Лексема «сон» (имя существительное) может входить в словосочетания с именами прилагательными разных лексико-грамматических разрядов (тип связи — «согласование») и с глаголами, образуя с ними в косвенных падежах связь «управление». В именительном падеже, будучи подлежащим в предложении, лексема «сон» координируется с глаголами и именами прилагательными. Определения, выраженные в основном относительными именами прилагательными, могут представлять сон персонажей как реальное бытийное явление, характеризующееся с точки зрения времени суток, длительности, прерывности, информируя о сне как одном из фактов повседневного течения жизни. Качественные имена прилагательные, которые чаще образуют словосочетания с лексемой «сон», дают возможность представить эмоциональное состояние персонажа во время сна. Спектр внутренних переживаний находящихся во сне персонажей довольно разнообразен. Контекстный анализ позволяет представить причину употребления того или иного определения и объяснить связь фрагментов мира между собой в воспринимающем сознании персонажа и читателя.
В сочетании с именительным и предложным падежами лексема «сон» имеет значение «сновидение», во время которого может не прекращаться мыслительная деятельность персонажа, на что указывают некоторые глаголы.
Сон как естественное состояние персонажа, необходимое ему для существования, может обозначаться лексемами разных частей речи, в основном глаголами и именами существительными, и обозначать сам процесс нахождения в состоянии сна (глагол «спать»), его фазы, временную протяженность, включать сопровождающие состояние сна сопутствующие процессы. Необходимость нахождения в состоянии сна как потребность входит в ряд других бытийных процессов, на которые персонажи обращают внимание («спать», «есть», «пить», «гулять» и др.). Состояние сна, обозначенное глаголом «спать» и другими глаголами лексико-тематической группы, может характеризоваться качественными наречиями, позволяющими представить специфику сна и влияние сна на существование персонажа в реальной действительности.
В произведениях А.П. Чехова обращается внимание, например, на несвоевременность сна одного из персонажей, что может вызывать недовольство другого персонажа и быть причиной разрушения их отношений, на такую деталь, как обычность и необычность места для сна, на время сна, что характеризует особенности повседневной жизни в прошлом и настоящем существовании персонажа.
В состоянии сна персонажи не всегда освобождены от других процессов, что представлено глаголами «видеть», «слышать», «думать» и др.
Вхождение в состояние сна может быть представлено фрагментом текста, в котором описываются особенности постепенного изменения сознания персонажа перед сном, что оформлено рядом однородных членов предложения, обозначающих перечень чередующихся различных явлений и субстанций.
В произведениях А.П. Чехова находит отражение и такое реальное явление в жизни персонажей, как отсутствие сна. Ночью, в обычное для состояния сна время, персонажи, как правило, переживают сложнейшие жизненные ситуации, пытаются найти выход из сложившегося положения, размышляют о смысле жизни, о прошлом, настоящем и будущем. Отсутствие сна, кроме временного показателя, обозначено в основном глаголом «спать» с отрицанием и существительным «бессонница».
В главе были проанализированы особенности представления состояния сна персонажей в прозаических произведениях как факта реального существования персонажей.
Лексема «сон» в прозе А.П. Чехова участвует в формировании фрагментов текста, описывающих то, что видит персонаж во время сна, в формировании сновидений, в которых нет событий.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |