В прозаических произведениях А.П. Чехова персонажи могут пересказывать свои сновидения, сообщать другим персонажам о том, что они видели в сновидении. В пересказе может быть сжато представлено содержание сна, например, в виде перечня предметов, которые видели персонажи во сне и которые были в их прошлой реальной жизни или связаны с ней в настоящее время. В изложенном другому персонажу содержании сновидения могут быть названы не только предметы, но и обозначены процессы, при этом они не развернуты в сюжетную линию.
В повести «Черный монах» Таня, рассказывая Андрею о своей жизни и определяя её как скучную и однообразную, включает в эту характеристику содержание снов, которое состоит из наименований плодовых деревьев, растущих в их саду. Таня, рассказывая о своих снах, обращает внимание и на постоянство содержания снов (см.: Приложение № 1, пример № 12).
В начале повести «Палата № 6» в одной из бесед доктора Рагина с почмейстером Михаилом Аверьянычем, когда они ещё находятся в приятельских отношениях и вместе выпивают, Андрей Ефимыч Рагин заводит разговор о том, что его огорчает уровень развития интеллигенции, что в их городе нет людей, которые могли бы вести и поддерживать умные и интересные беседы. Михаил Аверьяныч соглашается и приводит свои соображения по этому поводу, но Рагин его не слушает, он продолжает думать о чем-то своём и неожиданно для собеседника рассказывает о своих снах, в которых восполняются пробелы в общении с умными людьми. В реплике Рагина обозначены только неперсонифицированные субъекты общения, их качественный признак — «умные люди» — и процесс общения (отглагольное существительное «беседы»). Содержание бесед не раскрыто, но общая идея этих бесед названа. Рагин относит себя к умным людям, жалеет о выборе профессии врача, желает находиться в сообществе умных людей и размышлять о смысле существования. В повести «Палата № 6», как считает Е.Я. Кедрова, представлена оппозиция «ум — безумие» (Кедрова, 2010, с. 263). Мечта Рагина о нереализованном образе жизни восполняется в ирреальной действительности — в снах, и он сам говорит о постоянном пребывании в той действительности, которая его больше устраивает, о чём свидетельствует наречие «часто», определяющее следующие друг за другом во времени сны с потенциально подобными разговорами, которых не было в реальности.
«Андрей Ефимыч слушает и не слышит; он о чем-то думает и прихлебывает пиво.
— Мне часто снятся умные люди и беседы с ними, — говорит он неожиданно, перебивая Михаила Аверьяныча... <...> так и в жизни не замечаешь ловушки, когда люди, склонные к анализу и обобщениям, сходятся вместе и проводят время в обмене гордых, свободных идей. В этом смысле ум есть наслаждение незаменимое» (Палата № 6, т. VIII, с. 89).
В «Палате № 6» в Громове Рагин нашел не только слушателя, но и собеседника, при этом каждый из них пребывает в своем собственном существовании: «Громов возмущается и обличает, Рагин наслаждается беседой с умным человеком» (Афанасьев, 2010, с. 188).
В рассказе «Жена» Павел Андреевич, не интересующийся делами своей жены, которая занималась организацией помощи голодающим, скучает, пишет книгу, мечтает о покое. Но тяжёлая жизнь мужиков в деревне, сложные отношения с женой волнуют его и находят отражение в его сне в доме Ивана Иваныча Брагина, к которому он уехал после скандала с женой и у которого был также знакомый ему доктор Соболь.
«И тотчас же мне стали сниться жена, ее комната, начальник станции с ненавидящим лицом, кучи снега, пожар в театре... Приснились мужики, вытащившие у меня из амбара двадцать кулей ржи...
— Все-таки это хорошо, что следователь отпустил их, — говорю я.
Я просыпаюсь от своего голоса, минуту с недоумением смотрю на широкую спину Соболя, на его жилетную пряжку и толстые пятки, потом опять ложусь и засыпаю.
Когда я проснулся в другой раз, было уже темно. Соболь спал. На душе у меня было покойно и хотелось поскорее домой» (Жена, т. VII, с. 494—495).
Всё, что приснилось Павлу Андреевичу, связано с его реальной жизнью и тем, что его очень беспокоило: непростые, недоверительные отношения с женой и непричастность к тем разговорам и событиям, которые происходили в её комнате с другими людьми и которые их общий друг доктор Соболь называл «благотворительной оргией», представлено во сне существительными «жена», «комната». Далее в перечислительном ряду объектов сна назван «начальник станции с ненавидящим лицом». Это человек, на которого Павел Андреевич два раза жаловался его начальству из-за плохого отношения к работе. Холод и снег (во сне есть объект сна — «кучи снега») на улице постоянно упоминаются в повести и сопровождают персонажа: слово «снег» встречается в рассказе 19 раз: «весь мокрый от снега» (Жена, т. VII, с. 487); «пожимаясь от ветра и снега» («Жена», С. VII, 1892: 487); «пряча лицо от снега» (Жена, т. VII, с. 488); «кусок крепкого унавоженного снега» (Жена, т. VII, с. 489); «После снега и ветра у меня горело лицо» (Жена, т. VII, с. 490); «кучи снега» (Жена, т. VII, с. 494) и т. д.
Словосочетание «пожар в театре» в ряду объектов сна не из реального события, а из предыдущего монолога доктора Соболя, который слышал Павел Андреевич и в котором Соболь сравнивает нынешнее сложное положение в деревне с пожаром в театре. Приснились ему и «мужики, вытащившие у меня из амбара двадцать кулей ржи...», о чём говорится в начале повести и чем был недоволен Павел Андреевич. Во фрагменте текста сон прерывается репликой, персонаж проснулся от собственного голоса, что свидетельствует о внутренних переживаниях персонажа даже во время сна. Содержание произнесенной вслух реплики связано с только что выраженным перед сном недовольством доктора Соболя по поводу того, что ведется следствие в связи с этой кражей. Это событие и мнение доктора беспокоило персонажа даже во сне, и содержание реплики свидетельствует уже об ином отношении Павла Андреевича к краже ржи мужиками. Павел Андреевич изменил своё отношение к этому событию и успокоился. Сон оказывает существенное влияние на последующую жизнь персонажа, он мирится с женой и согласен ей помогать.
Проанализируем рассказ «На подводе», в котором есть ряд имен существительных, обозначающих объекты (субстанции) сна персонажа без их сюжетного развертывания, и обратим внимание на употребление лексемы «сон» в тексте рассказа.
В рассказе «На подводе» описан один день жизни Марьи Васильевны, которая работает уже тринадцать лет в сельской школе. В рассказе в этот день Марья Васильевна едет на лошадях в город, чтобы получить жалованье. К вечеру она возвращается назад в деревню Вязовье, везёт её извозчик Семен.
Во время дороги Марья Васильевна многое вспоминает и постоянно анализирует свою жизнь. Из короткого рассказа читателю становятся известно, что когда-то она жила в Москве, что родители уже умерли, что она с тоской вспоминает своё детство и что её очень тяжело работать в школе. Она должна беспокоиться не только о занятиях с учащимися и давать им такие знания, чтобы они смогли сдать экзамены, но и о том, чтобы в школе было тепло, чтобы были заготовлены дрова. При этом ей никто не помогает, денег на содержание школы дают мало. Личная жизнь Марьи Васильевны тоже не устроена. А.П. Чехов представляет размышления героини в пути о неустроенности в жизни, о тяжёлой работе, сложных отношениях с проверяющими и личном одиночестве. Сопровождающие жизнь героини определённые явления реальной жизни находят отражение в снах Марьи Васильевны, что представлено в авторской речи в простом предложении, в котором ряд однородных членов предложения обозначает то, что снится персонажу.
«А ночью снятся экзамены, мужики, сугробы» (На подводе, т. IV, с. 339).
Это предложение представляет образ реальности, которая находит отражение в сновидениях учительницы и не разделена на прошлое, настоящее и будущее, а знаменует обыденность, повседневность, однообразность, проявляющуюся в том числе в постоянстве ночных сновидений. События не описаны, здесь нет деятельностного аспекта, но перечислено то, что вызывает переживания, которые сопровождают персонажа и связаны с реальностью. На уровне грамматики предложение является двусоставным, при этом близком по значению к безличному предложению. Исследователи обращают внимание, что таким образом представленная однообразность бытия персонажа участвует в формировании такого свойства художественного времени в рассказе, как цикличность. (Маслакова, 2010, с. 134).
Все имена существительные в предложении имеют форму множественного числа, что придаёт объёмность снам героини. На первом месте в ряду однородных членов стоит слово «экзамены», что, видимо, неслучайно, поскольку Марья Васильевна очень ответственно относилась к своей профессиональной деятельности и переживала из-за экзаменов. В рассказе существительное «экзамен» в форме единственного и множественного числа и однокоренные слова «экзаменовать», «экзаменатор» встречаются девять раз. Во время дороги героиня всё время думала об экзаменах, в её внутреннем осмыслении своего мира именно работа с детьми и ответственность за них были самым важным делом.
«Марья Васильевна думала о своей школе, о том, что скоро экзамен и она представит четырех мальчиков и одну девочку»; «Марья Васильевна думала все о школе, о том, какая будет задача на экзамене — трудная или легкая» (На подводе, т. IV, с. 336); «И опять она думала о своих учениках, об экзамене, о стороже, об училищном совете» (На подводе, т. IV, с. 338); «И ей всегда казалось, что самое главное в ее деле не ученики и не просвещение, а экзамены» (На подводе, т. IV, с. 339).
Второе существительное в ряду однородных членов, представляющих предметы сна героини, — «мужики». Это собирательный образ тех людей, которые сопровождают её на протяжении работы в школе: извозчик Семён, мужики, которых она встретила во время поездки в трактире; родители её учеников, сторож.
«Марья Васильевна сидела и пила чай, а за соседним столом мужики, распаренные чаем и трактирной духотой, пили водку и пиво» (На подводе, т. IV, с. 339); «Марья Васильевна пила чай с удовольствием и сама становилась красной, как мужики, и думала опять о дровах, о стороже...» (На подводе, т. IV, с. 340); «Ей крестьяне не верили; они всегда так думали, что она получает слишком большое жалованье — двадцать один рубль в месяц (было бы довольно и пяти), и что из тех денег, которые она собирала с учеников на дрова и на сторожа, большую часть она оставляла себе» (На подводе, т. IV, с. 341); «Вот уже два года, как она просит, чтобы уволили сторожа, который ничего не делает, грубит ей и бьет учеников, но ее никто не слушает» (На подводе, т. IV, с. 337). Существительные «мужик», «мужики» в рассказе употреблены восемь раз. Третье существительное, обозначающее реалии сна Марьи Васильевны — «сугробы». Оно встречается в тексте рассказа только в предложении, где описаны предметы сна. Причиной появления сугробов в снах Марьи Васильевны является холод, зима, снег, из-за чего в школе и в её комнате часто холодно, и ей нужно беспокоиться о дровах.
«Зима, злая, темная, длинная, была ещё так недавно» (На подводе, т. IV, с. 335); «...В канавах и в лесу лежал ещё снег» (На подводе, т. IV, с. 335); «От прежних вещей сохранилась только фотография матери, но от сырости в школе она потускнела» (На подводе, т. IV, с. 335); «Утром холодно, топить печи некому, сторож ушел куда-то; ученики поприходили чуть свет, нанесли снегу и грязи, шумят; все так неудобно, неуютно» (На подводе, т. IV, с. 338); «Около трактира, на унавоженной земле, под которой был ещё снег, стояли подводы» (На подводе, т. IV, с. 339); «...Марья Васильевна почувствовала в ногах резкий холод» (На подводе, т. IV, с. 341).
Реальные явления, события, люди, играющие важную роль в жизни Марьи Васильевны, составляющие её трудную, тяжёлую жизнь и вызывающие её эмоциональные переживания, находят отражение в ирреальной действительности — в снах героини, представляющих посредством языка рутинность повседневности.
Исследователи обращают внимание на то, что в рассказе «На подводе» можно увидеть элементы импрессионистического стиля, поскольку в нем «штрихами» представлены внешний мир персонажа и внутреннее осмысление этого мира (Субботина, 1982; Крошкин, 2000).
Образ учительницы Марьи Васильевны в рассказе «На подводе» — один из образов учителей в России конца XIX века (Коновалова, 2001, с. 88).
Главному персонажу повести «Моя жизнь» (повествование ведётся от первого лица) Полозневу, оторвавшемуся от обычной прежде городской жизни и приехавшему жить и трудиться в сельскую местность, было непривычно и тяжело, и это напряжение находило представление в сновидении, где обозначены реальные явления сельской жизни и деятельности. Сновидения были постоянными, о чем свидетельствует предложно-падежная форма со значением времени «по ночам». Объект сновидения — «вспаханная земля» за счет определения, выраженного страдательным причастием прошедшего времени от глагола «вспахать», дает представление о конкретном роде деятельности персонажа (см.: Приложение № 1, пример № 13).
Персонаж произведения «Рассказ неизвестного человека» (повествование ведется от первого лица), как и персонаж повести «Моя жизнь», также меняет свой образ жизни. Он, будучи дворянином и образованным человеком, идет в слуги к дворянину Орлову. Он мечтает о другой жизни, «обыкновенной, обывательской». В начале произведения описаны его мечты о новой жизни, в том числе желания его даны и в сновидениях, где перечислены объекты, выраженные именами существительными, представляющие разные явления, которыми интересуется персонаж и которые, видимо, могли бы быть воплощением его мечты.
«Мне снились горы, женщины, музыка, и с любопытством, как мальчик, я всматривался в лица, вслушивался в голоса» (Рассказ неизвестного человека, т. VIII, с. 140).
Сложные переживания в связи с тем, что персонаж узнает о реальной жизни, также могут находить отражение в сновидении. В рассказе «В сарае» мальчик Алешка узнает от деда и других людей, служивших у барина, о том, что барин застрелился. Алешка рассказал деду, что днем он видел барина у ворот, тот погладил его по голове и спросил, из какого он уезда. Перед сном все говорили о самоубийстве барина, обсуждали возможные причины. Мальчик очень испугался, просил деда увезти его домой, долго не мог заснуть, плакал от страха и во сне видел умершего барина, что также вызвало испуг. Страх от сновидения заставил его проснуться и заплакать, выход из этого сна был связан с эмоциональным переживанием, продолжающимся и во сне, что привело к прерыванию сна и плачу. Алешке приснился человек, которого он видел днем в реальной жизни и известие о смерти которого так его напугало. Восприятие этого события мальчиком и взрослыми людьми описывается по-разному, страх был только у мальчика, взрослые после обсуждения поступка барина сели играть в карты и велели Алешке спать.
«Когда Алешка увидел во сне барина и, испугавшись его глаз, вскочил и заплакал, было уже утро, дед храпел и сарай ne казался таким страшным» (В сарае, т. VI, с. 285).
Повесть «Степь» является произведением, подводящим итог предшествующему периоду творчества писателя и являющимся «прологом к последующим творческим изысканиям» (А.П. Чехов. Энциклопедия, 2011, с. 178). Произведение стало «увертюрой к последующей драматургии» (Катаев, 2008, с. 6), поскольку существенной чертой повести является представление индивидуальных судеб через обращение к общечеловеческим вопросам счастья, одиночества, смысла жизни. В повести «Степь» мальчик Егорушка, которого дядя Кузьмичов везет в гимназию и с точки зрения которого представлены в произведении некоторые жизненные наблюдения, по-своему осмысляет мир, в который он попал. Зная своего дядю и познакомившись в поездке с о. Христофором, Егорушка, глядя на них во время их сна, предполагает, что они могут видеть во сне. То, что эти персонажи видят в своих сновидениях, очень точно характеризует Кузьмичова и о. Христофора и является, видимо, и точкой зрения повествователя. На то, что вряд ли девятилетний мальчик настолько широко, глубоко и тонко мог осмыслять всё, что он видит вокруг себя, обратила внимание Н.А. Кожевникова, так как повествование в «Степи», оформленное с точки зрения Егорушки, нельзя свести только к его восприятию, поскольку «язык не соответствует речевому обиходу персонажа» (Кожевникова, 1999, с. 36).
Кузьмичову, сухому и сосредоточенному на делах человеку, снится всё, что связано с торговлей, а о. Христофору то, что характеризует его как доброго человека, любящего жизнь во всех её проявлениях. При описании сна Кузьмичова обращается внимание на то, что и во сне он продолжал думать о делах, то есть мыслительный процесс не прерывался даже в состоянии сна. Введение объектов сна двух персонажей представлено рядами имен существительных, предложно-падежными словосочетаниями и в сновидении о. Христофора также придаточным предложением, в котором дано обобщение объектов сна по сравнению с объектами сна Кузьмичова, что дает читателю возможность сравнить двух персонажей по их разному миропониманию.
Предположительность перечня объектов сна обозначена во фрагменте текста вводными компонентами, имеющими значение возможности, допустимости («вероятно», «должно быть»). В приведенном ниже отрывке слова «дядя», «отец Христофор», «шерсть», «Варламов» и др. можно считать относящимися к точке зрения Егорушки; словосочетания «деловая сухость», «фанатик своего дела», «сковать как удав» и другие оценки и сравнения скорее всего принадлежат повествователю (см.: Приложение № 1, пример № 14).
В рассказе «Пари» банкир, решивший не отдавать деньги юристу, который согласился провести пятнадцать лет в заточении, чтобы заработать два миллиона, пришел к юристу в конце срока и нашел его спящим. Банкир предположил, что юристу снятся деньги, пока не прочитал его письмо, в котором тот сообщает, что нарушит пятнадцатилетнее заточение за пять часов до его окончания и отказывается от денег, так как презирает их. Причиной такого отношения юриста к деньгам стали его размышления по итогам знакомства в течение заключения с Евангелием, с сочинениями по философии, истории. Объект сна — деньги — та реальность, о которой мечтал один персонаж, юрист, и, имея, утратил другой, банкир, так как оказался на грани разорения к концу пребывания в заточении юриста (Тимонин, 2001, с. 198).
«За столом неподвижно сидел человек, не похожий на обыкновенных людей. Это был скелет, обтянутый кожей... <...> ...Он спал... «Жалкий человек! — подумал банкир. — Спит и, вероятно, видит во сне миллионы!»» (Пари, т. VII, с. 233—234).
О миллионе мечтает также барон фон Зайниц в произведении «Ненужная победа», обещая жениться на девушке Ильке, если у нее будут такие деньги. Эти деньги не принесли барону счастья.
«Разжалованный барон был далеко. Он, пьяный, лежал под кустом, недалеко от домика Блаухер, и видел во сне свой миллион...» (Ненужная победа, т. I, с. 356).
В рассказе «Устрицы» (повествование ведется от первого лица) еле держащийся на ногах от голода мальчик выясняет у отца значение слова «устрицы», увидев это слово на вывеске у трактира, около которого его безработный отец просит милостыню. Отец отвечает, что это животное, которое живет в море. Мальчик воображает, что оно похоже на лягушку. Затем это животное из его воображения попадает в сновидение, наступившее после того, как его угостили устрицами, и он плохо себя почувствовал после еды, потому что ел устрицы с раковинами, не зная, как правильно их есть. Лягушка во сне мальчика из придуманных им самим представлений о том, на что похожи устрицы, как объект сна не является в рассказе реально существующим животным, оно есть только в воображении мальчика. Этот объект возникает во сне как напоминание о желании хоть что-нибудь съесть, несмотря на неприятный внешний вид и на то, что это живое существо.
«К утру я засыпаю, и мне снится лягушка с клешнями, сидящая в раковине и играющая глазами. В полдень просыпаюсь от жажды и ищу глазами отец: он всё еще ходит и жестикулирует...» (Устрицы, т. III, с. 134).
Объекты сна могут быть только обозначены и выражены местоимениями, значение которых не раскрывается во фрагменте текста. Автор либо сам обозначает так объект сна, либо вкладывает это в уста персонажа.
Реплике Марьи после сна в рассказе «Мужики» А.П. Чехов дает разъяснение, предполагая несколько причин появления реплики, среди которых есть и предположение о сновидении без раскрытия его содержания.
«Марья вернулась и стала топить печь. Она, по-видимому, еще не совсем очнулась от сна и теперь просыпалась на ходу. Ей, вероятно, приснилось что-нибудь или пришли на память вчерашние рассказы, так как она сладко потянулась перед печью и сказала:
— Нет, воля лучше!» (Мужики, т. IX, с. 301—302).
В рассказе «Доктор» больной мальчик не может объяснить доктору, что именно ему снится, обозначая объект сна местоимением «всё» и повторяя это несколько раз (см.: Приложение № 1, пример № 15).
Разные жизненные ситуации, происходящие в произведении с персонажами, находят отражение в снах персонажей. Представление и осмысление этих ситуаций в пространстве текста помогает читателю понять причину появления реалий, имеющих отношение к этим ситуациям, в сновидении. Как правило, это связано со сложными внутренними переживаниями персонажей в связи с реальными жизненными ситуациями. Персонаж продолжает таким образом и в ирреальной действительности «проживать» то, что уже произошло, осмыслять эти ситуации, напоминать о том, что было, мечтать о том, что могло бы произойти.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |