискурса, ориентацию на точное воспроизведение сакрального текста» (там же), в котором можно найти истину.

Таким образом, целью священнослужителя в рамках религиозного дискурса является наставление человека на путь истины, раскрытие божественного знания. В связи с этим священнослужитель нацелен на то, чтобы сформировать личность с определенными взглядами и ценностями, которые приняты в обществе и признаны религией. Информация, которую священнослужитель называет истинами, должна приниматься человеком на веру, а требования доказательств и аргументов могут лишить религиозное общение главной особенности — ее сакральности.

В религиозном дискурсе священнослужитель должен в большей мере апеллировать не к рациональному началу человека, а к эмоциональному началу. В религиозном общении священнослужитель с помощью языка доносит до обывателя (мирянина, прихожанина) ценности, принятые в обществе и одобренные церковью. Раскрывая моральные ценности для всего человечества, церковь стоит над частной жизнью человека и над общественной жизнью; она оторвана от проблем идеологии и политики.