Внецерковное природное пространство, так же, как и пространство дома и социальных учреждений, имеет смысловую нагрузку: помогает раскрыть образ священнослужителя глубже, постичь его внутренний мир.
В повести «Степь» отец Христофор помещен А.П. Чеховым в пространство степи, то есть действие разворачивается вне церкви:
«Путники расположились у ручья отдыхать и кормить лошадей. Кузьмичов, о. Христофор и Егорушка сели в жидкой тени, бросаемой бричкою и распряженными лошадьми, на разостланном войлоке и стали закусывать» (Чехов, т. VII, с. 20).
Природное пространство, а именно дорога, — это для отца Христофора не только путь, по которому он движется, чтобы продать шерсть, а главное, устроить Егорушку в хорошее место, но также и место, волею или неволею ставшее пространством совершения им богослужебного действий — чтения кафизм:
«Умывшись и одевшись, он не спеша вытащил из кармана маленький засаленный псалтирь и, став лицом к востоку, начал шёпотом читать и креститься» (Чехов, т. VII, с. 28).
Кафизмы — это «особый род псалмопения, отличный от псалмопения в других местах церковной службы» (Христианство, 1994, с. 212). Именно псалмы здесь произносятся, большей частью читаются, но с наименьшею торжественностью и в более спокойном положении тела, сидя.
Природа, степь, дорога — это стихии отца Христофора. Продажа шерсти для него является больше поводом к поездке, чем целью:
«Так, в настоящей поездке его интересовали не столько шерсть, Варламов и цены, сколько длинный путь, дорожные разговоры, спанье под бричкой, еда не вовремя» (Чехов, т. VII, с. 24).
Природа в некотором смысле является проверкой священника на верность своему делу и призванию:
«— Кафизмы почитать надо... Не читал еще нынче. — Можно и после с кафизмами. — Иван Иваныч, на каждый день у меня положение... Нельзя» (Чехов, т. VII, с. 28).
Несмотря на уговоры Ивана Иваныча, отец Христофор остается верным своему долгу и делает то, что ему положено совершить (см.: Приложение Б, пример № 13).
Образ дьякона Победова из повести «Дуэль» является неоднозначным, он раскрывается А.П. Чеховым косвенно, через диалоги с другими персонажами повести, а в природном пространстве он показан более подробно и точно — во внутренних диалогах с самим собой. Природное пространство либо сопутствует размышлениям дьякона, репрезентирует его внутреннюю речь, либо является само по себе самодостаточным элементом в собирательной мозаике повести. Природа — это то пространство, в котором раскрываются эстетические взгляды дьякона, его гармония с природой:
«Дьякон пошел за рыбой, которую на берегу чистил и мыл Кербалай, но на полдороге остановился и посмотрел вокруг. — Боже мой, как хорошо! — подумал он. — Люди, камни, огонь, сумерки, уродливое дерево — ничего больше, но как хорошо!» (Чехов, т. VII, с. 388).
Кроме эстетических взглядов пространство природы помогает раскрыть читателю мечты Победова, его цели и ожидания.
«Слушая их, дьякон вообразил, что будет с ним через десять лет, когда он вернется из экспедиции: он — молодой иеромонах-миссионер, автор с именем и великолепным прошлым; его посвящают в архимандриты, потом в архиереи; он служит в кафедральном соборе обедню; в золотой митре, с панагией выходит на амвон и, осеняя массу народа трикирием и дикирием, возглашает <...>» (Чехов, т. VII, с. 389).
Главная мечта дьякона — это подняться по служебной лестнице, получить сан архимандрита, служить в соответствующем одеянии. Эти мысли в повести приходят дьякону не в пространстве церкви, а в пространстве природы. Именно в пространстве природы Победов видит себя священнослужителем в высшем сане, причем его мечта выражается в динамике жизни, связанной со служением и постепенным повышением церковного чина.
Природа способствует выражению настроения и эмоционального состояния дьякона: природные реалии отвечают его переживанию (см.: Приложение Б, пример № 17).
Природа помогает дьякону проявить рефлексию, дать некоторую оценку собственной жизни. Серое утро является метафорой скуки, которую он испытывает. Здесь же дьякона посещают мысли о долге, справедливости, грехе, порядочности — нравственных вопросах бытия, он размышляет о значимых для христианства идеях — спасении и прощении (см.: Приложение Б, примеры № 18 и № 19).
Дьякон Победов иногда совершает действия, которые не совсем соотносятся с образом священнослужителя. Например, он играет на гитаре:
«Дьякон взял гитару, которая постоянно лежала на земле около стола, настроил ее и запел тихо, тонким голоском: «Отроцы семинарстии у кабака стояху...», но тотчас же замолк от жары, вытер со лба пот и взглянул вверх на синее горячее небо» (Чехов, т. VII, с. 376).
Однако это действие, произведенное в пространстве природы, а не церкви, и развернувшееся в контексте описания неба и жаркой погоды, не разрушает традиционное представление о православном дьяконе, а, наоборот, дополняет его.
Дьякон упорно преследует цель, которая, как он считает, предписана ему свыше: примирить непримиримых, враждебно настроенных друг против друга людей. Едва не ставшая фатальной дуэль, в финале которой дьякон спасает Лаевского от смерти, а фон Корена от убийства, проходит именно в природном пространстве.
Важное значение в пространстве природы, в котором пребывают священнослужители, имеют детали этой природы. Одной из главных деталей природного пространства, в котором находятся священнослужители, является звезда:
Отец Анастасий и дьякон Любимов из рассказа «Письмо»: «Как всегда бывает накануне Светлого дня, на улице было темно, но всё небо сверкало яркими, лучистыми звездами» (Чехов, т. VI, с. 160);
Дьякон Победов из повести «Дуэль»: «Выйдя за город, он стал видеть и дорогу, и свою палку; на черном небе кое-где показались мутные пятна и скоро выглянула одна звезда и робко заморгала своим одним глазом» (Чехов, т. VII, с. 440);
Послушник Иероним из рассказа «Святою ночью» (через взгляд рассказчика): «Мир освещался звездами, которые всплошную усыпали всё небо. Не помню, когда в другое время я видел столько звезд» (Чехов, т. V, с. 92).
На первое место выходит символ путеводной звезды. Сопровождающая образ дьякона Победова звезда выражает его наивные мечты о будущем (робко заморгала). Читатель узнает о них, когда дьякон попадает из городского пространства в природное, и здесь же А.П. Чехов изображает звезду (он стал видеть и дорогу, и свою палку). Палку можно рассматривать как судьбоносный посох, который олицетворяет судьбу Победова, реализованную в его мечтах.
Звезда — один из заметных символов христианства, которая заключает в себе культурный код. Звезда — это универсальный символ, который вбирает в себя несколько различных значений. Как пишет А.А. Рольгайзер, звезда издавна символизировала душу; кроме того, это символ божества, божественного света и вечности (Рольгайзер, 2013). У А.П. Чехова звезда, как деталь природы, освещает темное пространство или выделяется на его фоне. В первом случае — это темная улица накануне Светлого дня, во втором случае — черное небо. Образ звезды сопутствует чеховским священнослужителям, что указывает на их священническую сущность — посвятить себя Богу и служить вечному, божественному.
Пространство — это не только природа, но и элементы архитектуры, в том числе входящей в пределы церкви (элементы кладбища). С одной стороны, это относится к церковному локусу, но, с другой стороны, природное начало здесь превалирует, так как такие предметные реалии находятся в корреляции с реалиями природы (см.: Приложение Б, пример № 14).
Пространство характеризуется такими лексемами, как кресты, ограды, памятники — религиозно-церковные предметные реалии. Такие реалии встречаются и в рассказе «Святою ночью» (см.: Приложение Б, пример № 15) . Берег и река — это главные локусы в рассказе:
«Теперь я мог видеть реку с обоими берегами. Над ней холмами то там, то сям носился легкий туман. От воды веяло холодом и суровостью» (Чехов, т. V, с. 102).
Паром связывает мир обывателей с миром отдавших себя на служение Богу. Два противоположных берега — мира людей и своеобразного инобытия — олицетворяют два отношения к миру: как к существующему независимо от человека и его сознания и как к связанному с душой человека. В рассказе «Святою ночью» дается еще один ключ к раскрытию мира и образа священнослужителя. В рассказе прослеживается нравственно-эстетическая сторона религиозной картины мира: послушник Иероним, как и его умерший друг, иеромонах Николай, проявляет душевную чуткость к людям и красоте этого мира. Иероним бессменно дежурит на пароме, «являясь связующим звеном, проводником между монастырем, то есть духовным, церковным миром, и другим берегом, олицетворяющим все мирское, светское» (Гнюсова, 2015, с. 36).
Описание берега есть и в повести «Дуэль», где изображено ночное морское побережье (см.: Приложение Б, пример № 16). Море здесь выступает в качестве символа мироздания. Как гласит предание, все живое вышло из воды; вода — это источник жизни. В данном фрагменте А.П. Чехов использовал именно эту аллюзию, обратившись к началу сотворения мира, к хаосу и богу. То есть в описании природы, в пространстве, где находится дьякон, заложен христианский код. Значение деталей может развиваться до символа, связанного с оценкой персонажей, их поведения и внутреннего мира.
Внецерковное природное пространство, как и антропогенное пространство, в которое помещены священнослужители способствует тому, чтобы показывать их как людей, отвлеченных от церковного быта и включенных в бытийность, которая, разворачиваясь на фоне природы, заставляет священнослужителей рефлексировать — мечтать, осмыслять свою жизнь, оценивать поступки других персонажей. Однако священнослужители не отказываются от своего призвания и следуют ему в той или иной мере.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |